Российско-Финские проекты в области мониторинга окружающей среды
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ведет международное сотрудничество с 1992 года.
Особое место в международном сотрудничестве Комитета занимают контакты с Министерством окружающей среды Финляндии, которые были установлены еще в 1992 году.[8]
4.1.1 Проект «Развитие мониторинга качества воздуха»
Реализуется с 2004 года. К настоящему времени завершен уже 4-й этап проекта.
Целью проекта является укрепление сотрудничества в области контроля качества воздуха с целью обеспечения надежности и единообразия систем мониторинга и сопоставимости результатов расчетов рассеивания загрязняющих веществ.
Задачи:
· дальнейшее развитие обеспечения качества мониторинга воздуха, обмена данными в режиме реального времени и их анализа;
· измерение и моделирование параметров качества воздуха на территориях, прилегающих к портам Санкт-Петербурга и Хельсинки с целью оценки влияния выбросов судов;
· развитие методов оценки качества воздуха путем расчета рассеивания загрязняющих веществ;
Партнеры заинтересованы в сотрудничестве и постоянно ведут поиск новых направлений совместных работ. В проекте приняли участие не только специалисты Комитета природопользования и Министерства, но и ГГУП «Минерал», отвечающее за обслуживание системы экологического мониторинга в городе, и Финский метеорологический институт – одна из ведущих европейских организаций в области разработки методик и ведения мониторинга. Координирует проект Балтийский институт Финляндии.
В рамках проекта впервые был организован обмен данными российских и финских станций фонового мониторинга в режиме реального времени.
Был продолжен опыт проведения сравнительных измерений параметров
загрязнения воздуха. С использованием российского и финского измерительного оборудования проведены сравнительные измерения концентраций озона в России и Финляндии.
Были организованы обучающие семинары для специалистов, разработаны методические документы, выполнена калибровка измерительного оборудования.
В рамках проекта была впервые проведена оценка воздействия выбросов водного транспорта на качество атмосферного воздуха с помощью моделирования. С учетом рекомендаций финских партнеров была разработана методика инвентаризации выбросов водного транспорта для Санкт-Петербурга и выполнена инвентаризация выбросов судов на судоходных акваториях Санкт-Петербурга.
Также с учетом рекомендаций финских коллег были разработаны методические документы по расчету выбросов автотранспорта в Санкт-Петербурге. Результаты проекта были представлены российскими и финскими коллегами на XIV международном воздушном конгрессе АТМОСФЕРА-2011 в Санкт-Петербурге в марте 2011 года и на 1-й Всемирной научной конференции в Праге в мае 2011 г.[8]
4.1.2 ПроектРазвитие экологического нормирования и контроля»
Целью проекта является обмен информацией по применению штрафных санкций, совершенствованию качества экологических проверок предприятий, по развитию законодательства в области экологического нормирования и контроля. В рамках проекта в 2011 году состоялись рабочие встречи специалистов в области экологического контроля Комитета и Регионального центра экономического развития транспорта и окружающей среды Юго-Восточной Финляндии. В рамках рабочих встреч состоялся обмен опытом
и информацией по следующим направлениям: загрязненные земли и территории – выявление, способы контроля, примеры рекультивации (посещение объектов), изменения природоохранного законодательства Финляндии и России, контроль и охрана объектов животного мира, организация и функционирование особо охраняемых природных территорий.[8]
4.1.3 Проект Сотрудничество между природоохранными органами финских городов и Санкт-Петербурга»
Проектбыл предложен Министерством окружающей среды Финляндии в качестве основы для постоянного обмена информацией и опытом решения экологических проблем между Комитетом и природоохранными департаментами финских городов-партнеров.
В рамках сотрудничества проходил обмен информацией и опытом между Комитетом и Департаментом окружающей среды г. Турку по таким вопросам как:
· организация мониторинга поверхностных вод;
· стратегия городов по адаптации к климатическим изменениям,
· учет климатических изменений в городском планировании;
· система управления зелеными насаждениями в городах;
· опыт обращения с ливневыми стоками в городах;
· оценка ущерба от поступления загрязняющих веществ со сточными водами с территорий городов в Балтийское море.[8]