Государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр

Задачей государственного контроля за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований федерального и областного законодательств, принятых в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

В 2007 г. проведено 160проверок соблюдения законодательства о недрах. Проверки проводились по контролю соблюдения требований законодательства предприятиями и организациями, осуществляющими деятельность по геологическому изучению и разработке месторождений полезных ископаемых, а также по попутному извлечению и использованию русловых песков при ведении работ на водных объектах, добыче подземных вод. Проверки проводились в пределах компетенции специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области и Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области.

В ходе проверок выявлено 224 нарушения законодательства о недрах, выдано 248 предписаний с установленными сроками исполнения. К административной ответственности привлечены 123 должностных и юридических лица на сумму 973,5 тыс. р.

В Омской области контролю подлежат 63 лицензированных участка недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые. Кроме того, к задачам госконтроля относятся выявление и пресечение безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Основными нарушениями при добыче общераспространенных полезных ископаемых явились: добыча руслового песка при отсутствии лицензии на пользование недрами, отсутствие технических проектов работ, планов развития горных работ; при разработке месторождений глинистого и керамзитового сырья – добыча сырья при отсутствии лицензии на пользование недрами, невыполнение условий лицензионных соглашений, отсутствие годовых планов развития горных работ, отсутствие утвержденных среднегодовых нормативов потерь и маркшейдерского учета, непроведение рекультивации земельных участков, отведенных под разработку месторождений глинистого (кирпичного) сырья, складирование песка в черте Омска и в пригородных зонах.

В результате надзорных мероприятий и при непосредственном участии специалистов государственного контроля за неисполнение основных условий лицензий у природопользователей изъято в 2007 г. 12 лицензий на недропользование. Выдана в 2007 г. 21 лицензия на недропользование.

Проверки предприятий, осуществляющих добычу подземных вод, проведенные Управлением Росприроднадзора по Омской области, выявили целый ряд нарушений требований законодательства о недрах.

Анализ контрольно-надзорных мероприятий показывает, что немаловажную роль в обеспечении рационального использования и охраны подземных вод играют органы местного самоуправления. Так, на территории Большереченского, Большеуковского, Москаленского, Муромцевского, Нижнеомского, Омского, Русско-Полянского, Тарского, Тевризского, Усть-Ишимского, Черлакского муниципальных образований при полной или частичной ликвидации предприятий недропользователей не соблюдались требования ст. 26 Федерального закона (ФЗ) «О недрах»: руководители ликвидируемых предприятий, имеющих на балансе объекты недропользования, в установленном законом порядке их консервацию (ликвидацию) не производили. Администрацией муниципальных образований ход ликвидации предприятий не отслеживается, зачастую невостребованное (непроданное) имущество остается брошенным. Как правило, таким имуществом являются водозаборные скважины, расположенные на территориях земельных участков и выпасах ранее существовавших хозяйств.

Проверки состояния водозаборных объектов на базе подземных вод, находящихся в собственности муниципальных образований, свидетельствуют о неисполнении должностными лицами администраций районов и сел ст. 59 Водного кодекса РФ, ст. 3, 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 22, 23, 26 Федерального закона «О недрах», санитарных норм и правил. Так, в результате проверки Омского муниципального района установлено, что не ведется учет водозаборных скважин, используемых для водоснабжения населения, расположенных на территории района; не организован учет извлекаемой из недр подземной воды (водосчетчики на устьях 47 скважин отсутствуют, не ведутся журналы учета работы скважин); не организована работа по выявлению брошенных (бесхозных) водозаборных скважин; не ведется их учет, ликвидация и консервация (на территории Омского муниципального района установлен факт наличия 13 брошенных (бесхозных) водозаборных скважин, которые не эксплуатируются с 2003–2004 гг.); не соблюдается процедура передачи имеющихся в собственности водозаборных скважин; эксплуатация водозаборных скважин, находящихся в собственности района и сельских поселений, осуществляется без лицензии на право пользования недрами. В отношении основного эксплуатирующего водозаборные скважины муниципального предприятия МУП «ЖКХ Омского муниципального района Омской области» и его должностных лиц Управлением Росприроднадзора по Омской области неоднократно применялись меры административного воздействия в виде штрафов. По иску управления принята крайняя мера – наложение судебного запрета на использование подземных водных объектов до получения лицензии.

Не соблюдаются требования по устройству и содержанию зон санитарной охраны водозаборных скважин, оборудованию устья стволов водозаборных скважин.

В 50 из 66 эксплуатируемых водозаборных скважин, расположенных в селах Андреевка, Богословка, Большекулачье, Красноярка, Надеждино, Новотроицкое, Петровка, Покровка, Чернолучье, поселках Дачный, Магистральный, Новоомский, д. Троицкое Омского района Омской области не устроены зоны санитарной охраны первого пояса. В этих же населенных пунктах отсутствуют павильоны над устьями, устья скважин не забетонированы на 47 из 66 эксплуатируемых скважин.

Аналогичная ситуация отмечается и в других муниципальных районах Омской области.

Наши рекомендации