IV. Перечень литературы (учебно-методических материалов), используемых при отработке вопросов практического занятия
Основная
1. Коробкин В.И., Предельский Л.В. Экология : учебник для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Предельский. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 608 с.
2. Панфилова Л.Н., Троянов О.М. Экология: элек. учебное пособие / Под общей редакцией В.С. Артамонова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2014 – 205 с.
Дополнительная
1. Бродский А.К. Общая экология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.К. Бродский. – М. : Издательский центр «Академия», 2009.
Задания на практическое занятие 2.4: Анализ загрязнений окружающей среды
Учебные вопросы
Характеристика состояния (загрязнения) окружающей среды в месте проживания.
Количественная оценка шумового воздействия транспортного потока.
Обоснование мероприятий по снижению транспортного шума в жилой застройке.
Правила контроля качества воздуха населенных пунктов (ГОСТ 17.2.01-86).
Правила контроля качества воды водоемов и водотоков (ГОСТ 17.1.3.07-82).
Приложения с заданиями обучающимся
По практической отработке вопросов
Приложение 1
Задание № 1.
1. Описать источники загрязнений в месте проживания, в соответствии с классификацией определить их характер.
2. Определить загрязнения (загрязняющие агенты (вещества)) окружающей среды для данной территории (района) города.
3. Описать физико-химические свойства загрязняющих агентов (загрязняющих веществ), характер их опасного экологического воздействия.
Пример выполнения задания № 1 на практическом занятии
Теплоэлектроцентра́ль (ТЭЦ) — разновидность тепловой электростанции, которая производит электроэнергию и является источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения (в виде пара и горячей воды для горячего водоснабжения и отопления жилых и промышленных объектов)
1. ТЭЦ осуществляет сбросы и выбросы загрязнителей.
По характеру воздействия загрязнения от ТЭЦ являются локальными, первичными и вторичными, по скорости воздействия – регулярными.
2. Тип выбросов – химический и физический. Тип сбросов – физический.
Физическое воздействие сбросов и выбросов – тепловое. Тепловыми агентами являются водяной пар и вода, нагретые выше температуры ОС.
3. В состав химических выбросов входит целый ряд химических веществ. Основными вредными веществами являются зола, оксиды углерода, серы и азота.
Оксид углерода (монооксид углерода, угарный газ) СО – бесцветный ядовитый газ без запаха, обладает кумулятивным эффектом. Время «жизни» в атмосфере 2-4 месяца.
Далее продолжить выполнение задания применительно к каждому источнику загрязнений в месте проживания.
Приложение 2
Задание № 2.
1. Изучить методику определения уровня транспортного шума (прилагается).
2. Рассчитать уровень транспортного шума на территории жилой застройки (см. задачи для выполнения заданий 2 и 3).
3. Сравнить расчетный уровень транспортного шума на территории жилой застройки с ПДУ.
4. Определить необходимость снижения транспортного шума на территории жилой застройки.
Приложение 3
Задание № 3.
1. Обосновать и предложить мероприятия по снижению транспортного шума на территории жилой застройки.
ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ 2 И 3
Распределение задач.
Начальная буква фамилии обучающегося | Номер задачи |
А, Н, М | |
Б, О, Ч | |
В, П, Х | |
Г, Р, Э | |
Д, С, Л | |
Е, Т, Ц | |
Ж, У, Ш | |
З, Я, Ю | |
И, Ф, А | |
К, Щ, другие |
Задача 1
Требуется определить ожидаемый уровень транспортного шума у жилого дома, расположенного в 50 м от оси первой полосы движения транспорта по магистрали. Улица без уклона, покрыта брусчаткой. Ширина разделительной полосы 2 м. Между проезжей частью магистрали и домом проектируется устройство двухрядной защитной полосы зелёных насаждений шириной 20м. Предполагаемая интенсивность движения на магистрали днём в час «пик» - 4400 экипажей в час в двух направлениях; средняя скорость движения экипажей - 35 км/ч. Состав транспортного потока: 30% грузового и общественного транспорта, 17% автомобилей с дизельными двигателями.
Задача 2
Требуется определить ожидаемый уровень транспортного шума у жилого дома, расположенного в 35 м от оси первой полосы движения транспорта по магистрали. Улица без уклона, покрыта асфальтобетоном. Ширина разделительной полосы 1,5 м. Между проезжей частью магистрали и домом проектируется устройство двухрядной защитной полосы зелёных насаждений шириной 25м. Предполагаемая интенсивность движения на магистрали днём в час «пик» - 3200 экипажей в час в двух направлениях; средняя скорость движения экипажей - 40 км/ч. Состав транспортного потока: 30% грузового и общественного транспорта, 17% автомобилей с дизельными двигателями.
Задача 3
Требуется определить ожидаемый уровень транспортного шума у жилого дома, расположенного в 30 м от оси первой полосы движения транспорта по магистрали. Улица без уклона, покрыта асфальтобетоном. Ширина разделительной полосы 1,8 м. Между проезжей частью магистрали и домом проектируется устройство двухрядной защитной полосы зелёных насаждений шириной 15м. Предполагаемая интенсивность движения на магистрали днём в час «пик» - 1800 экипажей в час в двух направлениях; средняя скорость движения экипажей - 40 км/ч. Состав транспортного потока: 30% грузового и общественного транспорта, 17% автомобилей с дизельными двигателями.
Задача 4
Требуется определить ожидаемый уровень транспортного шума у жилого дома, расположенного в 40 м от оси первой полосы движения транспорта по магистрали. Улица без уклона, покрыта асфальтобетоном. Ширина разделительной полосы 2 м. Между проезжей частью магистрали и домом проектируется устройство двухрядной защитной полосы зелёных насаждений шириной 25м. Предполагаемая интенсивность движения на магистрали днём в час «пик» - 3400 экипажей в час в двух направлениях; средняя скорость движения экипажей - 40 км/ч. Состав транспортного потока: 30% грузового и общественного транспорта, 17% автомобилей с дизельными двигателями.
Задача 5
Требуется определить ожидаемый уровень транспортного шума у жилого дома, расположенного в 20 м от оси первой полосы движения транспорта по магистрали. Улица без уклона, покрыта брусчаткой. Ширина разделительной полосы 2,5 м. Между проезжей частью магистрали и домом проектируется устройство двухрядной защитной полосы зелёных насаждений шириной 15м. Предполагаемая интенсивность движения на магистрали днём в час «пик» - 2400 экипажей в час в двух направлениях; средняя скорость движения экипажей - 35 км/ч. Состав транспортного потока: 30% грузового и общественного транспорта, 17% автомобилей с дизельными двигателями.
Задача 6
Требуется определить ожидаемый уровень транспортного шума у жилого дома, расположенного в 30 м от оси первой полосы движения транспорта по магистрали. Улица без уклона, покрыта асфальтобетоном. Ширина разделительной полосы 2,3 м. Между проезжей частью магистрали и домом проектируется устройство однородной защитной полосы зелёных насаждений шириной 15м. Предполагаемая интенсивность движения на магистрали днём в час «пик» - 3400 экипажей в час в двух направлениях; средняя скорость движения экипажей - 35 км/ч. Состав транспортного потока: 30% грузового и общественного транспорта, 17% автомобилей с дизельными двигателями.
Задача 7
Требуется определить ожидаемый уровень транспортного шума у жилого дома, расположенного в 50 м от оси первой полосы движения транспорта по магистрали. Улица без уклона, покрыта асфальтобетоном. Ширина разделительной полосы 2,5 м. Между проезжей частью магистрали и домом проектируется устройство двухрядной защитной полосы зелёных насаждений шириной 20м. Предполагаемая интенсивность движения на магистрали днём в час «пик» - 2300 экипажей в час в двух направлениях; средняя скорость движения экипажей - 40 км/ч. Состав транспортного потока: 30% грузового и общественного транспорта, 17% автомобилей с дизельными двигателями.
Задача 8
Требуется определить ожидаемый уровень транспортного шума у жилого дома, расположенного в 20 м от оси первой полосы движения транспорта по магистрали. Улица без уклона, покрыта асфальтобетоном. Ширина разделительной полосы 2,5 м. Между проезжей частью магистрали и домом проектируется устройство двухрядной защитной полосы зелёных насаждений шириной 10м. Предполагаемая интенсивность движения на магистрали днём в час «пик» - 3400 экипажей в час в двух направлениях; средняя скорость движения экипажей - 35 км/ч. Состав транспортного потока: 30% грузового и общественного транспорта, 17% автомобилей с дизельными двигателями.
Задача 9
Требуется определить ожидаемый уровень транспортного шума у жилого дома, расположенного в 30 м от оси первой полосы движения транспорта по магистрали. Улица без уклона, покрыта брусчаткой. Ширина разделительной полосы 2 м. Между проезжей частью магистрали и домом проектируется устройство двухрядной защитной полосы зелёных насаждений шириной 20м. Предполагаемая интенсивность движения на магистрали днём в час «пик» - 2600 экипажей в час в двух направлениях; средняя скорость движения экипажей - 35 км/ч. Состав транспортного потока: 30% грузового и общественного транспорта, 17% автомобилей с дизельными двигателями.
Задача 10
Требуется определить ожидаемый уровень транспортного шума у жилого дома, расположенного в 60 м от оси первой полосы движения транспорта по магистрали. Улица без уклона, покрыта асфальтобетоном. Ширина разделительной полосы 2,8 м. Между проезжей частью магистрали и домом проектируется устройство двухрядной защитной полосы зелёных насаждений шириной 30м. Предполагаемая интенсивность движения на магистрали днём в час «пик» - 2300 экипажей в час в двух направлениях; средняя скорость движения экипажей - 35 км/ч. Состав транспортного потока: 30% грузового и общественного транспорта, 17% автомобилей с дизельными двигателями.
Приложение 4
Задание № 4
1. Приобрести умения в выполнении требований нормативно-технических документов по мониторингу воздушной среды по ГОСТу 17.2.01-86 – «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» (прилагается).
2. Составить конспект требований нормативно-технических документов по мониторингу воздушной среды.
3. Отработать вербально требования нормативно-технических документов по мониторингу воздушной среды.
Приложение 5
Задание № 5
1. Приобрести умения в выполнении требований нормативно-технических документов по мониторингу водной среды по ГОСТу 17.1.3.07-82 – «Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков» (прилагается).
2. Составить конспект требований нормативно-технических документов по мониторингу водной среды.
3. Отработать вербально требования нормативно-технических документов по мониторингу водной среды.