Стратегическая экологическая оценка проекта развития главного порта Роттердама
Законченная в 2002 г. стратегическая ЭО проекта реконструк-
ции порта Роттердама служит наглядным примером выполнения
подобных исследований. Порт Роттердама входит в пятерку круп-
нейших портов мира, а по объему перегрузки наливных грузов он
является крупнейшим портом в мире. Благоприятное расположе-
ние порта в дельте Рейна создает отличные возможности для его
дальнейшего расширения.
В связи с расширением портовой деятельности был запущен
рсновной проект по принятию решений, Рrojесt Rоtterdат Маinроrt
(Проект развития главного порта Роттердама) — РRМ. Помимо
поиска территорий, основными задачами данного проекта явля-
лись изучение способов улучшения среды обитания в районе пор-
та Роттердама и содействие устойчивому развитию. Этот аспект
играет важную роль в процессе принятия решений.
В ходе стратегической ЭО в проект РКМ была введена концеп-
ция «среды обитания». Также была отмечена возможность парал-
лельного улучшения качества среды обитания в самом порту и
вокруг него. В рамках этого проекта сотрудничают пять министров
(транспорта и общественных работ, жилищного строительства, фи-
зического планирования и окружающей среды, сельского хозяй-
ства, заповедных территорий и рыбного хозяйства, экономики и
финансов), а также представители местных и провинциальных ор-
ганов власти (муниципалитета Роттердама, метрополии Роттерда-
ма и провинции Южная Голландия). Задача стратегической ЭО
заключалась в том, чтобы сформулировать двуединую цель и на-
чать работу по проекту для ее достижения:
укрепление положения главного порта Роттердама за счет ре-
шения выявленной проблемы дефицита площадей, необходимых
для портовой и промышленной деятельности;
улучшение качества среды обитания в области Рейнмонд за счет
использования возможностей, открывающихся в связи с решени-
емм проблемы дефицита территории.
Парламент обратился к правительству с просьбой провести сба-
лансированную разработку обоих аспектов, уделяя при этом оди-
наковое внимание обеим проблемам.
Достижение цели РRМ предполагает качественный скачок как
для экономики, так и для среды обитания (связь трех элементов:
экономики, экологии (природной среды) и территории). Для этого
нужно найти интегральные решения в рамках четырех политиче-
ских сфер, таких как экономическая, территориальная, экологи-
ческая и природоохранная политика. Соответственно, требуются
решения, которые позволили бы с достаточной эффективностью
достичь поставленных целей в рамках указанных политических
сфер.
Таким образом, в контексте РRМ предполагается поиск твор-
ческих и инновационных решений, которые позволят использо-
вать синергию между указанными политическими сферами.
Например, в случае перевозок повышение доступности одно-
временно приведет к улучшению экологической ситуации. Что ка-
сается порта, то расширение территории одновременно приведет
к улучшению среды проживания и обитания. В рамках РRМ осуще-
ствляется преимущественный поиск оптимальных решений. Одним
из примеров таких решений является стимулирование промыш-
ленной экологии (создание некоего промышленного метаболиз-
ма, заключающегося в том, что отходы одной отрасли можно ис-
пользовать в качестве сырья для другой, а оборудование при этом
находится в их общем пользовании). Другой пример — использова-
ние подземных участков и новых материально-технических средств,
которые направлены на повышение эффективности. Это благопри-
ятно скажется на решении территориального вопроса, а также на
экономической ситуации и состоянии окружающей среды и запо-
ведных территорий.
Концепция «качества среды обитания» была сформулирована в
рамках проекта РR.М: она связала между собой территориальный и
экологический (природная среда) аспекты. Тем самым подчеркива-
лась важность различных элементов устойчивого развития. Таким
образом, разница между понятиями «здесь и сейчас» (текущей си-
туацией) и «там и потом» (будущей ситуацией) стала руководящим
принципом для РR.М. Понятие «качества среды обитания» приобре-
ло два измерения — качество жизни и устойчивость.
Качество жизни отвечает ситуации «здесь и сейчас» и касается
соответствующих территориальных, экологических аспектов и ас-
пектов, связанных с заповедными территориями — в частности,
на локальном уровне. При этом важное значение имеет человече-
ское восприятие различных сторон, что делает понятие «качества
жизни» очень субъективным. Изучая восприятие людьми тех или
иных сторон, можно вывести индикаторы для измерения уровня
качества жизни (табл. 9.1).
Устойчивость в контексте РRМ связана с национальными и
международными аспектами, важными для будущего. Речь идет о
сохранении ресурсов и предотвращении тех или иных выбросов б
объемах, превышающих емкость окружающей среды. Это, в част-
ности, относится к химическому аспекту проблемы охраны окру-
жающей среды. В случае заповедных территорий речь идет о сохра-
Таблица 9.1