Контроль обращения отходов
Законодательство нашей страны предусматривает 3 вида контроля при
обращении с отходами:
- государственный. Его осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и органы исполнительной власти субъектов федерации. Целью контроля является обеспечение:
• выполнения экологических и иных требований в области обращения с отходами, в том числе требований к трансграничному перемещению отходов, пожарной безопасности; условий обращения с опасными отходами на основании соответствующих лицензий;
• требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами; требований и правил транспортирования опасных отходов; выполнения мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
• достоверности информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах;
• выполнения соответствующего законодательства и принятия мер по устранению его нарушений; виновные лица привлекаются к ответственности;
- производственный. Возлагается на юридических лиц, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами. Порядок проведения такого контроля согласовывается со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
- общественный. Этот контроль проводится общественными объединениями или гражданами в области обращения с отходами. Порядок такого контроля установлен законодательством РФ.
ГЛАВА 13. ОХРАНА ПРИРОДЫ
Проблемы мониторинга
Мониторинг (от лат. monitor) - напоминающий, проверяющий, надзирающий.Экологический мониторинг — это система инструментальных наблюдений и контроля за экологическим состоянием окружающей среды в пространстве и во времени, в соответствии с заранее принятой программой.
В процессе проведения всевозможных исследований возникают некоторые проблемы и недостатки:
- атмосферный воздух. Его не учитывают как природный ресурс, поэтому контроль за его компонентами, за исключением диоксида углерода, не ведется. А тем временем, отмечается снижение содержания кислорода в воздухе, что нарушает нормальное клеточное дыхание живых организмов;
- водные ресурсы. Мониторинг водных ресурсов проводится в рамках государственного Водного кадастра. Но несмотря на то, что учет водных ресурсов и наблюдение за режимом вод ведутся по единой системе, происходят значительные расхождения в величинах одних и тех же показателей, представленных различными ведомствами;
- земельные ресурсы. Мониторинг земельных ресурсов осуществляется государственными землеустроительными органами. В результате перераспределения земель наблюдается выбытие из оборота сельскохозяйственных угодий и ухудшение их качества;
- биологические ресурсы. В этом случае проводится учет только охотничьих и промысловых животных. Проблемой мониторинга является то, что в настоящее время нет возможности охватить контролем все рыбохозяйственные водоемы страны. Работы по изучению и картографированию запасов растений ведут научно-исследовательские институты и кафедры соответствующих вузов. Однако не определены запасы трав в пределах ареалов, недостаточны сведения о существующих районах их размещения, а все это не позволяет говорить о существовании на данной территории мониторинга.
В государственной системе управления природоохранной деятельностью важная роль отводится формированиюГосударственного мониторинга окружающей среды (Государственного экологического мониторинга), который заменил в 2003 г. формировавшуюся до этого Единую государственную систему экологического мониторинга.
Среди всех блоков экологического мониторинга мониторинг биоты является наиболее сложным и наименее разработанным не только в России, но и во всем мире. Многочисленные публикации по мониторингу отдельных видов биоты или проблемам биоиндикации не позволяют применять большинство из них в экологическом мониторинге, поскольку нет единой методологии использования объектов живой природы в системе экологического мониторинга с целью не только оценки, но и регулирования качества окружающей среды.
Системы автоматического мониторинга. В наше время процесс миниатюризации электронных схем дошел до молекулярного уровня, делая реальным полностью автоматизированные системы слежения за качеством окружающей среды, но их развитие сдерживается прежде всего финансовыми трудностями.