Понятие и источники международного права окружающей среды
Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах.
Объект международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования - вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы. В системе объектов регулирования охраны и использования таких объектов можно выделить несколько категорий:
- международные природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);
- природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами. К таким объектам относятся пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (в т.ч. Каспийское море), пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных.
- природные объекты и ресурсы, находящиеся под национальной юрисдикцией. Например, массив первичных лесов в Республике Коми на территории Печоро-Ильчинского государственного заповедника под названием "Девственные леса Коми", озеро Байкал, признанные в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) участками всемирного природного наследия.
На современном этапе источники международного права окружающей среды подразделяются на два вида:
- закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова ("твердое", т.е. обязательное право);
- содержащие необязательные правила, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом ("мягкое", т.е. рекомендательное, право).
В соответствии с приведенной классификацией к категории источников обязательного международного права окружающей среды должны быть отнесены такие акты, как Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973 г.), Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.); ряд новейших конвенций - Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1992 г.), Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция 1992 г.), Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др.
Действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды.
Особым источником международного права окружающей среды являются носящие обязательный характер решения некоторых международных организаций - Генеральной Ассамблеи ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского экономического сообщества и др.
Примерами другого вида источников международного экологического права, т.е. создающими "мягкое" право, могут служить Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.), Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др. Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы.