Федеральное агентство связи

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение

высшего профессионального образования

Московский технический университет связи и информатики

Кафедра теории вероятностей и прикладной математики

Методические указания

и задания на контрольные работы

по дисциплине

МАТЕМАТИКА

Для студентов-заочников 1 курса

направлений 15030400, 09030200

Москва 2016

План УМД на 2015/2016 уч. г.

Методические указания

и задания на контрольные работы

по дисциплине

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Составитель: А.В.Власов, кандидат технических наук, доцент

Издание утверждено на заседании кафедры. Протокол № __ от . .2016 г.

Рецензент Е.А.Скородумова, кандидат физико-математических наук, доцент

Целю преподавания данной дисциплины является изучение основных разделов математического анализа, включающих в себя теорию пределов, а также основы дифференцирования и интегрирования элементарных функций. Полученные студентами знания, умения и навыки по данной дисциплине помогут им в освоении таких дисциплин как «Теория вероятностей и математическая статистика», «Статистика», а также ряд иных дисциплин.

В процессе изучения курса студент должен самостоятельно выполнить контрольную работу, вариант которой приводятся в конце данного пособия. По результатам самостоятельной работы и на основании выполненной им контрольной работы, студент допускается к зачету по данному курсу.

Бюджет времени на изучение курса (час)

Форма обучения Распределение часов
Очная Заочная 1 семестр
Очные занятия Самостоятельная работа Лекции Упражнения Отчет
Зачет

Примерное содержание лекционного курса

1. Функции. Основные способы задания функций. Основные элементарные функции и их графики.

2. Предел функции. Основные теоремы о пределах. Замечательные пределы. Непрерывность функции. Классификация точек разрыва.

3. Производная и дифференциал, их геометрический смысл. Основные правила вычисления производной. Таблица производных элементарных функций.

4. Производная сложной функции. Производная функций, заданных неявно.

5. Неопределенный интеграл, его свойства. Таблица основных неопределенных интегралов. Интегрирование методами замены переменной и по частям.

6. Интегрирование рациональных и иррациональных дробей.

7. Определенный интеграл. Формула Ньютона – Лейбница.

8. Геометрическое и физическое применение производной и определенного интеграла. Построение уравнения касательной. Задачи определения минимума (максимума). Вычисление площадей с помощью определенного интеграла.

Примерная тематика упражнений

1. Вычисление пределов.

2. Вычисление производных. Производная сложной функции. Производная неявной функции.

3. Вычисление неопределенных интегралов. Интегрирование методами замены переменной и по частям.

4. Определенный интеграл. Методы замены переменной и интегрирования по частям в определенном интеграле.

5. Использование производной и определенного интеграла для решения физических и геометрических задач. Уравнение касательной. Вычисление площадей плоских фигур при помощи определенного интеграла.

Список литературы:

Основная:

1. Демидович Б.П. Краткий курс высшей математики: Учебное пособие для вузов.– М.: Астрель, 2004.– 654с.

2. Данко П.Е. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2-ух частях. Часть 1.–М.: ОНИКС, 2005.–304с.

Дополнительная:

3. Щипачев В.С. Математический анализ.– М.: Высшая школа, 2001.–176с.

4. Сборник задач по высшей математике для экономистов /Под ред. Ермакова В.И. и др.– М.: ИНФРА-М, 2003, 2004.– 575с.

Пример решения задач варианта контрольной работы

по курсу «Математика»

Задача 1а. Найти предел функции федеральное агентство связи - student2.ru

Решение. Убеждаемся, что в результате непосредственной подстановки предельного значения получается неопределенность вида федеральное агентство связи - student2.ru . Делим числитель и знаменатель рациональной дроби на переменную в наивысшей степени, то есть, в данном случае, на федеральное агентство связи - student2.ru . Учитывая, что федеральное агентство связи - student2.ru и федеральное агентство связи - student2.ru , а также используя ряд свойств пределов, получаем:

федеральное агентство связи - student2.ru

Задача 1б. Найти предел функции:

федеральное агентство связи - student2.ru .

Решение. Данное выражение представляет собой неопределенность вида федеральное агентство связи - student2.ru

Выражения федеральное агентство связи - student2.ru называется для выражения федеральное агентство связи - student2.ru сопряженным, а умножение данного выражения на сопряженное позволяет избавиться в этом выражении от радикалов:

( федеральное агентство связи - student2.ru ) федеральное агентство связи - student2.ru ( федеральное агентство связи - student2.ru - федеральное агентство связи - student2.ru

Таким образом, домножая числитель и знаменатель дроби на выражение, сопряженное числителю, получим:

федеральное агентство связи - student2.ru

федеральное агентство связи - student2.ru

Задача 1в. Найти предел функции: федеральное агентство связи - student2.ru

Решение: Убедимся сначала, что данное выражение представляет собой неопределенность вида федеральное агентство связи - student2.ru . Далее вычислим указанный предел, приводя его ко второму замечательному пределу, записанному в виде:

федеральное агентство связи - student2.ru

федеральное агентство связи - student2.ru

Задача 2а. Вычислить производную функции федеральное агентство связи - student2.ru .

Решение. Данная функция является произведением двух функций. Поэтому, используя формулу дифференцирования произведения

федеральное агентство связи - student2.ru = федеральное агентство связи - student2.ru и формулы дифференцирования элементарных функций получим:

федеральное агентство связи - student2.ru

Задача 2б. Вычислить производную сложной функции

федеральное агентство связи - student2.ru ).

Решение. При вычислении производной сложной функции прежде всего надо понять порядок применения последовательности функций к аргументу федеральное агентство связи - student2.ru . Так, в данной функции сначала из аргумента извлекается квадратный корень, далее от полученного значения вычисляется арктангенс, и, наконец, вычисляется натуральный логарифм. Вычисление производной происходит в обратном порядке, то есть, начиная с логарифма:

федеральное агентство связи - student2.ru , где федеральное агентство связи - student2.ru .

Таким образом, мы получаем следующую цепочку равенств:

федеральное агентство связи - student2.ru = федеральное агентство связи - student2.ru =

= федеральное агентство связи - student2.ru .

Задача 2в. Вычислить производную функции федеральное агентство связи - student2.ru .

Решение. Преобразуем данную функцию к виду, удобному для дифференцирования, использовав основное логарифмическое тождество федеральное агентство связи - student2.ru .

Получим:

федеральное агентство связи - student2.ru .

Далее, использовав алгоритм дифференцирования сложной функции, а также формулу дифференцирования произведения, получим:

федеральное агентство связи - student2.ru

федеральное агентство связи - student2.ru ).

Задача 3а. Вычислить неопределенный интеграл: федеральное агентство связи - student2.ru .

Решение. Используем для вычисления этого интеграла метод замены переменной, введя новую переменную федеральное агентство связи - student2.ru В этом случае федеральное агентство связи - student2.ru , откуда федеральное агентство связи - student2.ru . Делая замену переменной в неопределенном интеграле и используя таблицу неопределенных интегралов, получим:

федеральное агентство связи - student2.ru

Возвращаясь к старой переменной, получим ответ: федеральное агентство связи - student2.ru

Задача 3б. Вычислить неопределенный интеграл: федеральное агентство связи - student2.ru .

Решение. Используем формулу интегрирования по частям в виде:

федеральное агентство связи - student2.ru .

Введем обозначения: федеральное агентство связи - student2.ru . Тогда: федеральное агентство связи - student2.ru .

Подставляя все введенные и полученные функции в формулу интегрирования по частям, получим: федеральное агентство связи - student2.ru =-(4 федеральное агентство связи - student2.ru .

Задача 4. Вычислить определенный интеграл федеральное агентство связи - student2.ru .

Решение. Сделаем замену федеральное агентство связи - student2.ru Тогда федеральное агентство связи - student2.ru = федеральное агентство связи - student2.ru , а значит федеральное агентство связи - student2.ru . При этом надо учитывать возможное изменение пределов интегрирования при замене переменной. В нашем случае нижний предел интегрирования федеральное агентство связи - student2.ru =1 переходит в федеральное агентство связи - student2.ru = федеральное агентство связи - student2.ru , верхний предел федеральное агентство связи - student2.ru переходит в федеральное агентство связи - student2.ru = федеральное агентство связи - student2.ru , а интеграл в результате замены переменной интеграл принимает вид:

федеральное агентство связи - student2.ru = федеральное агентство связи - student2.ru = федеральное агентство связи - student2.ru =ln федеральное агентство связи - student2.ru .

Задача 5. Число 20 разбить на такие два слагаемых, что бы сумма их квадратов была наименьшей.

Решение. Пусть федеральное агентство связи - student2.ru . Запишем целевую функцию федеральное агентство связи - student2.ru и найдем ее минимум. Преобразуем функцию к виду федеральное агентство связи - student2.ru и вычислим ее производную: федеральное агентство связи - student2.ru . Приравняв ее к нулю, получим критическую точку федеральное агентство связи - student2.ru =10. Так как вторая производная в точке федеральное агентство связи - student2.ru положительна ( федеральное агентство связи - student2.ru при всех федеральное агентство связи - student2.ru это значит, что функция имеет в этой критической точке минимум. Таким образом, искомое представление 20=10+10.

Правила нахождения номера своего варианта.

А. Если две последние цифры студенческого билета образуют число, меньше 50, то номер варианта совпадает с этим числом.

Например, если номер студенческого билета БСТ1323, то номер варианта 23.

В. Если две последние цифры студенческого билета образуют число больше или равное 50, то для получения номера варианта из этого числа надо вычесть 50.

Например, если номер студенческого билета БСТ1368, то номер варианта 68-50=18.

Наши рекомендации