Инструменты управления экологическими рисками

Управление экологическими рисками производится путем разработки и применения нормативно-правовых актов, в которых устанавливается эколого-правовая ответственность. В России (точнее, в бывшем СССР) понятие эколого-правовой ответственности впервые было сформулировано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в котором предусматривалось возмещение ущерба от загрязнения и нерационального использования природной среды. Затем это положение было развито в специальном Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», где, в частности, устанавливались три типа ущерба, подлежащего компенсации:

· ущерб, причиненный окружающей природной среде источником повышенной опасности;

· ущерб, причиненный здоровью граждан неблагоприятным воздействием на окружающую природную среду;

· ущерб, причиненный имуществу граждан.

Принятый в 1997 г. Закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает, что предприятие, являющееся источником повышенной опасности, обязано обеспечить меры по защите населения и окружающей среды от опасных воздействий. В этом законе также вводится порядок лицензирования опасных производств и рассматриваются возможности отзыва или приостановления лицензии в случае невыполнения требований промышленной безопасности или несоответствия принятым нормативам. Кроме того, в этом законе впервые в России было введено обязательное экологическое страхование, представляющее собой страхование ответственности за причинение вреда (например, аварийного загрязнения окружающей среды) при эксплуатации опасного производственного объекта. Минимальный объем страховой ответственности предприятий определяется в зависимости от уровня опасности производства. Законом определено, что для наиболее опасных производственных объектов размер страховой суммы не может быть ниже 70 000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора о страховании. Экологическое страхование следует считать важ-ной составной частью механизма управления экологическими рисками.

Управление экологическими рисками непосредственно связано с экологическим менеджментом. Понятие “система экологического менеджмента” впервые было определено и введено в специальном стандарте Великобритании BS 7750 (Environmental Management Systems) в 1992 г. Через несколько лет появились международные стандарты, устанавливавшие рекомендации по управлению качеством среды обитания, они составили так называемую серию ISO 14000. Серия ISO 14000 включает в себя следующие стандарты:

· ISO 14001 — Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению (En-vironmental management systems — Specification with guidance for use).

· ISO 14004 — Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования (Environmental management systems — General guidelines on principles, systems and supporting techniques).

· ISO 14010 — Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы (Guidelines for environ-mental auditing — General principles).

· ISO 14011 — Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита для систем управления окружающей средой (Guide-lines for environmental auditing — Audit proce-dures — Auditing of environmental management systems).

· ISO 14012 — Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии (Guidelines for environmental auditing — Qualification criteria for environmental auditors).

· ISO 14020 — Экологические термины и формулировки. Основные принципы (Environmental labels and declarations — General principles).

· ISO 14031 — Управление окружающей средой. Оценивание состояния экосистем. Проект руководящих указаний (Environmental management — Environmen-tal performance evaluation — Guidelines (a draft).

· ISO 14040 — Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла (продукции). Принципы и сфера применения (Environmental management — Life cycle assessment — Principles and framework.)

· ISO 14041 — Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла (продукции). Определение цели и аспектов инвентаризационного анализа (Envi-ronmental management — Life cycle assessment — Goal and scope definition and inventory analysis).

· ISO 14050 — Управление окружающей средой. Словарь терминов (Environmental management Vocabulary).

В стандартах серии ISO 14000 содержатся важные определения и основополагающие положения, ниже приводятся некоторые из них.

Экологическая цель — общая экологически значимая цель деятельности организации, установленная ее экологической политикой; степень достижения цели оценивается в тех случаях, когда это практически возможно (ISO 14001. Definitions. 3.7. Environmental objective).

Экологическая задача (задача экологической деятельности) — детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации в целом или ее подразделений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения этой цели (ISO 14001. Definitions. 3.11. Environmental target).

Организация должна установить процедуру идентификации экологических аспектов и выполнять ее в отношении всех видов деятельности, продукции и услуг, в отношении которых она может осуществлять контроль и на которые она может оказывать влияние. Указанные процедуры необходимы для того, чтобы определить те наиболее значимые экологические аспекты деятельности, продукции или услуг, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду (ISO 14001. 4.3.1. Environmental aspects). Организация обязана обеспечить, чтобы все значимые экологические аспекты (то есть те, с которыми связано вероятное значительное воздействие на окружающую среду) были учтены при постановке экологических целей. Эта информация должна быть актуальной (отражать реальную ситуацию) и постоянно обновляться (ISO 14001. 4.3.1. Environmen-tal aspects).

Организация должна разрабатывать, внедрять и развивать программу (программы) экологического менеджментадля достижения экологических целей и решения задач. Программы включают в себя распределение ответственности за достижение целей и решение задач на всех уровнях организации, а также необходимые средства и периоды времени, в течение которых цели должны быть достигнуты (ISO 14001. 4.3.4. Environmental management programme). Программы экологического менеджмента помогают организации улучшить экологические показатели ее деятельности. Они должны быть динамичными, регулярно пересматриваться и отражать изменение целей и задач организации (ISO 14004. 4.2.6. Environmental management pro-gramme).

Система экологического менеджмента — часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач (ISO 14001. Environmental management systems — Specification with guidance for use. Definitions. 3.5. Environmental management system).

Последовательное улучшение — процесс развития системы экологического менеджмента, направленный на достижение лучших показателей во всех экологических аспектах деятельности предприятия, там, где это практически достижимо в соответствии с его экологической политикой (ISO 14001. Definitions. 3.1. Continual improvement).

Серия стандартов ISO 14000 содержит перечень рекомендуемых процедур, планирование и выполнение которых данной организацией или предприятием должно обеспечить экологическую безопасность. В этот перечень входят следующие мероприятия:

· выявление экологических аспектов деятельности предприятия;

· идентификация законодательных и нормативных актов, а также других документов, определяющих экологические требования к деятельности предприятия, и обеспечение доступа к ним;

· обучение персонала;

· обмен информацией (коммуникации);

· создание системы собственных документов экологического менеджмента и обеспечение контроля за ней;

· контроль за соблюдением экологических требований на рабочих местах (производственный экологический контроль);

· прогнозирование потенциальных аварийных ситуаций и определение необходимых действий персонала в этих ситуациях;

· мониторинг и измерение экологических показателей деятельности предприятия;

· оценка соответствия фактических экологических показателей установленным требованиям;

· определение прав и обязанностей лиц, участвующих в экологическом менеджменте, и их ответственности при выявлении несоответствий экологических показателей установленным требованиям и нормативам;

· проведение аудитов системы экологического менеджмента.

Стандарты серии ISO 14000 послужили основой стандартов в области экологического менеджмента, принятых в Российской Федерации:

· ГОСТ Р ИСО 14001–98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.

· ГОСТ Р ИСО 14004–98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.

· ГОСТ Р ИСО 14010–98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.

· ГОСТ Р ИСО 14011–98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита для систем управления окружающей средой.

· ГОСТ Р ИСО 14012–98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

Вопросы экологического менеджмента вместе с основами управления природо- и недропользованием рассмотрены в учебном пособии В.В. Куриленко [7].

 
УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Г.С. Методология изучения катастрофических процессов рельефообразования и вопросы эколого-геоморфологического риска // Обзор картографирования природных опасностей и стихийных бедствий. М., 1992. C. 54–59.

2. Бахирева Л.В., Осипов В.И., Кофф Г.Л., Родина Е.Е. Геологический и геохимический риск как критерий геоэкологического нормирования территорий // История взаимодействия общества и природы: факты и концепции. Тез. докл. Ч. 1. М., 1990. С. 98–102.

3. Быков А.А., Соленова Л.Г., Земляная Г.М., Фурман В.Д. Методические рекомендации по анализу и управлению риском воздействия на здоровье населения вредных факторов окружающей среды. М., 1999. 70 с.

4. Ваганов П.А. Риск смерти и цена жизни // Правоведение. 1999. N 3. С. 67–82.

5. Ваганов П.А. Ядерный риск. СПб., 1997. 112 с.

6. Дзекцер Е.С. Методологические аспекты проблемы геологической опасности и риска // Геоэкология. 1994. N 3. С. 41–47.

7. Куриленко В.В. Основы управления природо- и недропользованием. Экологический менеджмент. СПб., 2000. 206 с.

8. Радиация. Дозы, эффекты, риск. Пер. с англ. М., 1988. 79 c.

9. Шеко А.И., Круподеров В.С. Оценка опасности и риска экзогенных геологических процессов // Геоэкология. 1994. N 3. С. 53–59.

10. Bartell S.M. Ecological/Environmental Risk Assessment // Risk Assessment and Management Handbook. New York, 1996. P. 10.3–10.59.

11. Beck U. Risk Society. Towards a New Modernity. London, 1992. 298 p.

12. Chicken J.C. Risk Handbook. London, 1996. 310 p.

13. Chicken J.C., Harbison S.A. Differences Between Industries in the Definition of Acceptable Risk // New Risks. New York, 1990. P. 123–128.

14. Cohen B.L. Catalog of Risks Extended and Updated // Health Physics. 1991. Vol. 61. P. 89–96.

15. Cohen B.L. The Nuclear Energy Option. An Alternative for the 90s. New York, 1990. 320 p.

16. Сovello V.T. Communications Risk in Crisis and Noncrisis Situations // Risk Assessment and Management Handbook. For Environmental, Health, and Safety Professionals. New York, 1996. P. 45–65.

17. Covello V.T., Sandman P.T., Slovic P. Guidelines for Communicating Information about Chemical Risks Effectively and Responsibly // Acceptable Evidence. Science and Values in Risk Management. New York, 1991. P. 66–90.

18. Dzuray E.J, Maranto A.R. Assessing the Status of Risk-Based Approaches for the Prioritization of Federal Environmental Spending // Federal Facilities Environmental J. 1999. N 5. <http://www.research.umbc.edu/~maranto/fedfac.htm>.

19. Environmental Encyclopedia. Detroit, 1994. 110 p.

20. Goedkoop M. The Eco-indicator 95. Final Report. Utrecht, The Netherlands. 1995. <http://www.pre.nl/eco-indicator95/ei-95-reports.htm>

21. Goedkoop M., Spriensma R. The Eco-indicator 99. A damage oriented method for Life Cycle Impact Assessment. Methodology Report. Amersfoort, The Netherlands, 2000. <http://www.pre.nl/download/EI99_methodology_v2.pdf>

22. Hallenbeck W.H. Quantitative Risk Assessment for Environmental and Occupa-tional Health. Boca-Raton, 1993. 212 p.

23. Kasperson R.E., Renn O., Slovic P. et al. The Social Amplification of Risk: A Conceptual Framework // Risk Analysis. 1988. Vol. 8. N 2. P. 177–187.

24. Kolluru R.V. Health Risk Assessment: Principles and Practices // Risk Assessment and Management Handbook. For Environmental, Health, and Safety Professionals. New York, 1996. P. 123–151.

25. Kunreuther H., Slovic P. Science, Values, and Risk // Challenges in Risk Assessment and Management. Thousand Oaks; London, 1996. P. 116–125.

26. Lewis H.W. Technological Risk. New York; London, 1990. 280 p.

27. Lindley D.V. Making Decisions. 2nd edition. London, 1985. 286 p.

28. Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. New York, 1971. 266 p.

29. Molak V. Introduction and Overview // Fundamentals of Risk Analysis and Risk Management. Boca Raton, 1997. P. 1–10.

30. Ossenbruggen P.J. Fundamental Principles of Systems Analysis and Decision-Making. New York, 1994. 312 p.

31. Preyssl C. The Evolution and Process of Risk Management at the European Apace Agency ESA // International Journal of Risk Assessment and Management. 2000. Vol.1. N 1/2. P. 80-89.

32. Rowe W.D. An Anatomy of Risk. Malabar, Florida, 1988. 416 p.

33. Slovic P. Perceived Risk, Trust and Democracy // Risk Analysis. 1993. Vol. 13. N 6. P. 675–682.

34. Tengs T.O., Adams M.E., Pliskin J.S. et al. Five-Hundred Life-Saving Interventions and Their Cost-Effectiveness // Risk Analysis. 1995. Vol. 15. N 3. P. 369–387.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Риск и экологический риск. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.1. Определения риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.2. Опасность и риск. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.3. Разновидности риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.4. Особенности экологического риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. “Общество риска”и особенности принятия рискованных решений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.1. Социологическая теория “общества риска” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2. Особенности принятия рискованных решений. . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2.1. Построение дерева решений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2.2. Анализ дерева решений с количественными оценками последствий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2.3. Построение и анализ дерева решений с качественными оценками последствий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   – –    
3. Восприятие риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.1. Психологические аспекты восприятия риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.2. Факторы восприятия риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.3. Механизмы восприятия риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.3.1. Принцип асимметрии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.3.2. Социальное усиление риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.3.3. Неадекватное восприятие вероятностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.3.4. Стратегия оптимизации риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.3.5. Устрашение “скрытыми” рисками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.3.6. Архетип “поверженного героя”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . – – –
4. Количественное оценивание экологического риска. . . . . . . . . . . . . . . 4.1. Оценки социального и индивидуального рисков. . . . . . . . . . . . . . . . 4.2. Риск как произведение вероятности события на магнитуду его последствий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.3. Оценка риска по сокращению ожидаемой продолжительности жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.4. Оценки экологических рисков с учетом жизненного цикла промышленных продуктов и процессов (методики «Экоиндикатор 95» и «Экоиндикатор 99»). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . –        
5. Количественное оценивание риска угрозы здоровью, обусловленного загрязнителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.1. Частость дополнительного риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.2. Соотношение между дозой загрязнителя и откликом на нее. . . . . . 5.2.1. Модель оценки риска, использующая распределение Вейбулла–Гнеденко. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.2.2. Линейно-квадратичная модель оценки риска. . . . . . . . . . . . . . 5.2.3. Гипотеза о линейном характере связи между дозой и откликом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      
5.3. Способы выражения фактора риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.4. Оценка допустимых концентраций беспороговых токсикантов. . . . 5.4.1. Оценка допустимых для населения концентраций загряз-нителей по заданному значению допустимого риска. . . . . . . . 5.4.2. Оценка допустимых для населения концентраций загрязни-телей по ежегодному количеству дополнительных случаев заболеваний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.4.3. Оценка допустимых для персонала концентраций загрязнителей по заданному значению допустимого риска. . . . . . . . . . 5.4.4. Оценка допустимых для персонала концентраций загрязнителей по ежегодному количеству дополнительных случаев заболеваний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.5. Оценка пороговых значений дозы и мощности дозы загрязнителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.6. Оценка допустимых концентраций пороговых токсикантов. . . . . . . 5.6.1. Оценка допустимых концентраций токсикантов с целью предотвращения отдаленных последствий. . . . . . . . . . . . . . . . 5.6.2. Оценка допустимых концентраций токсикантов с целью предотвращения немедленных последствий. . . . . . . . . . . . . . .   –                
6. Коммуникация риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.1. Основные цели коммуникации риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.2. Технократический и социолого-культурологический подходы к коммуникации риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.3. Коммуникация риска и средства массовой информации. . . . . . . . . . 6.4. Необходимость совершенствования коммуникации риска. . . . . . . . –  
7. Управление экологическими рисками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.1. Допустимые и пренебрежимые риски угрозы здоровью. . . . . . . . . . 7.2. Прогнозирование и моделирование чрезвычайных ситуаций с целью управлении рисками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.3. Роль человеческого фактора в оценках риска и в управлении им. . . 7.4. Цена риска и принцип оптимизации вариантов его снижения. . . . . 7.5. Приоритизация экологических рисков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.6. Экологическое законодательство и стандарты — инструменты управления экологическими рисками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    
Указатель литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   

Наши рекомендации