Города Центрально-Черноземного региона
Белгородская область Площадь – 27 100км2 *Численность населения- 1 532 700 человек | Липецкая область Площадь – 24 100 км2 *Численность населения -1 172 800 человек | Воронежская область Площадь – 52 400 км2 *Численность населения -2 335 800 человек |
Белгород | Липецк | Воронеж |
Старый Оскол | Елец | Борисоглебск |
Губкин | Грязи | Россошь |
Шебекино | Данков | Лиски |
Алексеевка | Лебедянь | Нововоронеж |
Валуйки | Усмань | Острогожск |
Новый Оскол | Павловск | |
Курская область Площадь – 29 800 км2 *Численность населения -1 126 500 человек | Тамбовская область Площадь – 34 300км2 *Численность населения -1 092 400 человек | Бутурлиновка |
Калач | ||
Курск | Тамбов | Семилуки |
Железногорск | Мичуринск | Бобров |
Курчатов | Моршанск | |
Льгов | Рассказово | |
Щигры | Котовск | |
Уварово |
*- данные по результатам переписи населения, октябрь 2010 г.
Следствием жизни в городах является эффект скученности от перенаселенности. Он выражается в деградации условий среды, ухудшении эпидемической обстановки, способствует психоэмоциональным стрессам, росту агрессивности, преступности, распространению вредных привычек, наркомании, алкоголизма, развитию «болезней цивилизации» («болезней стресса») — гипертонии, ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка, сахарного диабета, иммунодефицитов, злокачественных опухолей и т.п.
В Центральном Черноземье, как и в других индустриально развитых регионах, подавляющее большинство населения – горожане (рисунок 6), для которых строятся разнообразные по величине и этажности жилые здания, обеспеченные водой, теплом и электрической энергией.
Рис. 6. Особенности распределения жителей Центрального Черноземья
(по результатам переписи населения, октябрь 2010 г.)
Многочисленные внутригородские связи потребовали создания сложных транспортных систем с крупными магистралями, вмещающими в себя потоки разнообразных транспортных средств, которые заполняют города шумом, вибрацией, выхлопными газами, парами бензина и масел.
Первостепенное значение для определения мощности антропогенного воздействия города на окружающую среду имеет величина численности населения города и мощность производственной, социальной и инженерно-технической инфраструктуры. Социальную инфраструктуру города формируют жилые здания и предназначенные для обслуживания населения культурно-бытовые здания и сооружения. Город можно рассматривать как природно-социальный комплекс, в котором выделяются ряд территорий:
ü селитебные – предназначены для жилья. На них могут размещаться микрорайоны и жилые кварталы вместе с предприятиями культурно-бытового обслуживания, уличной сетью и зелеными насаждениями;
ü промышленные –включают промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения. Промышленные зоны занимают от 20 до 60% площади города, их расположение в городе определяет основные типы загрязнителей и характер их распространения в окружающей среде (атмосферном воздухе, воде, почве);
ü транспортные –устройства внешнего транспорта (водного, воздушного, железнодорожного). Наличие тех или иных видов транспорта определяется величиной города и особенностями природного ландшафта (его расчлененностью, наличием водных путей и т.д.). С увеличением города возрастает степень загрязнения транспортной системой основных природных сред;
ü садово-парковые – улучшают городской микроклимат (сохраняют влажность воздуха, выделяют кислород, фитонциды и другие вещества, очищают воздушную среду), являются источниками получения продуктов питания, обогащают эстетический облик городского ландшафта, создают благоприятные возможности для отдыха. Известно, что растения благотворно влияют на физическое и психическое состояние человека, снимают стрессовые состояния, повышают жизненный тонус. Затраты на содержание зеленых насаждений в городах превосходят затраты на получение урожая на полях.
ü водно-антропогенные.
Для обеспечения потребностей людей в городах Центрального Черноземья развиваются промышленные предприятия и сельское хозяйство (таблица 4). Промышленные предприятия размещаются в Белгороде, Воронеже, Нововоронеже, Курске, Курчатове, Липецке, Ельце, Тамбове, Мичуринске и других городах. Машиностроение региона специализируется на производстве: горного оборудования, экскаваторов, сельскохозяйственных машин, химической аппаратуры, станков, приборов, электротехнических изделий. Горнорудная промышленность – это основа для развития чертой металлургии, ее крупными центрами являются Новолипецкий металлургический комбинат полного цикла и завод бездоменного производства металла в Старом Осколе, выпускающие высококачественную сталь и литейный чугун. Химическая промышленность представлена воронежским заводом синтетического каучука, курским заводом синтетического волокна и другими предприятиями по производству шин, красителей. Промышленность строительных материалов развита в Белгороде, Старом Осколе, Губкине. Основой служит местное сырьё, добываемое на одном из крупнейших в стране – Латненском месторождении высококачественных огнеупорных глин. ЦЧР располагает высокоразвитой пищевой промышленностью (мукомольные, маслобойные, сахарные, табачные заводы и др.). Край издавна славился садами. В Мичуринске находится центр научного плодоводства. Сельское хозяйство каждой чернозёмной области имеет свои особенности: в Воронежской успешно разводят подсолнечник, в Курской – картофель, в Белгородской – много плантаций кориандра. Есть специализация и в животноводстве, хотя ведущей отраслью для всего региона является разведение крупного рогатого скота мясомолочных пород. Липецкая область выделяется большим поголовьем свиней, Воронежская – овец, Белгородская – обилием домашней птицы. На Хреновском конном заводе Воронежской области выращивают орловских рысаков. Хорошо развиты все виды транспорта.
Таблица 4.