Общие проблемы борьбы с преступлениями против правосудия

Осуществление правосуия является чрезвычайно актуаль­ной на сегодняшний день проблемой, поскольку от нее во мно­гом зависит эффективность борьбы с преступностью в нашей стране. Осуществлению правосудия в значительной степени пре­пятствуют преступления против правосудия.

Если обратиться к материалам криминальной статистики, доля этой группы преступлений в числе других незначительна. Так, в Казахстане в 1993 году было зарегистрировано 86 пре­ступлений против правосудия, что составляло 0,042 % всех зарегистрированных преступлений, в 1997 году — 91 (0,056 %), в 2001 году -1999 (1,314 %), в 2004 году - 2105 (1,466 %), в 2005 году - 720 (0,492 %)>.

Однако было бы неправильно полагать, что так оно и есть на самом деле. Преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний относятся к преступлениям с высоким уровнем латентности. Высокий уровень латентности преступ­лений против правосудия, субъектами которых являются работ­ники правоохранительных органов, можно объяснить тем, что субъекты этих преступлений, являясь должностными лицами правоохранительных органов, имеют, как правило, юридичес­кое образование, опыт работы в правоохранительных органах, что помогает им нередко безнаказанно совершать преступле­ния, уходя от ответственности.

Опасность преступлений против правосудия связана с тем, что они причиняют существенный ущерб интересам отдельных граждан, подрывают их веру в справедливость. Некоторые ра­ботники правоохранительных органов откровенно совершают преступление, демонстрируя, будто им никакая ответственность за это не грозит.

Наша страна в 1992 г. стала полноправным членом ООН и тем самым подтвердила свою приверженность основополагаю­щим принципам международного права. Это обстоятельство требует принятия мер к тому, чтобы как можно меньше допус­кались нарушения прав человека. В нашей стране значитель­ная часть обращений граждан к органам власти вызвана нару­шениями таких конституционных прав человека, как право на личную свободу, на защиту, неприкосновенность жилища, не­прикосновенность частной жизни. Эти нарушения в основном допускаются сотрудниками правоохранительных органов и су­дьями.

Концепция правовой политики Республики Казахстан в чис­ле приоритетных направлений сформулировала необходимость совершенствования законодательной базы в целях обеспечения стабильности в обществе и защиты интересов личности, обще­ства и государства от преступных посягательств1.

Принятие довольно большого количества нормативных пра­вовых актов, обеспечивающих независимость и эффективность правосудия, можно рассматривать как определенный шаг к ук­реплению судебной власти в нашей стране. Но это не оказалось достаточным для обеспечения действительной независимости суда и эффективности его деятельности. Законодательство, ре­гулирующее деятельность суда, должно и дальше развиваться и совершенствоваться, в том числе должны совершенствовать­ся и уголовно-правовые нормы, направленные на борьбу с пре­ступлениями, препятствующими осуществлению правосудия.

Глава УК РК «Преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний» должна обеспечить нормальное функционирование органов правосудия уголовно-правовыми мера­ми. Но эффективность применения норм этой главы на прак­тике крайне низка. Так, в 2005 г. в Республике Казахстан было зарегистрировано 720 преступлений против правосудия. Из них только по 529 преступлениям уголовные дела были направлены в суд, что составило 73,5 % всех зарегистрированных преступ­лений против правосудия и порядка исполнения наказаний. Остальные 191 уголовное дело было прекращено органами пред­варительного расследования. Из их числа 85 уголовных дел были прекращены по нереабилитирующим основаниям, в том числе 106 уголовных дел было прекращено за отсутствием состава или события преступления1.

Такое же положение дел имеет место по остальным видам преступлений. По 146347 зарегистрированным в 2005 году пре­ступлениям были направлены в суды Республики Казахстан только 74240 уголовных дел, что составило 50,7 % от числа заpeгистрированных преступлений. По остальным 72107 преступ­лениям уголовные дела прекращены или приостановлены. При­остановлены уголовные дела в связи с неустановлением лица, виновного в совершении преступления, по 46037 преступлени­ям, прекращены уголовные дела по нереабилитирующим осно­ваниям по 11461 преступлению, за отсутствием состава и собы­тия преступления — по 2902 преступлениям2.

Приведенные данные свидетельствуют о низком уровне про­фессиональной подготовленности следователей и дознавателей органов уголовного преследования, которые по значительно­му количеству выявленных преступлений не осуществляют над­лежащим образом предварительное расследование.

Осуществление правосудия, прежде всего, зависит не от ра­боты суда, а от уровня профессионализма, добросовестности прокуроров, следователей и лиц, производящих дознание. Если преступление осталось не раскрытым или уголовное дело рас­следовано с многочисленными нарушениями законности, пра­восудие осуществлено быть не может. Возбужденное уголов­ное дело просто не дойдет до суда или в процессе его рассмот­рения в суде доказательства, полученные с нарушением законодательства, признаются недопустимыми, что может привес­ти к прекращению уголовного преследования в отношении лица, совершившего преступление, в связи с признанием недостаточ­ными доказательства, собранные органами уголовного пресле­дования

Соблюдению законности в деятельности правоохранитель­ных органов способствует наличие в Уголовном кодексе Рес­публики Казахстан норм об ответственности за преступления против правосудия, норм уголовно-процессуального законода­тельства, обеспечивающих права и законные интересы участ­ников процесса. В настоящее время в деятельности органов дознания, следственных, судебных органов, а также органов прокуратуры встречается немало фактов нарушения законнос­ти в виде незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей, применения насилия к допрашивае­мым, незаконною привлечения к уголовной ответственности или освобождения от уголовной ответственности, фальсифи­кации доказательств, вынесения неправосудного приговора, решения суда или иного судебного акта. В своем обращении к сотрудникам правоохранительных органов 19 апреля 2000 г. Президент страны Н Назарбаев подверг резкой критике рабо­ту полицейских Казахстана, которые с целью добиться показа­ний со стороны допрашиваемых применяют такой арсенал пы­ток, который может «удивить самых отъявленных садистов».

Наши рекомендации