ВВЕДЕНИЕ. Федеральное агентство связи

Федеральное агентство связи

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский государственный университет

телекоммуникаций и информатики

Л.А. Черновский, О.М. Бонина, Е.А. Удальцов

Основы общей экологии и защита биосферы

Учебное пособие

Новосибирск – 2008

УДК 504 (075.8)

Л.А. Черновский, О.М. Бонина, Е.А. Удальцов. Экология. Основы общей экологии и защита биосферы.: Учебное /СибГУТИ.- Новосибирск, 2008 г.- с.180

В учебном пособии даны важнейшие понятия принципы концепции современной экологии. Описаны источники причины и последствия загрязнения окружающей среды. Указаны пути предупреждения загрязнения окружающей среды. Рассмотрены вопросы разработки мероприятий по охране природной среды.

Учебное пособие разработано с учетом государственного образовательного стандарта по экологическому образованию студентов СибГУТИ различных специальностей.

Кафедра безопасности жизнедеятельности и экологии

Ил. 33., табл. – 2

Рецензент: В.И. Марченко, д-р. биол. наук, профессор

Для специальностей «Радиотехника», «Телекоммуникации», «Информационная безопасность», «Информатика и вычислительная техника», «Менеджмент», «Экономика и управление»

Утверждено редакционно-издательским советом СибГУТИ в качестве учебного пособия

©Сибирский государственный университет

телекоммуникаций и информатики, 2008г.

Содержание

Введение
Экология как наука
Возникновение глобальных проблем окружающей среды
Уровни биологической организации и трофические связи живого
Взаимоотношения организма и среды
Биосфера: свойства, структура
Круговорот веществ в природе
Функционирование биосферы
Демографические проблемы Земли
Природные ресурсы
Влияние деятельности человека на атмосферу
Влияние деятельности человека на гидросферу
Экология и здоровье человека
Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы
Основы экономики природопользования
Основы экологического права и профессиональной ответственности
Экологический мониторинг
Экологические стандарты и нормативы
Экозащитная техника и технологии
Международное сотрудничество в области охраны ОПС
Выживание человечества? (вместо заключения)
Приложение
Методологические пояснения
Рекомендуемая литература

ВВЕДЕНИЕ

В начале ХХ века академик В.И. Вернадский отмечал “человек настоящего времени представляет из себя геологическую силу, и сила эта сильна именно тем, что она возрастает, и предела её возрастания нам не видно...”. В конце второго тысячелетия от рождества Христова над обществом нависла угроза глобального экологического кризиса. Вне зависимости от политического устройства и экономической ситуации в странах решение экологических проблем сегодня одинаково важно для всех людей планеты. Предотвратить глобальную катастрофу возможно только воспитав экологически грамотного человека. А это означает, что на всех уровнях образования обязательным предметом изучения становится дисциплина «Экология».

В 1994 г. Министерством образования России были утверждены два направления высшего экологического образования:

- фундаментальное экологическое образование;

- инженерное экологическое образование.

И с этого же года в учебные планы всех технических дисциплин было введено обязательное изучение экологии.

Экологическое образование в России традиционно велось на пересечении естественных и социально-экономических наук.

В 1997 г. на уровне Правительства РФ была разработана и утверждена Концепция экологического образования, включающая в себя следующие базовые принципы:

1. Гуманизация выражает идею формирования человека способного к экологически целесообразной деятельности с установкой на сохранение жизни на Земле, спасению человечества от экологических катастроф.

2. Научность предусматривает высокий уровень информированности по вопросам экологии.

3. Взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии с тем чтобы учащиеся «мыслили глобально, а действовали локально».

4. Интеграция естественнонаучных, нравственно-эстетических и других взаимодействий выражается в тесной связи теоретического и практического обучения и воспитания.

5. Непрерывность предусматривает поэтапную и постепенную организацию экологического образования и воспитания во время всего обучения (в т.ч. и после окончания вуза).

6. Систематичность предусматривает системную организацию экологического образования на основе таких компонентов, как цели, содержание приёмы и средства обучения.

Преподавание и изучение дисциплины "Экология" студентами вузов, обучающимися по техническим направлениям и специальностям, - методически сложная задача, поскольку курс должен базироваться, в основном, на знаниях, полученных при обучении в средней школе. Нередко в этом курсе вместо фундаментальных знаний о природе студентам дают только информацию об основах инженерной защиты окружающей природной среды. В период экологического кризиса, особенно важно заполнить пробел в общем фундаментальном естественно-научном образовании студентов, представленном в вузах и на факультетах технического профиля преимущественно физико-математическими дисциплинами.

Авторы ставили целью способствовать формированию у студента представления о человеке как о части природы, о самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. После изучения курса студент должен не только иметь представление о взаимоотношениях организмов со средой обитания, структуре биосферы, её эволюции, глобальных проблемах окружающей природной среды, но и уметь прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности с учётом прямых и многочисленных косвенных последствий для биосферы.

Экология представляет собой междисциплинарную область знаний, тесно связанную с другими естественными науками, и читатель сталкивается с большим количеством новых понятий, терминов и их синонимов, относящихся к самым разнообразным областям современных научных знаний. Поэтому для того чтобы читатель мог правильно в них ориентироваться в данное учебное пособие включены некоторые сведения из дисциплин “География”, “Геология”, “Геохимия”, “Почвоведение”, ”Биология” и некоторых других.

В целом содержание учебного пособия ориентировано на примерную программу дисциплины “Экология”, утвержденную Государственным комитетом РФ по высшему образованию для технических направлений подготовки. Настоящее учебное пособие является результатом более чем десятилетнего опыта чтения авторами курса “Экология” в технических вузах.

Авторы будут благодарны всем, кто сочтёт целесообразным высказать замечания и пожелания по содержанию учебного пособия.

Наши рекомендации