Государственный контроль в области природоохраны и природопользования
Функции государственного управления:создание системы органов управления и координация их деятельности;нормотворчество (установление правовых основ регулирования природопользования и охраны окружающей среды для обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов);
управление природными ресурсами; планирование исполнения охраны и улучшения окружающей среды;экологическое нормирование;оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);экологическая экспертиза;экологическое лицензирование;экологическая сертификация;экологическое аудирование;экологический мониторинг;экологический контроль;экологическое воспитание и образование и др.
Функции отраслевого (ведомственного) управления реализуются следующим образом. Государственные функции управления претворяются через соответствующие отраслевые функции, а эти, в свою очередь, как и через производственные функции, могут реализовывать экологические функции управления совместно с общественностью.
Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:
административный (прямой) метод (например, приказ); экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности);моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).
Принципы государственного экологического управления:законность;комплексность;
административно-территориальный принцип организации управления;
бассейновый (применительно к территории бассейна морей, рек, озер, рыбному промыслу и др. без учета административно-территориального деления);принцип организации управления смешанный (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций.
К органам общей компетенции на федеральном уровне относятся Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ. Они играют ведущую роль в определении политики государства в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, в создании правовых и организационных основ природоохранительной деятельности, осуществляют высший контроль в области экологии.Органы представительной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и органы местного самоуправления, являясь органами общей компетенции, непосредственно или через другие органы организуют и осуществляют контроль на подведомственной им территории за исполнением законодательства об охране окружающей среды всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и подчинения. Совместно с федеральными специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды осуществляют реализацию государственной экологической политики. Как отмечалось выше, органы представительной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации принимают законы, постановления, отдают распоряжения по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, которые должны соответствовать законодательству Российской Федерации, и организуют их исполнение.
Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом.
Органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.Органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.Органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.