Органы специальной компетенции
Министерство природных ресурсов РФ;
Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России);
Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству;
Федеральная служба лесного хозяйства России;
Функциональные органы
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ;
Министерство здравоохранения РФ;
Федеральная служба геодезии и картографии России;
Министерство внутренних дел РФ;
Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;
Министерство строительства РФ;
Федеральный горный и промышленный надзор России;
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности;
Государственный таможенный комитет РФ;
Федеральная пограничная служба РФ;
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды
Управление природопользованием представляет собой процесс воздействия на природопользователей – потребителей природных ресурсов, осуществляемый различными методами. Методами управления природопользованием являются следующие: административные; экономические; рыночные.
Ø Административные методы управления природопользованиемсводятся к воздействию на природопользователей с целью достижения и соблюдения ими установленных нормативов и стандартов, регламентирующих допустимое состояние качества природной среды и ее элементов.
В качестве конкретных мер воздействия на природопользователей можно выделить следующие:
Экологическая стандартизация
это разработка экологических требований и стандартов;
Нормирование качества окружающей среды
это установление пределов воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду;
Прямые запреты
это запрещение осуществления определенного производственного процесса, не отвечающего экологическим требованиям;
Лимитирование
это ограничение возможных масштабов воздействия на окружающую среду определенных видов хозяйственной деятельности;
Лицензирование
это процедура выдачи лицензий на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
Экологический контроль
это систематическая проверка соблюдения хозяйствующими субъектами экологических требований при осуществлении каких-либо видов деятельности;
Экологическая экспертиза
это процедура контроля за учетом экологических требований при подготовке решений в сфере природопользования;
Оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС)
это процедура учета экологических требований при подготовке и принятии решений в сфере природопользования;
Экологическая паспортизация
это процедура составления нормативно-технической документации, содержащей характеристику комплексного влияния деятельности предприятия на окружающую среду;
Экологическая сертификация
это процедура выдачи сертификатов – документов, удостоверяющих соответствие качества продукции, услуг, работ и процессов экологическим требованиям;
Экологическое аудирование
регулярно повторяемая проверка выполнения необходимой природоохранной деятельности на предприятии.
Большинство развитых стран на начальной стадии обострения экологических проблем применяли именно административные меры по управлению природопользованием. Несмотря на их жесткость и быструю результативность они не являются исчерпывающими. Более того, использование административных рычагов управления привело к увеличению масштабов субсидирования природоохранной деятельности, что говорит об их слабой эффективности. Поэтому стали применяться более эффективные экономические регуляторы для поощрения предпринимательских инициатив в сфере природопользования. В настоящее время управление природопользованием производится в сочетании административных и экономических методов, образующих в своей совокупности систему экономико-правового механизма природопользования.
Ø Экономические методы управления природопользованием создают систему заинтересованности и ответственности природопользователей в соблюдении требований рационального природопользования в процессе осуществления хозяйственной деятельности, особенно в условиях конкуренции.
В условиях рыночной экономики именно экономические регуляторы способны эффективно воздействовать на хозяйствующих субъектов. Ошибочно полагать, что сами рыночные отношения автоматически будут «работать» на рациональное природопользование. Наоборот, конкуренция подталкивает на экономию финансовых и других ресурсов, в т.ч. необходимых для осуществления природоохранных мероприятий.
Среди экономических методов можно выделить следующие:
Планирование и финансирование природоохранных мероприятий;