Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов

Государственный контроль в сфере охраны окружающей среды и природопользования – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации и Омской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований и нормативов в данной сфере.

Проведение государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования является необходимым элементом осуществления государственного управления охраной окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Охрана окружающей среды – один из наиболее важных и глобальных вопросов современности. Научно-технический прогресс и стремительное увеличение правонарушений неизбежно привели к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей. Всё это диктует необходимость наращивать усилия государственного экологического контроля в охране и восстановлении благоприятной среды обитания человека. Рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, защита природы и человека, акцентирование внимания на экологических проблемах нашей области – вот приоритетные задачи Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области, органа, уполномоченного в области охраны окружающей среды, при осуществлении государственного экологического контроля и государственного контроля за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов.

Государственный контроль в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории Омской области осуществляется в целях обеспечения исполнения требований законодательства, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а также обеспечения экологической безопасности органами государственной власти Омской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, юридическими и физическими лицами.

К функциям государственного контроля в области охраны окружающей среды и природных ресурсов относится осуществление:

– государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль),

– государственного контроля за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр (государственный геологический контроль);

– государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (государственный водный контроль);

– государственного контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор).

Указанные полномочия в 2007 г. в Омской области при активном взаимодействии осуществляли государственные инспектора федеральных органов исполнительной власти – Управления Росприроднадзора по Омской области и Управления по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора по Омской области, а также органа исполнительной власти Омской области, уполномоченного в области охраны окружающей среды, – Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области.

В 2007 г. государственными инспекторами в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Омской области проведено 2 178 проверок соблюдения требований природоохранного законодательства. Распределение проверок по видам контроля показано на рис. 3.1.

Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов - student2.ru

В ходе проведенных проверок выявлено 7694 нарушений требований

Рис. 3.1. Распределение проверок в области охраны окружающей среды
и природопользования по видам контроля, шт.

В ходе проведенных проверок выявлено 8 648 нарушений природоохранного законодательства, выдано 8 619 обязательных к исполнению предписаний. Распределение предписаний по видам контроля отражено на рис. 3.2.

 
  Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов - student2.ru

Рис. 3.2. Распределение предписаний в области охраны окружающей среды
и природопользования по видам контроля, шт.

В 2007 г. за нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования привлечено к административной ответственности в виде штрафов 2 009 юридических и физических лиц. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 9 390,1 тыс. р.

Взыскано с правонарушителей за отчетный период 7 401,4 тыс. р. – 78,8 % от наложенных, у остальных – срок взыскания еще не истек.

Средства от взысканных штрафов поступили в бюджет Омска и бюджеты районных муниципальных образований по месту совершения правонарушений.

Распределение наложенных штрафов по видам контроля показано на рис. 3.3.

 
  Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов - student2.ru

Рис. 3.3. Распределение наложенных штрафов по видам контроля, шт

В течение года органы исполнительной власти: Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Омской области, Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области, Управление Роспотребнадзора по Омской области, ГУ «Омский ЦГМС-Р», Управление Россельхознадзора по Омской области активно взаимодействовали при проведении надзорных мероприятий. Взаимодействие выражалось в обмене информацией, совместных проверках, рейдах, совещаниях и пр.

Государственный контроль в области охраны
окружающей среды (государственный экологический контроль)

Государственный экологический контроль – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов.

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами государственный экологический контроль в 2007 г. осуществлялся по следующим направлениям:

– контроль за охраной атмосферного воздуха;

– контроль за соблюдением требований при обращении с отходами производства и потребления;

– контроль за соблюдением режима использования особо охраняемых природных территорий;

– контроль за соблюдением требований в области государственной экологической экспертизы;

– контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В 2007 г. государственными инспекторами Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области и Управления Ростехнадзора по Омской области при осуществлении государственного экологического контроля проведено 1 370 проверок соблюдения природоохранного законодательства. Проверки проводились как плановые в соответствии с разработанными планами, так и внеплановые по контролю выполнения ранее выданных предписаний, обращениям граждан, предприятий и запросам прокуратуры. В ходе проведенных проверок выявлено 7 587 нарушений, выдано 7 587 обязательных к исполнению предписаний.

За нарушения требований природоохранного законодательства привлечено к административной ответственности в виде штрафов 1 298 юридических и физических лиц. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 6 282,7 тыс. р. Взыскано с правонарушителей за отчетный период 5 465,9 тыс. р. – 87 % от наложенных. 89 дел в течение года направлено в службу судебных приставов для принудительного взыскания штрафных санкций, не оплаченных в добровольном порядке.

Преимущественное количество проверок, предписаний и штрафов при осуществлении государственного экологического контроля объясняется тем, что действующим законодательством органы исполнительной власти субъектов наделены широкими полномочиями именно в данном виде государственного контроля, а также тем, что объектами данного вида контроля являются практически все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие какую-либо деятельность.

Сравнительный анализ распределения наложенных штрафов по статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) за 2007 г. при осуществлении государственного экологического контроля показывает, что основным видом нарушений в области охраны окружающей среды является несоблюдение хозяйствующими субъектами экологических требований при обращении с отходами (ст. 8.2 КоАП), отсутствие разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и несоблюдение установленных нормативов выбросов (ст. 8.21 КоАП), невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41 КоАП). По сравнению с 2006 г. значительно возросло количество штрафов за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, что связано с усилением контроля по данному направлению.

Но все же основными нарушениями остаются нарушения в области обращения с отходами производства и потребления: отсутствие разрешительных документов, несоблюдение нормативов, установленных разрешительными документами, несанкционированное размещение и сжигание отходов, отсутствие в сельских поселениях системы сбора и вывоза отходов и др.

Отсутствие должным образом организованной системы сбора и вывоза отходов приводит к организации несанкционированных свалок в различных районах Омска и вблизи сельских поселений. По выявленным фактам несанкционированного размещения отходов главам администраций городских округов 11 раз в течение года направлялись письма с информацией о нарушениях в области обращения с отходами и требованием решения проблемы их сбора, утилизации, ликвидации несанкционированных свалок. В сельских районах вопросы по сбору, утилизации отходов, содержанию свалок бытовых отходов неоднократно рассматривались на коллегиях и совещаниях у глав муниципальных районов, на которых присутствовали главы сельских поселений. Специалистами Министерства разъяснялись требования нормативных актов, сообщались итоги проверок, ставились задачи по устранению выявленных нарушений. В средствах массовой информации размещались материалы по проблемным вопросам в области обращения с отходами. По большей части поднятых проблем приняты конкретные решения и меры. В ряде районов (Колосовский, Одесский, Седельниковский и др.) продолжена работа по оформлению в собственность земельных участков под свалками, оформлению соглашений с сельскими поселениями о передаче функций по эксплуатации свалок с выделением субвенций на эти цели (Исилькульский, Любинский, Москаленский, Полтавский и др).

По предписаниям государственных инспекторов Министерства в Омске ликвидированы свалкина пересечении ул. 7-я Северная – ул. Средняя, ул. 24-я Северная у поликлиники № 2, в районе озер Круглое и Соленое, на ул. Братская, ул. Химиков и др. В Большеуковском районе ликвидированы свалки на территории Фирстовского, Чебаклинского сельских поселений, в Усть-Ишимском районе – в Слободчиковском и Ореховском сельских поселениях. Участок территории в районе садоводческих товариществ, расположенных в пос. Входной, зачищен МУ г. Омска «Тепловая компания» от отходов изоляционных материалов, оставленных после выполнения демонтажа теплотрассы, аналогичная работа по зачистке территории проведена ООО «Сибирская трубная компания» на полях ООО «Сибагрохолдинг».

В ряде сельских поселений Большереченского, Саргатского, Исилькульского, Муромцевского, Калачинского и других районов обустроены сельские свалки, контролируется их эксплуатация.

В г. Таре началось строительство полигона твердых бытовых отходов (ТБО), в 2007 г. на эти цели израсходовано 1 700,0 тыс. р. В с. Седельниково начаты работы по строительству полигона ТБО и жидких отходов.

Во исполнение решения Совета безопасности Омской области от 15 февраля 2007 г. и в соответствии с планом надзорных мероприятий управления государственного контроля Министерства проверено соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды по обращению с отходами металлов на пунктах приема лома черных и цветных металлов на территории Омска и в районах области. Проведено 78 проверок юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в этой области. Проверки проводились как самостоятельно, так и с участием представителей Управления внутренних дел (УВД) и органов прокуратуры. По итогам проведенных проверок выдано 125 предписаний по устранению выявленных нарушений. За нарушения природоохранного законодательства привлечено к ад­министративной ответственности в виде штрафа 27 юридических и физических лиц на общую сумму 79,5 тыс. р. Информация в отношении 25 физических лиц, осуществляющих незаконную деятельность по обращению с ломом черных и цветных металлов, передана в районные УВД для приостановки незаконной предпринимательской деятельности. Кроме того, данная информация направлена в органы прокуратуры. По информации, поступившей из органов УВД, приостановлена деятельность девяти частных пунктов приема лома, в отношении семи граждан приняты меры административного воздействия.

В течение года при проведении надзорных мероприятий большое внимание уделялось контролю соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха. В ходе проверок выдано 1 914 предписаний по устранению нарушений, основными из которых являются: отсутствие разрешительных документов в области охраны атмосферного воздуха, превышение установленных нормативов выбросов в атмосферный воздух, нарушения правил эксплуатации газоочистного оборудования. Результатом проведенной в данном направлении работы явилась разработка предприятиями, подлежащими региональному государственному экологическому контролю, нормативных документов в области охраны атмосферного воздуха и получение ими 544 разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выполнение природоохранных мероприятий. Примерами выполненных мероприятий являются: установка циклона на асфальтобетонный завод (АБЗ) ГП «Оконешниковское дорожное ремонтно-строительное управление (ДРСУ)», установка гидрофильтров на АБЗ ГП «Нововаршавское ДРСУ» и на асфальтосмесительной установке (АСУ) Черлакского дорожного ремонтно-строительного управления, установка 3-й ступени очистки на АБЗ ГП ДРСУ № 5, капитальный ремонт трубы котельной № 5 ООО «ЖКХ Калачинское», установка 2-го контура очистки аспирационных сетей № 1, 2, 3 на ООО «Калачинский элеватор», установка циклона от дробильной установки на ОАО «Калачинский мясокомбинат» и др.

При проверке выполнения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Омсктехуглерод», проведенной специалистами отдела экологического контроля Управления по экологическому и технологическому надзору (УТЭН) Ростехнадзора по Омской области, выявлены факты превышения установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. За данные нарушения к административной ответственности привлечено юридическое лицо ООО «Омсктехуглерод» и должностное лицо на общую сумму 33 тыс. р., выданы предписания по устранению нарушений.

Специалисты отдела экологического контроля Управления по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора по Омской области при осуществлении надзорной деятельности активно взаимодействовали с Центром лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ) по Омской области, Министерство также привлекало на договорной основе ЦЛАТИ для проведения аналитического контроля источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В течение 2007 г. по данным лабораторных исследований за превышения установленных нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные объекты к административной ответственности привлечены 13 должностных лиц предприятий и 5 юридических лиц на общую сумму 223,0 тыс. р.

Специалисты Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области и отдела экологического контроля УТЭН по Омской области в июне 2007 г. приняли участие в проведении операции «Чистый воздух». В ходе этой операции специалисты УТЭН по Омской области совместно со специалистами ЦЛАТИ проверяли источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предприятиях Омска. Специалистами Министерства совместно с общественной организацией Омское городское общество автомобилистов проведены проверки на МУ «Автобаза здравоохранения», МУ «Управление благоустройства ЦАО», ЗАО «Булочно-кондитерский комбинат "МарС"», ООО «Чистый город», ОАО «Омскгоргаз», ОАО «Омское производственное объединение грузового автотранспорта № 2», ОАО «Омскнефтепроводстрой», ООО ДСК «Стройбетон», ООО «Управление транспорта и механизмов», МУП «ДРСУ-2», ЗАО «Мостостроительная фирма "Омскавтомост"», ООО «Скат». Кроме того, при участии инспекторов Управления государственного автодорожного надзора по Омской области и сотрудников ГИБДД УВД по Омской области проведены проверки маршрутных такси на конечных остановках.

Из 296 проверенных автомобилей выявлено 54 автомобиля, эксплуатирующихся с превышением допустимых норм оксида углерода в отработавших газах, что составляет 18,2 %. Увеличение количества автомобилей с превышением допустимых норм содержания оксида углерода в отработавших газах связано с ослаблением внимания к техническому состоянию автомобилей, отсутствием на предприятиях приборов для проведения контроля автотранспорта на содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах.

По фактам нарушения природоохранного законодательства государственным инспектором Министерства вынесено 22 постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 9 700 р.

В течение года специалисты, осуществляющие государственный экологический контроль, рассмотрели 103 письменные жалобы и обращения от населения и юридических лиц по фактам нарушения природоохранного законодательства, поступивших в адрес Министерства и УТЭН Ростехнадзора по Омской области. По всем жалобам приняты меры по устранению нарушений, даны письменные ответы. По четырем жалобам на постановления о привлечении к административной ответственности приняты решения об отмене постановлений.

При рассмотрении жалобы от граждан, проживающих по ул. Омская, на резкие специфические запахи в вечернее и ночное время, проведено обследование ближайших предприятий, исходя из направлений ветра в дни поступления жалоб. По результатам обследования установлены факты сжигания производственных и бытовых отходов в вечернее время в ООО «Мясоперерабатывающий завод № 3» и ООО «Афина – 21 век». К должностным и юридическим лицам приняты административные меры в виде штрафа. Сжигание отходов прекращено.

По информации, поступившей в Министерство, проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ЗАО Торговый центр (ТЦ) «Октябрьский». Установлен факт сжигания отходов предприятием. За нарушение в области обращения с отходами должностное лицо ЗАО ТЦ «Октябрьский» привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

При проверке жалобы, поступившей в департамент государственного контроля и охраны окружающей среды от ООО «Сибагрохолдинг», установлено, что ООО «Сибирская трубная компания» произведен демонтаж теплотрассы на участке более 5 км, при этом отходы изоляционных материалов несанкционированно размещены на почве. За выявленные нарушения юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 50 тыс. р.

Проведена проверка жалобы жителей Омска, проживающих по ул. Гусарова в Центральном АО, на загрязнение атмосферного воздуха в жилом массиве, особенно сильное в ночное время. В ходе проверки установлено, что на территории промплощадки бывшего хлебозавода № 3 размещено производство упаковочной продукции для расфасовки пищевых продуктов. Объект реализован при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы и с отступлением от проекта в части осуществления выбросов загрязняющих веществ. Вместо подключения вентсистем к технологическим трубам бывшего хлебозавода для рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере все выбросы производятся в зоне дыхания людей. По факту нарушения требований природоохранного законодательства приняты меры административного воздействия в виде штрафа. Предприятие произвело демонтаж оборудования и вынос производства в промзону Октябрьского АО Омска.

По обращению граждан проведена проверка факта систематического сжигания автомобильных шин в котельной на территории по пр. Мира, 177. Факт подтвердился. ИП Матвеев А. А. привлечен к административной ответственности. Сжигание шин прекращено, для отопления помещений завезено древесное топливо.

Наши рекомендации