Ii. порядок служебного расследования крушения и аварий.
2.1. Служебное расследование крушений и аварий возглавляет на месте начальник железной дороги.
2.2. По получении сообщения о крушении или аварии начальник железной дороги, начальник отделения железной дороги по безопасности движения поездов, начальники причастных служб и предприятий немедленно выезжают на место для расследования и принятия мер по оказанию помощи пострадавшим, а также по организации ликвидации последствий.
2.3. На расследование крушения с пассажирским поездом с тяжелыми последствиями выезжают заместитель Министра — начальник Главного управления по безопасности движения и экологии, заместитель Министра, в подведомственном хозяйстве которого допущено крушение, и начальники причастных управлений МПС.
2.4. На расследование крушения или аварии пассажирского поезда, не имеющих последствий, указанных в п. 2.3, а также крушения или аварии грузового поезда с тяжелыми по следствиями, из МПС выезжают заместитель начальника Главного управления по безопасности движения и экологии и заместители начальников причастных управлений МПС.
2.5. Решение об участии в расследовании других руководителей и специалистов подразделений железнодорожного транспорта принимаются по Министерству путей сообщения — заместителем Министра — начальником Главного управления по безопасности движения и экологии МПС, а по железной дороге — начальником железной дороги.
2.6. Для расследования крушений с тяжелыми последствиями при необходимости образуется ведомственная комиссия, состав и задачи которой определяет Министр путей сообщения.
2.7. О крушениях и авариях начальник железной дороги обязан лично докладывать Министру путей сообщения.
О случаях травмирования пассажиров при крушении начальник железной дороги докладывает в Главное пассажирское управление МПС с сообщением фамилий пострадавших, места их жительства и принимаемых мер по оказанию им необходимой помощи.
2.8. Руководители линейных предприятий, восстановительных и пожарных поездов, медицинских подразделений, не ожидая прибытия лиц для расследования крушения или аварии, немедленно принимают меры по оказанию необходимой помощи пострадавшим и приступают к ликвидации последствий, обеспечивая при этом сохранность подвижного состава и перевозимых грузов.
2.9. На месте крушения или аварии:
изымаются скоростемерная лента локомотива, натурный лист поезда, справка формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами, предупреждения об ограничении скорости движения и бортовой журнал локомотива;
составляется схема разрушения пути и расположения подвижного состава, следов схода его с рельсов с привязкой к километру и пикетам начала схода и места остановки локомотива и отдельных групп вагонов;
производится фотографирование общего вида последствий крушения или аварии, поврежденного пути, подвижного состава, обнаруженных на пути посторонних предметов, изломанных деталей, неправильно загруженных вагонов, перекрытых концевых кранов, положения органов управления локомотива и др.;
составляются акты осмотра места схода, технического состояния подвижного состава, пути, устройств СЦБ связи и других устройств, имеющих значение при установлении причин крушения или аварии (указанные акты подписываются руководителями предприятии железной дороги, первыми прибывшими на место происшествия);
берутся письменные (в необходимых случаях на магнитофон) объяснения от лиц, причастных к происшествию, а также от других работников сведения, которые могут быть полезны для установления причины крушения или аварии;
фиксируются погодные условия в момент крушения (аварии).
Ответственность за проведение указанной работы несет главный ревизор отделения железной дороги по безопасности движения поездов.
2.10. Дополнительное повреждение подвижного состава при восстановительных работах, вызываемое невозможностью с использованием имеющихся технических средств возобновить в короткий срок движение, может быть допущено только по разрешению начальника железной дороги в исключительных случаях на участках с особо интенсивным движением поездов. В данном случае степень дополнительного повреждения подвижного состава при классификации нарушения безопасности движения не учитывается.
2.11. После выяснения на месте причин крушения или аварии, но не позднее 24 часов с момента происшествия, начальник отделения железной дороги вместе с транспортным прокурором или прокурором района и главным ревизором отделения железной дороги по безопасности движения поездов сообщают по телеграфу за совместными подписями об обстоятельствах крушения или аварии в Главное управление по безопасности движения и экологии МПС, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и соответствующему транспортному прокурору. Об обстоятельствах крушений и аварий ставятся в известность местные органы власти, а при необходимости и другие ведомства.