Тема 18. Экологическое воспитание. Забота об окружающем мире.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической деятельности учителей.

Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая – экологическое сознание, вторая – экологическое поведение. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.

Таким образом, экологическое воспитание имеет ступенчатый характер, т. е. сначала происходит формирование экологических представлений, затем развитие экологического сознания и чувств, потом формируются убеждения в необходимости экологической деятельности, потом выработка навыков и привычек поведения в природе, и в заключении формируется преодоление в характере у учащихся потребительского отношения к природе.

Кроме того, существуют другие особенности экологического воспитания, как процесса:

· длительность;

· сложность;

· скачкообразность;

· активность.

Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:

· развитие экологического сознания;

· формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

· выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
воспитание устойчивой воли;

· формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда – она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека. Оно охватывает все сферы сознания: научную и политическую, эстетическую и художественную, нравственную и правовую.

Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

· образовательных – формирование разнообразных представлений о природе, человеке, обществе, элементарная ориентировка в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических, экологических понятиях;

· воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

· развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде включает в себя следующие виды деятельности с обучающимися на ступени начального общего образования:

· усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;

· получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе;

· получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности, в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

· посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

· усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, заботы о животных и растениях.

Наши рекомендации