Тема 2. Понятие и признаки права. Норма права. Правоотношение
Вопросы для подготовки
1. Учения о происхождении права.
2. Понятие и признаки права. Сущность и значение права.
3. Источники права.
4. Система права. Отрасли права.
5. Понятие, признаки и структура нормы права. Виды нормы права.
6. Нормативный правовой акт: понятие, признаки и виды. Закон и подзаконные акты.
7. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
8. Правоотношение: понятие и структура.
9. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.
10. Понятие, признаки и структура правонарушения.
11. Юридическая ответственность: понятие, признаки, цели, виды, основание. Негативная (ретроспективная) и позитивная (перспективная) ответственность.
12. Понятие законности и правопорядка, их значение на современном этапе развития государства.
Методические рекомендации:
Право и государство возникли практически одновременно. Во многом, те причины и условия, которые породили государство, легли в основу возникновения права. Правда, здесь изучению должны быть подвергнуты не социальные структуры первобытного общества, а регуляторы жизни в первобытном и раннеклассовом обществе. Исследователи выделяют три этапа (фазы) развития права: этап зарождения, этап оформления системы правил; этап письменной кодификации права. Следует выявить отличия регулятивных систем догосударственных и государственных обществ. Можно выделить пути формирования правовых норм: перерастание мононорм в нормы общего права и их обеспечение силой государства; издание государством документов, содержащих нормы права; конкретные судебные решения, приобретающие характер общеобязательных. Факторами, влияющими на процесс возникновения права, выступают также географические и культурно-исторические. При изучении вопроса следует учесть, что в зачаточной форме существовали три основных способа регулирования – запреты, дозволения и позитивные обязывания. Формами выражения социальных норм присваивающей экономики выступали мифы, обычаи, ритуалы, обряды и другие формы. Студенту необходимо охарактеризовать нормы первобытного общества, способы регулирования и формы выражения, необходимо знать процедуры формирования и осуществления социальных норм в первобытном обществе, знать санкции первобытного общества. По вопросу возникновения права существуют разнообразные теории, частично совпадающие с теориями происхождения государства. При их изучении также следует обратить внимание на достоинства и недостатки.
При исследовании вопроса о понятии права студенту необходимо помнить, что право многозначное понятие, употребляемое в различных смыслах. В связи с чем следует привести несколько различных определений права, различать понимание права в субъективном и объективном смысле. Затем необходимо назвать и раскрыть признаки права. Наука представляет различные подходы к сущности права (религиозный, национальный, расовый, классовый). Сущность права также определяется в различных теориях о сущности аналогично, теориям о сущности государства. Вопрос о значении права волновал умы многих ученых. Раскрыть его значение следует посредством рассмотрения ценности права.
Первичной клеточкой права является норма права. Студент должен знать понятие и признаки норма права. Изучение следует начать с рассмотрения социальных норм (обычаи, ритуалы, мораль и другие), их отграничения от несоциальных (технических) норм. Затем следует разграничить нормы права и иные социальные нормы, а также выявить их общие черты. Норма права имеет внутреннюю структуру, которая состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Кроме того, следует остановиться на рассмотрении классификации норм права.
Изучая вопрос об источниках права, необходимо учесть ряд принципиальных моментов: во-первых, наличие двух терминов «форма» и «источник» права, раскрыть вопрос об их соотношении; во-вторых, понимание источников права, возможно, в материальном, формально-юридическом и идеологическом смысле. Студент должен знать основные виды источников права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный правовой акт, нормативный договор. Вместе с тем, кроме указанных источников, в качестве таковых также выступают религиозные тексты и правовая доктрина, подлежащие рассмотрению. Изучая нормативный договор как источник права, следует отличать его от индивидуального договора (например, трудового договора, договора подряда), который не является источником права, в связи с тем, что в нем не создаются новые нормы права, а используются нормы, созданные законодателем, кроме того, нормы индивидуальных договоров персонифицированы. Далее следует определить соотношение источников права и законодательства.
Также необходимо более подробно изучить нормативный правовой акт, дать определение понятия и знать его признаки и виды. Следует обратить внимание на соотношение статьи нормативного акта и нормы права, рассмотреть способы изложения правовых норм в статьях нормативного акта (прямой, отсылочный, бланкетный) и их действие. При этом, во-первых, действие во времени определяется временем вступления в силу, временем прекращения действия и правилами об обратной силе закона; во-вторых, действие в пространстве определяется территорией распространения и зависит от уровня государственного органа, принявшего акт, и юридической силы акта. Нормативные акты действуют либо на территории всей российской Федерации, либо на территории субъектов РФ, территории организации и др.
Студенту следует также обратить внимание на принцип экстерриториальности, заключающийся в действии нормативных актов, например, в дипломатических представительствах, находящихся за пределами Росси; в-третьих, действие по кругу лиц определяется распространением на всех граждан или отдельных категорий лиц (иностранцев, пенсионеров).
Далее студент должен изучить понятие и признаки правоотношения, его структуру (субъект, объект и содержание, складывающееся из субъективного права и юридической обязанности), назвать и охарактеризовать виды правоотношений. Характеризуя субъектов права, не следует забывать о свойстве субъектов правоотношений – правосубъектности, состоящей из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности (вменяемость в уголовном праве). Кроме того, следует различать общую, отраслевую и специальную правоспособность, определить возможность ограничения правоспособности, а также, сформулировать понятие дееспособности, назвать ее виды, отграничить от недееспособности, рассмотреть деликтоспособность. Вместе с тем, субъект правоотношений, обладающий правом, именуется управомоченным субъектом, а располагающий обязанностью – обязанным, наряду с этим, противоположная сторона именуется контрагентом. Следует помнить, что субъективное право складывается из возможности поведения субъекта (правомочия на собственные действия), возможности требовать определенных действий от обязанного лица (правомочия требования), правомочия на защиту и возможности пользоваться благом. Юридическая обязанность складывается из необходимости совершить действия (воздержаться от их совершения), необходимости нести юридическую ответственность за совершение (не совершение) действий, необходимости не препятствовать контрагенту в реализации его права. При рассмотрении предпосылок возникновения и функционирования правоотношений следует подразделить их на материальные (наличие не менее двух субъектов и наличие интересов (потребностей людей) в объекте)) и юридические (наличие нормы права, правосубъектности сторон и юридических фактов).
При изучении вопроса «юридический факт», следует обратить внимание на понятие и классификацию юридических фактов (по волевому признаку, по характеру последствий).
Изучая тему «Система права», студент должен сформулировать понятие системы права, назвать и охарактеризовать ее элементы (отрасль права, подотрасль, институт, субинститут, норма права). При этом необходимо назвать и охарактеризовать критерии, позволяющие выделить самостоятельные отрасли права, охарактеризовать предмет и метод правового регулирования, назвать виды отраслей права. Кроме того, надлежит разграничить систему права и систему законодательства. Вместе с тем следует рассмотреть деление права на материальное и процессуальное, а также на частное и публичное право.
Прежде чем изучить правонарушение, необходимо рассмотреть правомерное поведение, его понятие, виды и мотивы. Затем рассмотреть понятие правонарушения, его признаки и виды, предпосылки их совершения. Далее необходимо сформулировать понятие юридической ответственности, обращая внимание на то, что она является видом социальной ответственности, но при этом имеет определенные особенности, отличающие ее от социальной ответственности, а именно: юридическая ответственность наступает за нарушение правовых норм и применяется с помощью принудительной силы государства. Студент должен знать признаки и принципы юридической ответственности, знать виды. Кроме того, необходимо учитывать существование в науке двух аспектов рассмотрения ответственности: негативной (ретроспективной) и позитивной (перспективной) ответственности.
Далее студенту следует изучить законность и правопорядок, сформулировать их определения, назвать признаки и принципы, отразить их соотношение, изучить гарантии, дать понятие гарантий, назвать и охарактеризовать виды.