Понятие о мониторинге окружающей среды, цели, виды
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Обычно на территории уже имеется ряд сетей наблюдений, принадлежащих различным службам, и которые ведомственно разобщены, не скоординированы в хорологическом, параметрическом, хронологическом и других аспектах. Поэтому задача подготовки оценок, прогнозов, критериев альтернатив выбора управленческих решений становится на базе имеющихся в регионе ведомственных данных, в общем случае, неопределенной. В связи с этим, центральными проблемами организации экологического мониторинга являются эколого-хозяйственное районирование и выбор «информативных показателей» экологического состояния территорий с проверкой их системной достаточности.
25. понятие о природных ресурсах и природно – ресурсном потенциале.
Приро́дные ресу́рсы — естественные ресурсы, — тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.
Приро́дные ресу́рсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.
Классификация природных ресурсов
по происхождению:
Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, земельные, почвенные, животного мира)
Ресурсы природно-территориальных комплексов (горно-промышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)
По видам хозяйственного использования:
Ресурсы промышленного производства
Энергетические ресурсы (Горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье)
Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы) Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания) По виду исчерпаемости:
Исчерпаемые, Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы), Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира), Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы), Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические) По степени заменимости:
Незаменимые, Заменимые
По критерию использования:
Производственные (промышленные, сельскохозяйственные), Потенциально-перспективные, Рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории)
Природопользование
Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.
Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
Существующая система природопользования объединяет следующие 5 интегрированных государственных подсистем:
1) Наблюдение и контроль за состоянием природной среды;
2)Информационная и технико-экономическая подсистема, связанная с обработкой и анализом данных (мониторинга);
3)Использование, охрана, воспроизводство природных ресурсов (производственная и непроизводственная сферы народного хозяйства);
4)Исследований взаимосвязей в системе "общественное производство - природная среда";
5) Планирование и управление природопользованием.
Сама система природопользования постоянно совершенствуется, развивается и происходит этот процесс в соответствии с законами по природопользованию (Конституция, законы и законодательные акты, постановления, решения).
Для предотвращения экологического кризиса необходимо построение новой экономики, ориентированной на восстановление и поддержание экологического равновесия, и новой идеологии, снижающей значимость нематериальных ценностей.
Основами новой экономики должны стать:
- платность пользования возобновляемыми экологическими ресурсами, в том числе ассимиляционным потенциалом окружающей среды.
- высокая стоимость не возобновляемых ресурсов
- выпуск продукции с учетом ее последующей переработки
- повышенная ответственность за нерадивое использование природных ресурсов
- естественное снижение численности человеческой популяции.