Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины
Вид учебной дисциплины | Очная форма (семестр) | Заочная форма (курс) |
Аудиторные занятия (всего) | ||
в том числе: | ||
Лекции | ||
Лабораторные занятия (ЛР) | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
в том числе: | ||
Оформление альбома | ||
Домашние работы и задания (ДПР, конспект) | ||
Подготовка к тест-контролю (ТК) | ||
Реферат | ||
Проработка теоретического материала | ||
Подготовка к зачету | ||
Вид промежуточной аттестации | Зачет | Зачет |
Общая трудоемкость, часов | ||
Зачетные Единицы Трудоемкости |
5. Содержание дисциплины.
5.1. Разделы дисциплины и виды занятий
А) очная форма обучения.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Лаб.занят. | СРС | Всего час. (без экзам) | Формируемые компетенции (ОК, ПК) |
1. | Растительная клетка | ОК- 1 ОК-2 ОК-3 ОК-5 ОК-6 ПК-1 ПК-2 ПК-6 ПК-32 | ||||
Растительные ткани | 9 (20) | ОК- 1 ОК-2 ОК-3 ОК-5 ОК-6 ПК-1 ПК-2 ПК-6 ПК-32 | ||||
3. | Гистологическая структура органов растений в связи с их функциями | ОК- 1 ОК-2 ОК-3 ОК-5 ОК-6 ПК-1 ПК-2 ПК-6 ПК-32 | ||||
Итого |
Примечание: в скобках (20) – часы на подготовку реферата.
Б) заочная форма обучения.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Лаб.занят. | СРС | Всего час. (без экзам) | Формируемые компетенции (ОК, ПК) |
1. | Растительная клетка | ОК- 1 ОК-2 ОК-3 ОК-5 ОК-6 ПК-1 ПК-2 ПК-6 ПК-32 | ||||
Растительные ткани | ОК- 1 ОК-2 ОК-3 ОК-5 ОК-6 ПК-1 ПК-2 ПК-6 ПК-32 | |||||
3. | Гистологическая структура органов растений в связи с их функциями | ОК- 1 ОК-2 ОК-3 ОК-5 ОК-6 ПК-1 ПК-2 ПК-6 ПК-32 | ||||
Итого |
Содержание разделов дисциплины.
№п/п | Наименование разделов | Содержание разделов | Трудоемкость (час.) | Формируемые компетенции (ОК, ПК) |
1. | Растительная клетка | Анатомия растений: предмет, задачи и объекты изучения. Методы микроскопического исследования. Клеточное строение растительных организмов. Клетка как основная единица тела растения. История изучения клеточного строения растений. Клеточная теория Шлейдена и Шванна (суть и значение). Развитие представлений о клетке в связи с совершенствованием методов изучения: разрешающая способность оптических систем; световой и электронный микроскопы . Общая организация типичной растительной клетки: размеры, форма, типы клеток, их структура и функции. Отличия растительной клетки от клеток животных. Особенности строения клетки эукариотических и прокариотических организмов. Цитоплазма. Физические свойства и химический состав цитоплазмы как живой системы: движение, раздражимость, полупроницаемость, коагуляция, плазмолиз. Гиалоплазма, плазмолемма, тонопласт. Особая роль белков и липидов. Субмикроскопическая структура. Структура и функции мембран. Органоиды клетки, их строение, выполняемые функции: ядро, митохондрии, пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты), эндоплазматическая сеть, диктиосомы, рибосомы, вакуоль. Пластиды: общее понятие о пластидах и хроматофорах, типы пластид их субмикроскопическая структура: оболочка, строма, тилакоиды. Пигменты пластид. Хлоропласты и их биологическая роль. Структура и функции лейкопластов, онтогенез и взаимопревращения пластид, их эволюционное происхождение. Митохондрии, их структура и функции. Вакуоли и клеточный сок: возникновение и строение вакуолей, тонопласт, клеточный сок и вещества, находящиеся в нем. Многообразие функций вакуолей. Осмотические явления в клетке и их значение для жизни растения (осмос, тургор, сосущая сила, плазмолиз). Лизосомы. Функции лизосом. Ядро. Форма, величина и функции ядер. Особенности химического состава ядра и функция. Структура ядра: ядерная оболочка и ее поровые комплексы, ядрышко, хроматин, нуклеоплазма. Деление ядра и клетки (типы клеточного деления: прямое деление (амитоз) и непрямое деление: митоз (кариокинез), мейоз (редукционное деление). Три состояния ядра: митотическое, интерфазное и рабочее (метаболическое). Митоз: хромосомы и их превращения в митотическом цикле. Мейоз: гаплоидные и диплоидные ядра. Эндомитоз и полиплоидия. Включения, их происхождение и функции: крахмальные зерна, липидные капли, белковые включения, кристаллы. Использование человеком запасных веществ растительных клеток. Клеточная оболочка: общая характеристика, химический состав. Молекулярная организация оболочки: целлюлоза как скелетное вещество, матрикс, инкрустирующие вещества и их свойства. Синтез и транспорт компонентов оболочки. Биологическая роль клеточной оболочки, передвижение веществ через оболочку, понятие об апопласте и симпласте. Формирование первичной оболочки . Плазмодесмы и поровые поля. Химический состав, текстура и физические свойства первичной оболочки. Вторичное утолщение оболочки, химический состав, текстура и физические свойства вторичной оболочки. Поры,их типы. Вторичные изменения химического состава и свойств оболочек: одревеснение, отложение суберина, кутина, слизей; минерализация, биологическое значение этих процессов. Использование человеком клеточных оболочек. Фазы развития растительных клеток (онтогенез). Фаза эмбрионального роста (меристематическая), фазы растяжения, дифференциации (специализации), зрелости, старения. Симпластный и интрузивный рост клеток. Мацерация. Формирование межклетников и их типы: схизогенные, лизогенные, рексигенные. Понятие о тотипотентности эмбриональных клеток и некоторых факторах их дифференциации. | ОК-1 ПК-5 ПК-6 | |
Растительные ткани | Растительные ткани. Основные направления морфологической эволюции растений: дифференциация тела и возникновение многоклеточности. Появление тканей и органов в процессе эволюции. Принципы классификации тканей, типы растительных тканей. Образовательные ткани (меристемы):цитологическая характеристика, распределение меристема в теле растения: верхушечные (апикальные), боковые (латеральные: камбий, прокамбий, феллоген), вставочные (интеркалярные) и раневые меристемы. Первичные и вторичные меристемы. Покровные ткани. Эпидерма: элементы, входящие в ее состав. Структура и функции основных клеток эпидермы. Кутикула и восковой налет: образование, строение и значение. Устьица, их строение, и механизмы работы. Распределение и число устьиц на единице поверхности. Вторичная покровная ткань – перидерма: ее строение, образование и биологическое значение. Особенности строения клеток и функции клеток феллогена, феллодермы, феллемы (пробки). Формирование чечевичек и их физиологическое значение. Корка (ритидом), ее образование, строение и функции. Ризодерма (эпиблема), ее формирование, строение и деятельность. Трихобласты и атрихобласты. Корневые волоски, их образование, функционирование, продолжительность жизни. Веламен, эпифиты, гаустории. Экзодерма и эндодерма: общая характеристика и функции. Ассимиляционные, запасающие ткани, аэренхима: их строение, значение и расположение в теле растения. Выделительные (секреторные) ткани. Наружние (экзогенные) выделительные ткани: железистые волоски (трихомы), нектарники, гидатоды, пищеварительные железки. Внутренние (эндогенные) выделительные ткани: идиобласты, смоляные каналы, млечники. Химический состав млечного сока (латекс), его биологическое значение и практическое использование. Механические ткани: общие черты строения, значение, размещение в теле растений. Особенности колленхимы, ее виды. Склеренхима. Волокна и склереиды. Особенности роста волокон. Проводящие ткани: общая характеристика, типы и функции проводящих тканей. Общие черты ксилемы и флоэмы – ксилема и флоэма как сложные ткани. Ксилема: особенности строения трахеальных (водопроводящие) элементов: трахеиды и сосуды, их типы, развитие и строение. Классификация трахеальных элементов по типу утолщения (кольчатое, спиральное, лестничное, сетчатое, кольчатое). Перфорации. Представление об эволюции трахеальных элементов . Волокна: волокнистые трахеиды и либриоформ. Древесинная паренхима и сердцевидные лучи. Первичная (прото– и метаксилема) и вторичная ксилема (древесина). Флоэма: гистологические элементы (ситовидные трубки, клетки–спутницы, ситовидные клетки, флоэмная паренхима, флоэмные волокна), их функции, строение и формирование. Развитие ситовидных трубок и специфика их строения. Флоэмный белок. Клетки–спутники, их структура и функции. Лубяные волокна и лубяная паренхима. Разделение флоэмы на первичную (прото– и метафлоэма) и вторичную (луб). Проводящие пучки, их типы (открытые и закрытые), классификация по расположению ксилемы и флоэмы (коллатеральные; биколлатеральные; концентрические – амфивазальные и амфикрибральные; радиальные), размещение в теле растения. Роль прокамбия и камбия в образовании проводящих тканей. | ОК-1 ПК-5 ПК-6 | ||
3. | Гистологическая структура органов растений в связи с их функциями | Анатомическое строение корня. Меристема корня, ее строение и участие в образовании корневого чехлика. Функции чехлика. Зоны роста, поглощения веществ и дифференциации тканей, зона ветвления (их значение и структурные особенности). Формирование первичной структуры корня. Особенности анатомического строения корней однодольных и двудольных растений. Заложение камбия и формирование вторичной структуры корня. Многолетние корни древесных растений. Сходство и различия в анатомическом строении корня и стебля. Общие черты анатомического строения стебля. Дифференциация эпидермы и топографических зон: первичной коры и центрального цилиндра (стелы). Прокамбий, его строение и особенности заложения у разных групп высших растений. Развитие проводящей системы. Связь проводящих тканей стебля и листа. Листовые и веточные следы, их соединение с проводящей системой стебля. Расположение и строение проводящих пучков. Расположение ксилемы и флоэмы. Пучковое и непучковое (сплошное) строение проводящей системы. Первичное и вторичное утолщение стебля. Морфологическое и анатомическое строение многолетних стеблей древесных растений. Строение древесины. Гистологические элементы древесины хвойных и лиственных растений, их строение, расположение внутри кольца прироста и функции. Кольца прироста вторичной древесины и причины их образования. Ранняя (весенняя) и поздняя (летняя) древесина. Смоловыделительная система хвойных и ее биологическое значение. Строение вторичного луба, его разделение на проводящую и непроводящую зоны. Гистологические элементы вторичного луба хвойных и лиственных древесных растений, их строение, расположение и функции. Лубо-древесинные ("сердцевинные") лучи, их строение и физиологическая роль. Заболонь, ядро; тиллообразование и его причины. Формирование корки и типы ее строения. Анатомическое строение стеблей травянистых растений. Анатомическое строение листа. Заложение и развитие листовых зачатков. Верхушечный и интеркалярный рост листьев.. Эпидерма, форма слагающих ее клеток. Основные клетки эпидермы. Отличия верхней и нижней эпидермы. Гиподерма, ее строение, происхождение и биологическое значение. Ассимилирующая ткань (мезофилл), ее строение и расположение. Влияние внешних условий на развитие анатомической структуры листа. Световые и теневые листья, ярусная изменчивость. Морфолого-анатомические особенности листьев мезофитов, гигрофитов и ксерофитов. Анатомия репродуктивных органов. Микроспорогенез и мужской гаметофит. Мегаспорогенез и женский гаметофит. Экологическая анатомия растений. Анатомические особенности растений разных экологических групп (мезофиты, гидрофиты, ксерофиты, галофиты, психрофиты). | ОК-1 ПК-5 ПК-6 | |
Итого |
5.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) и обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.
№ п/п | Наименование обеспечивающих (предыдущих) и обеспечиваемых (последующих)дисциплин | № № разделов данной дисциплины из табл.5.1, для которых необходимо изучение обеспечивающих (предыдущих) и обеспечиваемых (последующих)дисциплин | ||||||||
… | ||||||||||
Предшествующие дисциплины | ||||||||||
1. | Высшая математика | + | + | |||||||
2. | Физика | + | + | + | ||||||
3. | Химия | + | + | + | + | + | ||||
4. | Почвоведение | + | + | + | + | |||||
5. | Иностранный язык | + | + | + | ||||||
Последующие дисциплины | ||||||||||
1. | Лесное законодательство | + | + | + | + | |||||
2. | Экология | + | + | + | + | + | + | + | ||
3. | Дендрология | + | + | + | + | + | + | + | ||
4. | Лесоведение | + | + | + | + | + | + | + | ||
5. | Физиология растений с основами биохимии | + | + | + | + | |||||
6. | Генетика | + | + | + | + | + | + | + | ||
7. | Подсочка леса | + | + | + | + | + | + | |||
8. | Микробиология | + | + | + | ||||||
9. | Основы химии обмена веществ растений | + | + | + | + | + | + | |||
10. | Лесоводство | + | + | + | + | + | + | + | ||
12. | Лесные культуры | + | + | + | + | + | + | + | ||
13. | Лесная фитопатология | + | + | + | + | + | ||||
15. | Лесная селекция | + | + | + | + | + | ||||
16. | Недревесная продукция леса | + | + | + | + | + | ||||
17. | Основы лесопаркового хозяйства | + | + | + | + | + | ||||
18. | Горное лесоводство | + | + | + | + | + |
5.4. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий.
Перечень компетенций | Виды занятий | СРС | Формы контроля | ||||
Л | ЛЗ | С | ИР | ДПР | ТК | ||
ОК-1 | + | + | + | + | + | Отчет по лабораторной работе, реферат, тест, проблемная лекция, отчет по домашним работам и заданиям | |
ОК-2 | + | + | + | + | Отчет по лабораторной работе, реферат, отчет по домашним работам и заданиям | ||
ОК-3 | + | + | Отчет по лабораторной работе, отчет по домашним работам и заданиям | ||||
ОК-5 | + | + | + | + | Отчет по лабораторной работе , проблемная лекция, реферат, отчет по домашним работам и заданиям | ||
ОК-6 | + | + | + | + | Отчет по лабораторной работе, реферат, отчет по домашним работам и заданиям | ||
ПК-1 | + | Отчет по лабораторной работе, | |||||
ПК-2 | + | + | + | Отчет по лабораторной работе, реферат, отчет по домашним работам и заданиям | |||
ПК-5 | + | + | Отчет по лабораторной работе, | ||||
ПК-6 | + | + | + | + | + | Отчет по лабораторной работе, реферат проблемная лекция, отчет по домашним работам и заданиям | |
ПК-29 | + | + | + | Отчет по лабораторной работе, реферат | |||
ПК-32 | + | Отчет по лабораторной работе |