Понятие и общая характеристика государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды
Управление рассматривается как важнейший элемент государственного воздействия на обеспечение рационального природопользования, воспроизводства, защиты и охраны окружающей среды.
В юридической литературе предлагаются различные определения понятия «управление в области природопользования и охраны окружающей среды». В советский период государственное управление природными ресурсами обычно рассматривалось как осуществление органами государственной власти, исполнительными и распорядительными органами функций, вытекающих из содержания права исключительной собственности государства на землю, недра, воды и леса. Главной задачей государственного управления в данной области являлась организация рационального использования и охраны природных богатств.
Для управления природопользованием и охраной окружающей среды характерны следующие черты:
- во-первых, это деятельность государственных органов исполнительно-распорядительного характера;
- во-вторых, деятельность, направленная не только на практическое исполнение нормативных правовых актов, но и нормотворчество;
- в-третьих, деятельность по регулированию специфических отношений, т. е. отношений в области природопользования, воспроизводства, охраны окружающей среды;
- в-четвертых, деятельность специально уполномоченных органов.
Представляется обоснованным рассматривать управление природопользованием и охраной окружающей среды не только как подзаконную, исполнительно-распорядительную деятельность, но и как нормотворческую деятельность компетентных органов.
Таким образом, управление природопользованием и охраной окружающей среды – это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, достижению экологической безопасности, а также по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды является составной частью социального управления. Его объектом выступают отношения по совершенствованию природопользования, сохранению и восстановлению окружающей среды. Правовая категория «управление окружающей средой» включает три важных аспекта:
- управление в области использования природных ресурсов,
- восстановления возобновляемых природных ресурсов и объектов и сохранения среды обитания.
Управление – ничто иное, как система или механизм организации жизнедеятельности общества посредством осуществления и функционирования ветвей власти и создаваемых ими государственных органов. В качестве основного элемента системы управления окружающей средой следует рассматривать республиканские и местные органы государственного управления. Управление таким важным и специфическим объектом, как окружающая среда, представлено сложной системой государственных органов. Функции и полномочия органов определяют их связи и отношения между собой, степень ответственности каждого за обеспечение рационального использования, восстановления и охраны окружающей среды. Организационная и правовая модели в каждом конкретном случае отражают уровень участия отдельных органов в управлении, их связи с центром и механизм их взаимодействия.
Система органов государственного управления окружающей средой объединяет разнообразные органы управления, для которых общим является то, что они осуществляют однородный вид деятельности – государственное управление в области использования, охраны природных объектов, ресурсов и окружающей среды в целом.
Система органов управления окружающей средой строится в соответствии с задачами и функциями, которые охватывают такие направления, как учет природных ресурсов, организация мониторинга окружающей среды, осуществление планирования и научного прогнозирования в области использования, воспроизводства и охраны природных объектов и ресурсов, проведение экологического контроля, обеспечение экономической эффективности производства, связанного с природопользованием. Система органов управления закреплена в законодательных актах.
Анализируя изложенное, приходим к выводу, что система органов управления природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность организаций, учреждений, органов, выполняющих однородные задачи, наделенных конкретной компетенцией, имеющих определенное место в системе государственного управления, направляющих свои усилия на осуществление возложенных на них управленческих функций.
В качестве основного элемента системы управления рассматривается орган управления, наделенный определенной компетенцией. При установлении компетенции важным моментом является достижение необходимого соответствия между функциями и полномочиями.
Во-первых, содержание полномочий в полной мере должно вытекать и обуславливаться содержанием функций соответствующего органа управления.
Во-вторых, объем полномочий должен соответствовать объему осуществляемых функций, эффективно обеспечивать реализацию каждой функции относительно каждого объекта управления. Следует отметить, что распределение компетенции между различными органами определяется функциональным назначением и характером выполняемых задач. В соответствии с компетенцией происходит классификация органов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Они подразделяются на органы общей, специальной, межведомственной и отраслевой (ведомственной) компетенции. Органы общей компетенции наряду с управлением в исследуемой области осуществляют также управление многими другими видами деятельности и отраслями экономики. К таким органам относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, областные, городские, районные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы.
Характерной чертой деятельности органов специальной компетенции является то, что содержание их компетенции определяется в основ-ном или исключительно возлагаемыми на них функциями управления природопользованием, воспроизводством, охраной и защитой одного или нескольких природных объектов. К таким органам относятся Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство лесного хозяйства и др.
Органы управления межведомственной компетенции осуществляют определенные мероприятия, виды природоохранной деятельности по всем природным объектам, независимо от их ведомственной и другой принадлежности. К таким органам мы можем отнести Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел и т. д.
Властные полномочия органов управления ведомственной компетенции распространяются только на подчиненные структуры. К ним можно отнести Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство обороны.
Можно предложить также более простую и доступную классификацию органов управления окружающей средой –органы общей и специальной компетенции.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды мы рассматриваем как самостоятельный и специфический институт права, который в различной степени входит или тесно соприкасается с другими отраслями.
Управление в рассматриваемой области базируется на определенных принципах:
- разделение функций природопользования и охраны окружающей среды;
- обеспечение приоритетов, гарантирующих право граждан на благоприятную окружающую среду;
- сочетание государственного регулирования с местной инициативой, участием общественности;
- подконтрольность органов государственного управления;
- гарантирование административного и судебного порядка обжалования решений органов управления;
- ответственность органов управления и государства за решения, приведшие к отрицательным последствиям в области окружающей среды;
- информирование и гарантирование права на получение достоверной информации в области окружающей среды;
- научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений.
Вопрос 23. Система госорганов, осуществляющих управление в области рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, и их компетенция.
Как и функции управления, органы управления природопользованием и охраной окружающей среды подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.
К органам общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Правительство, местные советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы.
Президент Республики Беларусь обладает следующими полномочиями:
- подписывает международные договоры, законы в области природопользования и охраны окружающей среды,
- издает декреты и указы в области охраны окружающей среды и природопользования, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь;
- в случае стихийного бедствия или экологической катастрофы вводит на территории РБ чрезвычайное положение.
Парламент – Национальное собрание РБявляется представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды:
- определяет государственную экологическую политику;
- осуществляет межправительственное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
- принимает законы в области охраны окружающей среды.
- рассматривает и утверждает государственные экологические программы
Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления - выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды:
- осуществляет реализацию определенной Парламентом и Президентом Республики Беларусь экологической политики и экологических программ;
- создает внебюджетные фонды охраны природы;
- координирует деятельность министерств государственных комитетов, других органов, занимающихся охраной окружающей среды;
- утверждает лимиты добычи и использования природных ресурсов, лимиты сбросов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
- определяет порядок ведения учета природных ресурсов;
- утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды;
Местные исполнительные и распорядительные органы и местные советы депутатов – осуществляют функции аналогичные функциям Высших органов власти и управления (Национального собрания, Правительства) на местном уровне и в отношении объектов коммунальной собственности.
Однако к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:
- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
- установление местных налогов и сборов;
- организация планирования охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ;
- координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений и организаций.
Органы специальной компетенции:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь:
1. Организует разработку территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рац. использования природных ресурсов.
2. Проводит государственную экологическую экспертизу.
3. Организует национальную систему мониторинга окружающей среды, учет и оценку природных ресурсов, ведет кадастры водных ресурсов, недр, земель, атмосферного воздуха, животного и растительного мира, отходов, торфяного фонда;
4. формирует республиканский банк данных о состоянии окружающей среды.
5. Ведет Красную книгу РБ,
6. Осуществляет лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (см. предыдущую тему Лицензирование природопользования).
На Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь возлагается управление по охране и использованию животного мира и рыбных запасов государства, регулированию рыболовства в рыбохозяйственных водоемах, лицензирования промышленной добычи рыбы и водных беспозвоночных.
Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС)осуществляет функции пожарной охраны, гражданской обороны, аварийно-спасательной службы. В области охраны окружающей среды МЧС осуществляет:
1. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных промышленными авариями, катастрофами стихийными бедствиями, ликвидацию их последствий;
2. обеспечение государственных органов и населения Республики Беларусь информацией о фактических и ожидаемых изменениях гидрометеорологических условий и состоянии загрязнения природной среды.
3. Защиту населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, управление территориями, подвергшимися радиоактивному загрязнению, организацию надзора за охраной и использованием территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению,
Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь. На него возложены следующие задачи:
1. Государственное регулирование деятельности в области лесного хозяйства.
2. Повышение продуктивности леса, создание и выращивание лесных насаждений.
3. учет и изучение лесного фонда.
4. осуществление мероприятий по охране и защите лесов.
Министерство здравоохранения Республики Беларусьв области охраны окружающей среды осуществляет следующие задачи:
1. Обеспечение развития здравоохранения населения.
2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучии населения.
3. Утверждает санитарно-гигиенические нормы и правила, применяемые на предприятиях торговли, производства продуктов питании, в парфюмерно-косметическая промышленности т.п.,
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусьв области охраны окружающей среды:
1. Осуществляет руководство сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственными предприятиями, занимающимися производством, переработкой, реализацией сельскохозяйственного сырья и обслуживанием сельского хозяйства.
2. Обеспечивает рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных во владение, пользование юридическим лицам, находящимся в ведении Министерства.