Атмосферный воздух. Озоновый слой и климат
Атмосферный воздух
Основные проблемы в области охраны атмосферного воздуха связаны с его загрязнением вредными выбросами от стационарных и передвижных источников. Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2000 – 2004 годы имеют колебания в диапазоне 1300 – 1340 тыс. тонн в год. В структуре выбросов преобладают оксид углерода (56,4 процента), диоксид серы (6,9), оксиды азота (11,1) и углеводороды (14,3 процента). Динамика выбросов от источников загрязнения атмосферного воздуха представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика выбросов от стационарных и передвижных источников.
В период с 2001 по 2005 год в рамках заданий Национального плана различных уровней реализовано более тысячи технических решений, направленных на предотвращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Сокращение выбросов от стационарных источников произошло как за счет строительства установок очистки газов, так и за счет внедрения новых технологий, использования топлива, сырья и материалов, позволяющих снизить вредное воздействие на атмосферный воздух. Решение вопросов повышения энергоэффективности производств, использование возобновляемых источников энергии способствуют также решению экологических проблем по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Стабилизации выбросов от передвижных источников способствовало:
увеличение доли транспортных средств, соответствующих стандартам Евро – 1, 2, 3;
уменьшение количества транспортных средств, использующих низкооктановое топливо;
использование в качестве моторного топлива компримированного и сжиженного газов;
улучшение качества моторного топлива;
учет транспортной составляющей при формировании градостроительной политики.
В то же время рост экономики Республики Беларусь обусловливает увеличение численности парка транспортных средств, объемов дорожного движения и соответственно увеличение нагрузки на атмосферный воздух со стороны передвижных источников.
Согласно прогнозам планируемый переход на местные виды топлива (до 25 процентов в структуре топливно-энергетических ресурсов) может обусловить к 2010 году увеличение выбросов веществ, загрязняющих атмосферный воздух, на 4,6 процента.
Актуальными являются задачи по снижению выбросов оксидов азота, оксида углерода, летучих органических соединений и твердых частиц.
Основными направлениями деятельности в области охраны атмосферного воздуха на 2006 – 2010 годы являются:
совершенствование экологической политики и формирование гибкой системы экономического стимулирования в области охраны атмосферного воздуха;
использование новых технических методов и средств минимизации выбросов;
комплексный учет воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
повышение экологической безопасности транспорта, обновление, модернизация подвижного состава, совершенствование инфраструктуры транспортного комплекса страны;
внедрение новейших технологий и методов наблюдений, включая дистанционные, за состоянием атмосферного воздуха, а также расширение перечня определяемых загрязняющих веществ, необходимых для получения достоверной информации и принятия оперативных управленческих решений.
Озоновый слой и климат
Изменение климата Республики Беларусь связано с естественными и антропогенными факторами. Исходя из средних оценок, ожидаемые изменения газового и аэрозольного состава атмосферы, обусловленные в основном антропогенной деятельностью, приведут к увеличению средней годовой температуры на территории республики приблизительно на 1°С к 2025 году. На фоне общего потепления резко возрастут внутригодовые (межсезонные) и межгодовые колебания температуры и осадков, увеличится число погодных и климатических экстремальных явлений.
Проведенные исследования показывают, что глобальное потепление связано с выбросами парниковых газов в различных отраслях экономики, в первую очередь в энергетике. Уровень выбросов парниковых газов в республике составляет в настоящее время порядка 60 млн. тонн в эквиваленте диоксида углерода.
Наблюдается тенденция снижения над территорией республики общего содержания озона (далее – ОСО). Нестабильность нижней и средней стратосферы над территорией страны приводит к росту числа отрицательных озоновых аномалий. Величина тренда за семь лет составила 10 единиц Добсона, что совпадает с оценками, проведенными в других регионах Европы. Уменьшение ОСО (наибольшее отмечается в мае – июне) сопровождается повышением уровня приземного ультрафиолетового излучения, что негативно отражается на здоровье населения республики, функционировании экосистем и росте числа заболеваний, инициированных ультрафиолетовой радиацией.
В соответствии с задачами, поставленными в Национальном плане действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы в части охраны озонового слоя и климата:
внесены изменения в Закон Республики Беларусь ”Об охране озонового слоя“, направленные на повышение эффективности его реализации;
завершено создание нормативной правовой базы ведения мониторинга озонового слоя в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды (далее – НСМОС) и налажен регулярный мониторинг озонового слоя над территорией страны;
ведется подготовка к ратификации ряда поправок к Монреальскому протоколу от 16 сентября 1987 г. (далее – Монреальский протокол) по веществам, разрушающим озоновый слой, к Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г.;
Республика Беларусь присоединилась к Киотскому протоколу к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 11 декабря 1997 г. (далее – Киотский протокол);
подготовлено Национальное сообщение Секретариату Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций (далее – ООН) об изменении климата от 9 мая 1992 г.
За пять лет объемы ввоза в страну озоноразрушающих веществ (далее – ОРВ) сократились в 20 раз, объемы использования ОРВ – в 1,8 раза, при этом активно проводится замена ОРВ на хладоагенты с малым потенциалом разрушения озона и озонобезопасные, используются 6 станций реклейма и 1 станция рециклинга.
Основными направлениями деятельности в области сохранения озонового слоя и климата на 2006 – 2010 годы являются:
обеспечение подготовки и представление в Секретариат Рамочной Конвенции ООН об изменении климата очередных национальных сообщений о действиях по ограничению выбросов парниковых газов и национальных кадастров выбросов и стоков парниковых газов;
формирование нормативной правовой базы, подготовка и реализация мероприятий в рамках экономических механизмов, предусмотренных Киотским протоколом;
обеспечение ратификации поправок к Монреальскому протоколу и выполнение вывода из обращения ОРВ, предусмотренного обязательствами страны;
расширение сети мониторинга озонового слоя и набора параметров, определяющих состояние озонового слоя, обеспечение регулярного прогноза УФ-индекса для всей территории страны, проведение наблюдений изменения климатических характеристик на основе развития современной сети наблюдений.
Водные ресурсы
Общие ресурсы поверхностных вод Республики Беларусь составляют 57,9 куб. километра, из которых 34 куб. километра формируются в пределах республики. Полный объем 140 водохранилищ и 1,3 тыс. прудов составляет свыше 3,4 куб. километра, полезный объем – 1,2 куб. километра. Величина эксплуатационных ресурсов подземных вод на территории республики составляет 2,4 куб. километра в год. Суммарный забор воды из природных водных объектов составляет 1,8 куб. километра в год, в том числе из подземных источников – 1,1 куб. километра в год.
На качество природных вод республики влияет поступление загрязняющих веществ со сточными водами и атмосферными осадками.
Наибольшую нагрузку от сброса сточных вод в поверхностные водные объекты испытывают р.Свислочь ниже г.Минска, р.Уза ниже г.Гомеля, р.Неман ниже г.Гродно, р.Березина ниже г.Бобруйска и в створе впадения р.Свислочь, р.Днепр ниже гг.Могилева и Речицы, р.Западная Двина ниже г.Новополоцка, р.Припять ниже г.Мозыря, р.Ясельда ниже г.Березы.
В рамках выполнения Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы проводились работы в водоохранных зонах и прибрежных полосах малых рек, озер и водохранилищ: залужение водоохранных зон, вынос потенциально опасных объектов за пределы таких зон, посадка водоохранных лесонасаждений и другие.
За эти годы введены в эксплуатацию и реконструированы очистные сооружения в гг.Браславе, Лепеле, Белоозерске, Гродно, Лиде, Кировске, Речице, Ляховичи и других, введен пусковой комплекс иловых площадок очистных сооружений г.Гомеля, построены канализационные коллекторы в гг.Светлогорске, Миоры и других. Всего строилось очистных сооружений более чем на 60 объектах.
Выполненные водоохранные мероприятия позволили в целом по республике сократить сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты на 56 процентов. Динамика снижения сброса недостаточно очищенных сточных вод в природные поверхностные водные объекты Республики Беларусь представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Сброс недостаточно очищенных сточных вод
в природные поверхностные водные объекты Республики Беларусь
за 2000 – 2004 годы.
Качество вод основных рек республики оставалось стабильным с тенденцией некоторого улучшения. Вместе с тем отмечаются факты нарушения правил эксплуатации очистных сооружений канализации городов, остается низким уровень технической эксплуатации очистных сооружений сельских населенных пунктов и обеспеченности приборами учета выпусков сточных вод в водные объекты.
Имеют место факты загрязнения подземных вод в районах полигонов размещения отходов и животноводческих объектов, а также загрязнения водоохранных зон водных объектов отходами производства и потребления.
Основными направлениями деятельности в области использования и охраны водных ресурсов на 2006 – 2010 годы являются:
совершенствование водного законодательства и экономического механизма рационального водопользования;
разработка новых технологических нормативов водопотребления и водоотведения для промышленных организаций;
сокращение сброса в водные объекты недостаточно очищенных сточных вод путем реконструкции действующих и строительства новых сооружений для очистки таких вод с внедрением прогрессивных и экономичных технологий их очистки;
повышение уровня технической эксплуатации сооружений для очистки сточных вод сельских населенных пунктов;
совершенствование технологических схем отведения и утилизации стоков крупных животноводческих комплексов;
реализация проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;
расширение сети регулярных наблюдений за состоянием наиболее важных в природоохранном отношении озер и водохранилищ;
развитие сети наблюдений за состоянием подземных вод в районах размещения потенциальных источников загрязнения;
совершенствование методов оценки качества природных вод;
создание благоприятных условий для развития водного туризма и рекреации на водных объектах;
развитие межгосударственного сотрудничества по использованию и охране трансграничных вод.
Земли и почвы
Общая площадь Республики Беларусь на 1 января 2005 г. составляет 20759,8 тыс. гектаров. Структура земельного фонда республики по видам земель представлена в таблице 1.
Таблица 1
Виды земель | Площадь, тыс. га | ||
на 1января 2002 г. | на 1 января 2005 г. | +, – | |
Сельскохозяйственные земли – всего | 9204,7 | 9076,3 | –128,4 |
в том числе пахотные | 5761,1 | 5547,9 | –213,1 |
Лесные земли лесного фонда | 8089,2 | 8335,1 | +245,9 |
Земли под древесно-кустарниковой растительностью | 481,9 | 486,6 | +4,7 |
Земли под болотами | 934,0 | 916,2 | –17,8 |
Земли под водными объектами | 475,6 | 478,5 | +2,9 |
Земли под дорогами и иными транспортными путями | 358,4 | 362,2 | +3,8 |
Земли под улицами и иными местами общего пользования | 153,0 | 150,2 | –2,8 |
Земли под застройкой | 329,8 | 330,7 | +0,9 |
Нарушенные земли | 19,6 | 5,9 | –13,7 |
Неиспользуемые и другие земли | 713,8 | 618,1 | –95,7 |
Основными причинами сокращения площади сельскохозяйственных земель является оптимизация землепользования с учетом исключения из активного сельскохозяйственного использования низкоплодородных участков, а также отвод земель для несельскохозяйственных нужд.
В настоящее время в земельном фонде Республики Беларусь насчитывается более 3400 тыс. гектаров осушенных земель, из них сельскохозяйственных земель – свыше 2900 тыс. гектаров, в том числе пахотных – более 1230 тыс. гектаров и луговых – около 1650 тыс. гектаров. В республике для нужд сельского хозяйства было осушено 1068,2 тыс. гектаров болот, из которых 946 тыс. гектаров мелиорировано целевым назначением и 122,2 тыс. гектаров выработанных торфяных месторождений передано после добычи торфа. В процессе эксплуатации 190,2 тыс. гектаров осушенных торфяных почв практически утратили свои генетические признаки и превратились в новые низкоплодородные почвы. Массивы таких почв при условии сохранения на них существующих агротехнологий будут возрастать и согласно прогнозу к 2010 году составят более 250 тыс. гектаров.
Площадь выработанных торфяных месторождений в республике оценивается в 209,5 тыс. гектаров, а площадь разрабатываемых месторождений – 7,06 тыс. гектаров. Общая площадь нарушенных болот в связи с добычей торфа составляет 318,5 тыс. гектаров.
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений использования выработанных торфяных месторождений рассматривается их реабилитация путем повторного заболачивания. К началу 2005 года под повторное заболачивание передано около 40 тыс. гектаров.
Общая площадь эродированных и эрозионно опасных земель в республике составляет более 4 млн. гектаров, в том числе пахотных – около 2,6 млн. гектаров. Из них на эродированные почвы приходится 556,5 тыс. гектаров земель, в том числе 479,5 тыс. гектаров пашни. Доля водной эрозии составляет 84 процента, ветровой – 16 процентов. Наиболее интенсивно процессы водной эрозии почв протекают на склонах 3 и более градусов, которые занимают свыше 30 процентов пашни.
Имеющиеся к настоящему времени материалы мониторинга почв, а также результаты эколого-геохимических исследований свидетельствуют о том, что химическое загрязнение почв имеет место преимущественно в городах и зонах их влияния, вдоль автомобильных дорог, в зонах влияния объектов размещения отходов, на сельскохозяйственных землях. Площадь территорий с опасным уровнем загрязнения почв в городах оценивается в 78 тыс. гектаров, в зонах влияния автодорог – в 119 тыс., в пределах сельхозземель – в 10 тыс., в зонах влияния полигонов отходов – в 2,5 тыс. гектаров. Особой проблемой является также загрязнение около 23 процентов территории республики радиоактивными веществами.
В перечень основных веществ, загрязняющих почвы, входят тяжелые металлы, нефтепродукты, нитраты, сульфаты, хлориды, радионуклиды цезия-137, стронция-90. В то же время практически отсутствует информация о загрязнении почв полициклическими ароматическими углеводородами, полихлорированными бифенилами, другими загрязняющими веществами. Для учета тяжелых металлов необходимо перейти от анализа и наблюдений валовых содержаний к контролю наиболее экологически опасных подвижных форм.
В рамках выполнения Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы в области охраны земель и почв осуществлялся ряд природоохранных мероприятий, включая реализацию программы по оптимизации землепользования, а также программы наведения порядка на земле и благоустройства территорий населенных пунктов. Вместе с тем комплексной отраслевой программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в агропромышленном комплексе разработано не было. Подготовку данной отраслевой программы целесообразно осуществить в ближайшие пять лет.
Основными направлениями деятельности в области охраны земель и почв на 2006 – 2010 годы являются:
совершенствование законодательства в части обеспечения неистощимого рационального использования и охраны земель (почв) в условиях развития земельных отношений;
создание системы стимулирующих экономических механизмов для разных категорий землепользователей;
обеспечение комплексного подхода к планированию, использованию и охране земель (почв) для их устойчивого использования, поддержания экологических функций почв в ландшафтах и реализации мер по борьбе с их деградацией и загрязнением;
дальнейшее выполнение мероприятий по оптимизации землепользования в целях формирования экологически устойчивых природно-территориальных комплексов путем перепрофилирования сельскохозяйственных низкоплодородных земель, повышения лесистости малолесных районов, развития сети особо охраняемых природных территорий;
получение достоверной информации о состоянии земель (почв) республики для принятия своевременных и оперативных управленческих решений на основе широкого использования дистанционных методов, эколого-геохимического картографирования, совершенствования системы мониторинга, развития методической и аналитической базы;
разработка и реализация приоритетных мероприятий Национальной программы действий по борьбе с деградацией земель в целях улучшения координации действующих секторальных программ, объединения усилий заинтересованных сторон в обеспечении устойчивого использования и охраны земель (почв) как важнейшего компонента природной среды;
получение информации о загрязнении почв в населенных пунктах, эколого-геохимическое картирование состояния городских почв, выявление организаций – загрязнителей почвы.