Встречается в каком-либо одном месте (географической области)
Школьный этап ВОШ по экологии
Учебный год
Классы
Уважаемый участник олимпиады!
Вам предстоит выполнить задания, которые отличаются по уровню сложности. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы. Внимательно читайте конкурсные задания.
-Задание № 1 предполагает выбор правильного ответа из четырех предложенных. Выбор правильного ответа – 1 балл;
-Задание № 2 предполагает выбор правильного ответа из представленных утверждений («да» или «нет»). Выбор правильного ответа – 1 балл;
Задание № 3 определить последовательность процессов – до 2 б.
-После выполнения всех заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и написанных обоснований;
-Работа считается выполненной, если Вы вовремя сдаете её членам жюри.
Задание 1.
А1. Закономерности возникновения приспособлений к среде
Обитания изучает наука
1) систематика
2) зоология
3) ботаника
4) экология
А2. Какие химические элементы накапливают в своих клетках
диатомовые водоросли, радиолярии и губки:
1) кальций;
2) кремний;
3) йод;
4) железо и марганец.
А3. К абиотическим - факторам относят:
1) подрывание кабанами корней
2) нашествие саранчи
3) образование колоний птиц
4) обильный снегопад.
А4. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых
Процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее
интенсивно – фактор
1) ограничивающий
2) оптимальный
3) антропогенный
4) биотический
А5. Единственный экологически оправданный способ борьбы с
промышленными отходами это:
1) сжигание;
2) закапывание;
3) хранение в контейнерах;
4) утилизация.
А6. Виды приспособительной окраски у атлантической сельди:
1) противотеневая;
2) расчленяющая;
3) покровительственная;
4) отпугивающая
А7. Выберите из списка светолюбивое растение:
1) ель;
2) купена;
3) кукуруза;
4) ландыш.
A8. Экологическая группа – бентос объединяет организмы:
1) пассивно плавающие и переносимые морскими течениями;
2) обитающие на дне водоема;
3) способные передвигаться вплавь на значительные расстояния
за счет мускульных усилий;
4) обитающие в зоне пленки поверхностного натяжения.
А9. Совокупность особей одного вида, обитающих на определенной
территории называют:
1) популяцией;
2) экосистемой;
3) ареалом;
4) биоценозом.
А10. Определите способ питания морского ежа:
1) фильтрование;
2) соскабливание;
3) паразитизм;
4) хищничество
А11. Примеры нерационального расходования воды:
А) Не выключают воду, когда чистят зубы.
Б) Выключают воду, когда намыливаются в душе.
1) только А;
2) только Б;
3) оба варианта верны;
4) оба варианта неверны.
А12. Количество особей данного вида на единице площади или в
единице объема (например, для планктона)
1) биомасса
2) видовое разнообразие
3) плотность популяции
4) все перечисленное
А13. Толстая скорлупа ореха или волокнистая шишка, в которой
Упрятаны семена сосны, увеличивают время, затрачиваемое
животным на извлечение единицы «настоящей пищи» (подобная
Особенность, приводящая к тому, что потребителю остается
меньше пищи), представляет собой:
1) тупиковую ветвь развития «жертвы»
2) тупиковую ветвь развития «потребителя»
3) средство физической защиты «жертвы»
4) средство химической защиты «жертвы»
А14. К числу видов, встречающихся в экосистемах тундры нельзя
отнести:
1) карликовую березу;
2) голубику;
3) морошку;
4) волчье лыко.
А15. Между какими парами видов существует пищевая
конкуренция?
1) черный стриж и зимородок;
2) поползень и пищуха;
3) дятел и ястреб;
4) скопа и змееяд.
А16. Значительные изменения организмами среды обитания в
процессе их жизнедеятельности — причина:
1) вымирания видов;
2) колебания численности популяций;
3) смены экосистемы;
4) биологического регресса.
А17. Самая низкая биомасса растений и продуктивность
1) в степях
2) в тайге
3) в тропиках
4) в тундре
А18. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и
встречается в каком-либо одном месте (географической области)
1) эндемический вид
2) возникающий вид
3) развивающий вид
4) исчезающий вид
А19. Какой организм называют в пищевой цепочке «собирателем»?
1) рыбы;
2) икра рыб;
3) планктон;
4) мальки рыб.
А20. Экологически чистые источники энергии:
1) тепловые электростанции;
2) дизельные двигатели;
3) атомные электростанции;
4) солнечные батареи.
Задание 2. Выбор правильного ответа из представленных утверждений («да» или «нет»).
В1. Между берёзами и трутовиками устанавливаются симбиотические отношения:
1) Да 2) Нет