Права и обязанности инспектора государственного экологического контроля

Экологическая функция государства.

Порядок выдачи разрешений на негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы.

Виды пользования животным миром.

Сущность экологического аудита.

Основные элементы лицензии на недропользование.

Порядок приобретения права водопользования.

Виды особо охраняемых природных территорий.

Порядок ведений Красной книги РФ

Виды правонарушений при землепользовании

Виды недропользования

Правовые основы сохранения биоразнообразия на планете Земля.

Конституционные основы охраны окружающей среды в РФ

Правовое регулирование охраны лечебно-оздоровительных местностей.

Виды пользования животным миром.

Порядок осуществления государственного экологического контроля.

Порядок финансирования государственных экологических программ.

Понятие «природные ресурсы» в экологическом законодательстве.

Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы.

Природоохранительная деятельность органов прокуратуры.

Презумпция потенциальной экологической опасности намечаемой деятельности.

Законодательство об охране атмосферного воздуха.

Правовые основы организации заповедников.

Нормирование воздействия на окружающую среду.

Система государственных органов управления природопользованием.

Недра как объект правовой охраны.

Понятие, виды и структура экологических правонарушений.

Правовые основы деятельности национальных парков.

Виды водопользования.

Нормирование качества окружающей среды

Правовая охрана озера Байкал как объекта Всемирного наследия

Экологическое страхование.

Правовые основы оценки состояния окружающей среды

Законодательство РФ о соглашениях о разделе продукции

Правовые основы сохранения биоразнообраия

Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды.

Международный договор как источник экологического права.

Содержание понятия «охрана земель».

Правовые основы охраны лесов.

Законодательство о радиационной безопасности в РФ.

Структура ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления».

Именные разовые лицензии на право охоты.

Виды пользования животным миром.

Правовые меры охраны вод.

Понятие и функции экологической сертификации.

Правовые основы рекультивации земель.

Территория Российской Федерации.

Правовой режим памятников природы.

Понятие «континентальный шельф РФ»

Основные идеи ФЗ РФ «Об охране озера Байкал».

Право на выстрел.

Экологические требования к планировке и застройке городов

Порядок обращения с опасными отходами

Государственный контроль за использованием и охраной недр.

Понятие и источники международного права окружающей среды

Виды правонарушений при водопользовании

Виды экологических преступлений

История развития российского экологического права

Виды экологических правонарушений

Общая характеристика ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»

Право собственности на природные ресурсы

Проблема трансграничного переноса загрязняющих веществ и ее международно-правовое решение

Особенности охраны атмосферного воздуха.

Право граждан РФ на информацию о состоянии окружающей среды.

Дополнительные вопросы по курсу «Экологическое право»

1.Экологический кризис и концепция окружающей среды.
2.Конституционные основы экологического права.
3.Понятие экологического права.
4.Система экологического права.
5.Предмет и метод экологического права.
6.Общая характеристика закона «Об охране окружающей среды».
7.Принципы охраны окружающей среды.
8.Понятие и виды природопользования.
9.Основания возникновения и прекращения права природопользования.
10.Роль лицензирования в охране окружающей среде.
11.Лицензия и договор на природопользования.
12.Понятие и виды природных объектов.
13. Понятие и виды природных ресурсов.
14.Право граждан на благоприятную окружающую среду.
15.Общественные и иные некоммерческие объединения в области окружающей среды. Правовая охрана экологических прав граждан.
16.Право собственности на природные ресурсы.
17.Прнятие, функции, методы государственного управления в области охраны окружающей среды.
18.Система государственных органов управления в области охраны окружающей среды.
19.Лимиты на природопользование.
20.Государственный кадастр природных ресурсов.
21.Правовые основы информационного обеспечения охраны окружающей среды.
22.Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
23.Плата за негативное воздействие на окружающею среду.
24.Экологическое страхование.
25.Основы нормирования в области охраны окружающей среды.
26.Нормативы качества окружающей среды.
27.Нормативы допустимого воздействия на окружающею среду.
28.Нормативы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и микроорганизмов.
29.Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
30.Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды.
31.Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
32.Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды.
33.Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.
34.Экологическая сертификация.
35.ОВОС – понятие, роль и содержание.
36.Понятие, виды и принципы экологической экспертизы.
37. Заключение государственной экологической экспертизы.
38.Общественная экологическая экспертиза.
39.Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов энергетики.
40.Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов энергетики.
41.Требования в области охраны окружающей среды к военным и оборонным объектам.
42.Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения.
43.Требования в области охраны окружающей среды при строительстве городских и сельских поселений.
44.Требования в области охраны окружающей среды к эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств.
45.Требования в области охраны окружающей среды к эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств.
46.Требования в области окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов.
47.Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия.
48.Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон.
49.Охрана озонового слоя атмосферы.
50. Охрана окружающей среды от негативного физического воздействия.
51.Зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных ситуаций.
52.Природные объекты, находящиеся под особой охраной.
53.Охрана редких и находящиеся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов.
54.Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений.
55.Государственный мониторинг окружающей среды.
56.Государственный контроль в области охраны окружающей среды.
57.Производственный контроль в области охраны окружающей среды.
58.Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды.
59.Общественный контроль в области охраны окружающей среды.
60.Понятие и виды эколого-правовой ответственности.
61.Дисциплинирная и материальная ответственность.
62.Административная ответственность.
63.Уголовная ответственность.
64.Вред окружающей среде как составная часть экологического правонарушения.
65.Способы возмещения экологического вреда.
66.Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан.
67.Экологические функции правоохранительных органов.
68.Общая характеристика Закона «О недрах».
69.Право пользования недрами, виды, сроки.
70.Горный и геологический отвод.
71.Право на геологическую информацию.
72.Управление государственным водным фондом недр.
73.Платность недропользования.
74.Лицензия на право недропользования.
75.Понятие водного объекта.
76.Виды водных объектов.
77.Право водопользования и его виды.
78.Правовая охрана вод.
79.Ответственность за нарушение водного законодательства.
80.Управление государственным лесным фондом.
81.Государственный лесной фонд и его составные части.
82.Подразделение лесов на виды.
83.Право лесопользования и его виды.
84.Расчетная лесосека.
85.Состав земель лесного фонда.
86.Документы, удостоверяющие право лесопользования.
87.Правовая охрана животного мира.
88.Право пользования животным миром.
89.Правовая охрана атмосферного воздуха.
90.Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.
91.Правовой режим государственных природных заповедников, нац парков.
92.Экологический аудит.
93.Экологическая стандартизация и сертификация.
94.Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
95.Международно-правовая охрана окружающей среды.

Приложение .

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: история вопроса.

К негативным воздействиям на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр и почв; размещение отходов; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Во многих странах действует принцип «загрязнитель платит». Плата за негативные воздействия на окружающую среду может быть одним из самых мощных управляющих параметров системы управления охраной природы.

Начало современной российской системе платежей «за загрязнение» положило постановление Центрального Комитета КПСС (единственной и правящей тогда политической партии – Коммунистической партии Советского Союза) и Совета Министров СССР № 32 от 7 января 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Этим документом, в частности, было установлено, что «В экономических нормативах платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду учитываются особенности природных комплексов, составы и свойства выбросов загрязняющих веществ, а также затраты, необходимые для ликвидации (предотвращения) загрязнения. Указанные нормативы дифференцируются по регионам страны и устанавливаются на пятилетку (с разбивкой по годам) с учетом ежегодного снижения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ».

Впервые определенные на основе вышеуказанной вербальной формулы (особенности природных комплексов – составы и свойства выбросов – затраты на ликвидацию) нормативы платы были утверждены по ингредиентам (загрязняющим веществам) постановлением Совета Министров РСФСР № 13 от 9 января 1991 г. Нормативы платы были установлены для 214 наиболее распространенных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, и для 198 ингредиентов, сбрасываемых в водные объекты. Например, за выброс в атмосферу одной тонны двуокиси азота в пределах допустимого выброса норматив платы составил 82,5 руб.; при превышении предельно допустимого выброса – 395,0 руб., т.е. в пять раз больше. Нормативы платы за сброс одной тонны ртути в водный объект – 44350000,0 и 234670000,0 руб. соответственно. За размещение 1 т отходов I класса токсичности (чрезвычайно опасных) – 100 руб., за размещение 1 т нетоксичных отходов – 1 руб. Данным постановлением предусматривалось, что средства, взыскиваемые за загрязнение природной среды, перечисляются природопользователями на счета фондов охраны природы, используемых на проведение природоохранных мероприятий.

Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» право определять порядок исчисления и применения нормативов платы было дано Правительству РФ. Постановлением Правительства РФ № 632 от 28 августа 1992 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» нормативы платежей были увеличены в 5 раз.

К этому времени стало понятно, что большая часть российских предприятий не может снизить сбросы и выбросы до ПДК, до пределов допустимых нормативов. Поэтому вышеуказанным постановлением № 632 были установлены два вида базовых нормативов платы:

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

То есть, если предприятие выбросило в атмосферу n тонн двуокиси азота, и при этом его содержание в атмосфере не превысило ПДК, то за каждую тонну оно должно было заплатить 412,5 руб. (норматив платы1991 г. 82,5 руб. умножить на коэффициент 5, установленный постановлением № 632 1992 г.). Эти выбросы назвали «предельно допустимыми».

Если часть выбросов (сбросов) превышала «предельно допустимые», но была меньше воздействий «в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов)», за эту часть предприятие должно было заплатить пятикратно увеличенный норматив платы; для двуокиси азота – 2062,5 руб. за тонну.

Если какая-либо часть выбросов превышала и временно согласованные лимиты, то плата за «сверхлимитное» загрязнение окружающей природной среды определялась «путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент».

Этим же постановлением № 632 был предусмотрен механизм установления льгот природопользователям, которые ослабевали действие платы как управляющего параметра системы охраны природы. Со временем сложилась парадоксальная ситуация: многие из тех, кто укладывались в предельно допустимые нормативы или во временно согласованные нормативы, платежи платили. Предприятия, систематически превышающие нормативы, допускающие сверхлимитное загрязнение, получали льготы и платили 5 – 10% от нормативных платежей. Например, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, Братский ЛПК и др.

Достаточно разумная система давала слабый эффект. Хотя введение временно согласованных лимитов базировалось на стимулировании постепенного уменьшения загрязнений за счет принятия мер шаг за шагом, постепенно, год за годом, но именно в период действия временно согласованных лимитов.

В 90-е гг.XX века существовала система государственных и муниципальных экологических фондов, куда направлялись «экологические» платежи.

Например, в Иркутской области к 2000 г. действовало 36 местных экологических фондов (городского и районного уровней) и областной бюджетный экологический фонд; в 2000 г. в экологические фонды всех уровней и в федеральный бюджет поступило 235 167,7 тыс. руб., в том числе:

- в городские и районные экофонды – 141 643,7 тыс. руб.;

- в областной экологический фонд – 45 718,3 тыс. руб.;

- в Федеральный экологический фонд РФ – 22 677,7 тыс. руб.;

- в федеральный бюджет РФ – 25 128,0 тыс.руб.

По состоянию на май 2003 г. федеральный и областной экологические фонды упразднены.

Отметим, что ст. 13 части I Налогового кодекса Российской Федерации введено понятие «экологический налог», который отнесен к федеральным налогам и сборам. В 2001 г. был разработан проект специальной главы НК РФ «Экологический налог».

В соответствии со ст. 17 НК РФ, налог, взимаемый в федеральный бюджет, может считаться законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

На этом основании, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 16 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» (формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами) Верховный Суд РФ решением от 28 марта 2002 г. № ГКПИ 2002-178 удовлетворил заявление ОАО «Кольская Горно-Металлургическая Компания» и признал постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 незаконным.

Правительство РФ обжаловало это решение, но определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 июня 2002 г. № КАС 02-232 решение ВС РФ от 28 марта 2002 г. оставлено без изменения. Казалось бы, сломан один из основных механизмов охраны природы. Письмом Министерства налогов и сборов РФ от 23 июля 2002 г. № НА-6-21/1065@ постановление №632 признается незаконным с момента вынесения определения Кассационной коллегии ВС РФ.

Однако определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года № 284-О по запросу Правительства РФ о проверке конституционности постановления Правительства № 632 от 28 августа 1992 г. установлено, что «шестьсот тридцать второе» постановление сохраняет силу и подлежит применению как не противоречащее Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ, поскольку оно принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера.

Но ОАО «Кольская Горно-Металлургическая Компания» не успокоилось, и вновь обратилось в судебные инстанции, на этот раз попытавшись «нейтрализовать» 632-е по частям. Верховный Суд РФ решением от 12 февраля 2003 г. № ГКПИ 03-49 новое заявление Компании удовлетворил частично, признав недействующим п. 2 постановления Правительства № 632 от 28.08.92 г. и п. 9 Порядка определения платы…, утвержденного данным постановлением. Отметим, что пунктом 2 «шестьсот тридцать второго» утвердить нормативы платы поручалось Министерству экологии и природных ресурсов РФ и др.; нормативы платы не были утверждены Правительством. Верховный Суд РФ, вслед за Конституционным Судом РФ, признал неналоговый характер платежей за негативное воздействие!

Последовала реакция Правительства. Ниже приведен текст постановления №344 и фрагменты из приложения № 1 и приложения № 2 к нему:

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 июня 2003 года N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления согласно приложению N 1.

2. Установить, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению N 2 и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.Касьянов»

Приложение N 1 к постановлению Правительства

Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344:

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих

веществ стационарными источниками

 
Наименование загрязняющих веществ   Нормативы платы (руб.) за выброс 1 тонны загрязняющих веществ
  в пределах установленных допустимых нормативов выбросов в пределах установленных лимитов выбросов
1.   Азота диоксид      
2.   Азота оксид      

(Всего установлено нормативов платы: для 210 ингредиентов – загрязнителей атмосферы).

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих

веществ передвижными источниками (для различных видов топлива)

 
Вид топлива     Единица измерения   Нормативы платы (руб.) за 1 единицу измерения
Бензин неэтилированный   Тонна   1,3  
Дизельное топливо   Тонна   2,5  
Керосин   Тонна   2,5  
Сжатый природный газ   тысяча куб. метров   1,2  
Сжиженный газ тонна 1,2

Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ

в поверхностные и подземные водные объекты

Наименование загрязняющих веществ     Нормативы платы (руб.) за сброс 1 тонны загрязняющих веществ
в пределах установленных допустимых нормативов сбросов   в пределах установленных лимитов сбросов
1.   Азот аммониевых соединений      
2.     Алкилсульфонаты натрия (на основе керосина)      
62.   Ртуть (Нg Права и обязанности инспектора государственного экологического контроля - student2.ru )      
63.   Рубидий (Рb Права и обязанности инспектора государственного экологического контроля - student2.ru )      
64.   Свинец (Рb Права и обязанности инспектора государственного экологического контроля - student2.ru )      

(Всего установлено нормативов платы: для 142 ингредиентов – загрязнителей вод).

Приведем нормативы платы за размещение отходов из приложения № 1 полностью:

«Нормативы платы за размещение отходов

производства и потребления

 
Вид отходов (по классам опасности для окружающей среды)   Единица измерения     Нормативы платы (руб.) за размещение 1 единицы измерения отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов*
1.     Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные)   тонна   1739,2  
2.     Отходы II класса опасности (высокоопасные)   тонна   745,4  
3.     Отходы III класса опасности (умеренно опасные)   тонна    
4.     Отходы IV класса опасности (малоопасные)   тонна   248,4  
5.     Отходы V класса опасности (практически неопасные): добывающей промышленности перерабатывающей промышленности   тонна   куб. метр   0,4  
           

* Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием:

коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия;

коэффициента 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 1 года с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение отчетного периода либо 1 года с момента образования отходов».

(Отметим, что с 30.06. 2003 г. введены в действие "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 16 июня 2003 года. Правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека).

Приложение N 2

к постановлению Правительства Российской Федерации

от 12 июня 2003 года N 344 (выдержки)

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы

(состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям

экономических районов Российской Федерации

Экономические районы Российской Федерации     Значение коэффициента  
для атмосферного воздуха* для почвы**
Северный   1,4   1,4  
Северо-Западный   1,5   1,3  
Центральный   1,9   1,6  
Волго-Вятский   1,1   1,5  
Центрально-Черноземный   1,5    
Поволжский   1,9   1,9  
Северо-Кавказский   1,6   1,9  
Уральский     1,7  
Западно-Сибирский   1,2   1,2  
Восточно-Сибирский   1,4   1,1  
Дальневосточный     1,1  
Калининградская область 1,5 1,3

*Применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.

**Применяется при определении платы за размещение отходов производства и потребления.

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние

водных объектов), по бассейнам морей и рек

Бассейны морей и рек Значение коэффициента

Бассейны морей Северного Ледовитого и Тихого океанов

Бассейн р.Енисей
Республика Бурятия   1,36  
Республика Тыва   1,02  
Красноярский край   1,17  
Иркутская область   1,36  
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ   1,1  
Бассейн р.Лены
Республика Бурятия   1,24  
Иркутская область   1,14  
Бассейн р.Амур
Читинская область   1,05  

Обратим внимание, что внесение платы за негативные воздействия на окружающую среду не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и от возмещения вреда окружающей среде.

Размер вреда окружающей среде исчисляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии – исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет. На основании судебного решения вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств.

Итак, главные функции платы за негативные воздействия:

- побудить природопользователя совершенствовать технологию в части уменьшения воздействий;

-служить источником средств для финансирования природоохранных мероприятий.

* Литература, отмеченная знаком «*», имеется в фонде библиотеки Восточно-Сибирского филиала ГОУ ВПО РАП.

Наши рекомендации