I. Правовые основы экологического нормирования

ТЕМА 4. Правовая охрана природных объектов.

I. Правовые основы экологического нормирования.

Под экологическим нормированием понимается установленные уполномоченными органами экологических нормативов с требованиями законодательства.

Нормативы в области охраны окружающей среды (природа охранные нормативы) – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на неё, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование систем и сохранение биологического разнообразия. Они разрабатываются на основе ст.20 ФЗ «об охране окружающей среды» и включают в себя:

1.Проведение научно – исследовательских работ по обоснованию норматива в области охраны окружающей среды.

2.Проведение экспертизы, утверждение и опубликование в области охраны окружающей среды.

3.Установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды.

4.Осуществление контроля, за применением соблюдением контроля в области охраны окружающей среды.

5.Формирование, ведение единой информационной базы данных в области охраны окружающей среды.

6.Оценка, прогнозирование экологических (социальных) экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Глава 5 ФЗ «об охране окружающей среды» определяет систему экологических нормативов и критерии их установления. В систему экологических нормативов входят:

1. нормативы качества охраны окружающей среды, 2. нормативы допустимого воздействия на охрану окружающей среды, 3. нормативы допустимого изъятия природных ресурсов,

В природоохранной практике России, нормирование служит одной из основных мер охраны окружающей среды. Экологические нормативы едины на всей территории РФ и являются обязательными для исполнения. Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности субъектов экологических правоотношений в области воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирование, сертификация, контроля и др. Одновременно допускается, что с учётом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельной территории (заповедников, курортов и т.д.) для них устанавливаются более строгие нормативы.

Потребность в дифференцировании нормативов качества окружающей среды возник также в связи с наличием на территории РФ различных природных и климатических зон и соответственно с разной реакцией растительных и живых организмов на однотипные воздействия.

Согласно ст.22 ФЗ за превышение установленных нормативов, дополнительно воздействия на окружающую среду, субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причинённого вреда окружающей среде несут ответственность по законодательству.

Система нормативов:

(1) Нормативы качества окружающей среды – нормативы, установленные в соответствие с физическими, биологическими показаниями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среды.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

-установленные в соответствие с химическими показателями состояния окружающей среды, нормативы допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества. - нормативы, установленные в соответствие с физическим показателем состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла. - нормативы, установленные в соответствие с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и др. организмов, использованных как индикаторы качества окружающей среды, а так же нормативы предельно допустимых концентраций микро - организмов. - иные нормативы качества окружающей среды.

В основе нормативов качества лежат 3-и показателя:

а) медицинский (пороговый уровень угрозы здоровья). б) технологический (способность экономить, обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни). в) научно – технический (способность научно – технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем её параметрам).

Нормативы становятся юридически обязанными с момента его утверждения. Утверждаются эти нормативы с других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды. Все нормативы качества окружающей среды можно подразделить на 3-и группы:

1 группа: санитарно – гигиенические нормативы. К ним относятся нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (биологические, химические и др. воздействия). Цель таких нормативов: определить показатели качества окружающей среды применительно к человеку.

2 группа: экологические нормативы. Нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, они устанавливают требования к источнику вредных воздействий, ограничивают её деятельность определённой пороговой величиной. К экологическим нормативам могут быть отнесены другие требования, предъявляемые к источникам (стационарным или передвижным) с целью охраны окружающей среды и здоровью человека. В отличии стационарных источников, для которых устанавливаются индивидуальные нормативы с учётом специфики их воздействия на окружающую среду для транспортных и иных передвижных средств, определяют нормативы для моделей.

3 группа: вспомогательные нормы, правила. Цель – обеспечить единства в употреблении терминологии в деятельности организационных структур и в правовом регулировании экологических отношений.

(2) Нормативы допустимых воздействий на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности, на окружающую среду и при соблюдении которых выполняются нормативы качества окружающей среды.

Данная группа нормативов включает:

- нормативы предельно допустимых выбросов и выбросов веществ. - нормативы образования отходов и лимита на их размещение. - нормативы предельно допустимых условий шума, магнитных полей и иных вредных физических воздействий. - нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия. - предельно допустимые нормы предельной хозяйственной деятельности.

Эти нормативы определяют предельные размеры вредных воздействий на природу, установленные для отдельных источников на такие воздействия. Нарушение этих нормативов образует юридическое основание для ограничения, приостановления или даже прекращения эксплуатации соответствующих воздействий. Нормативы допустимых воздействий служат основным инструментом при регулировании соблюдения нормативов качества окружающей среды. При установлении нормативов учитываются природные особенности конкретной территории и или акваторий.

(3) Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды – нормативы, установленные в соответствие с ограничением объёма их изъятия в целях сохранения природы и природных антропогенных объектов, обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращение их деградации.

Нормативы изъятия (использование природных ресурсов) устанавливаются с целью обеспечения удовлетворения общественных потребностей и предупредительное истощение природных ресурсов. Такие нормативы разрабатываются с учётом возможности их воспроизводства, сохранения устойчивого функционирования естественных экологических систем. Общее положение о нормативах допустимого изъятия компонентов природной среды, предусмотренной ФЗ «об охране окружающей среды» в соответствие с которым нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды определяются законом о недрах, земельным, водным, лесным законом, законом о животном мире и иными НПА в области охраны окружающей среды.

Законом в области природа пользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охрана и воспроизводство отдельных видов природных ресурсов. Более конкретного требования о нормировании изъятия отдельных природных ресурсов предусмотренных природным ресурсным законом.

Наши рекомендации