Предоставление в пользование участков недр континентального шельфа

Континентальный шельф Российской Федерации (далее - континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Участки континентального шельфа, к которым относятся участки недр континентального шельфа (далее - участки), могут предоставляться лицам, соответствующим требованиям, предусмотренным частью третьей статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.)

Участки предоставляются пользователям недр для:

регионального геологического изучения;

геологического изучения;

геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов;

осуществления иных видов пользования недрами, предусмотренных Законом Российской Федерации "О недрах".

Участки представляют собой геометризованные блоки, параметры которых указываются в лицензии на пользование недрами, в том числе площадь морского дна с координатами ее границ и глубины недр.

Предоставление в пользование участков осуществляется без проведения конкурсов и аукционов. Порядок предоставления в пользование участков и пользования участками регламентируется настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации о недрах и законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.

Пользователям недр, которые соответствуют требованиям, предусмотренным частью третьей статьи 9 Закона Российской Федерации "О недрах", и осуществляют геологическое изучение участков в рамках соответствующих федеральных целевых программ, могут предоставляться субсидии из федерального бюджета на осуществление работ по геологическому изучению участков.

Правовая охрана лесов

все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, а также защите от вредителей и болезней. Осуществление мер по защите и охране лесов возлагается на Федеральную службу лесного хозяйства России и обеспечивается органами исполнительной власти субъектов РФ.

Предусмотренная лесным законодательством система мер, направленных на организацию рационального использования и воспроизводство лесов, их охрану от загрязнения, истощения и уничтожения, защиту от пожаров, вредителей и болезней, образует понятие правовой охраны лесов.

Охрана и защита лесов осуществляется лесхозами, государственной лесной охраной, базами авиационной охраны лесов и другими организациями лесного хозяйства. Она проводится наземными и авиационными методами.

Экологические требования и меры, входящие в содержание правовой охраны лесов, адресованы всем субъектам: организациям, ведущим лесное хозяйство, лесопользователям и тем предприятиям, организациям и учреждениям, деятельность которых оказывает влияние на состояние лесов.

К числу важнейших организационно-правовых мер, осуществляемых с целью охраны и защиты лесов, относятся учет и ведение лесного кадастра, мониторинг лесов, разработка и осуществление государственных федеральных программ, связанных с развитием лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса страны, а также государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и воспроизводством лесов

Первостепенное значение для охраны лесов имеют основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. На организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), возлагаются функции по учету лесного фонда, организации рационального и целевого его использования, контролю за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечению нарушений норм и правил лесопользования, по противопожарному и санитарному обустройству территории лесного фонда. Они должны осуществлять уход за лесом, мероприятия по улучшению породного состава и качества лесов, по восстановлению лесов и лесоразведению, борьбе с вредителями и болезнями леса

В системе органов управления лесным хозяйством в целях осуществления деятельности по обеспечению сохранения экологического и биологического потенциала лесов, соблюдения правил использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов организована специальная служба - государственная лесная охрана. Она наделена полномочиями по предупреждению и пресечению правонарушений на территории лесного фонда, имеет право налагать административные штрафы на должностных лиц и граждан, предъявлять иски о возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба, направлять материалы в соответствующие государственные органы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной и уголовной ответственности

Важную роль в охране лесов играет выполнение лесопользователями установленных для них законом обязанностей, входящих в содержание права лесопользования, рассмотренного выше.

Что касается граждан и юридических лиц, деятельность которых может оказать или оказывает негативное воздействие на состояние лесов, то на них возложена законом обязанность проводить согласованные с органами управления лесным хозяйством и органами власти субъектов РФ технологические, санитарные и иные мероприятия по охране и защите лесов.

Требования законодательства об охране окружающей природной среды, предусматривающие необходимость обеспечения производственных объектов очистными сооружениями и устройствами, служат предотвращению вредного воздействия на леса сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов и отходов.

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.

Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, производятся на основании разрешения лесхоза. Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесного фонда, воспроизводство лесов.

В случае, если предприятия и организации проводят работы, отрицательно влияющие на состояние или воспроизводство лесов, не обеспечивают охрану лесов от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запрещены впредь до устранения причин этих действий.

Основополагающее значение для рационального использования и охраны лесов имеет распределение их по группам и установление свойственного каждой из них режима рубок и правил охраны.

Законодательство предусматривает приоритет особо охраняемых лесов первой группы - лесов заповедников, охранных зон, особо ценных лесных массивов, запретных лесных .полос и других, правовой режим которых характеризуется тем, что они в первую очередь используются по основному назначению, отвечающему их защитным и санитарным функциям. В этих лесах запрещены рубки деревьев, за исключением санитарных рубок и рубок ухода за лесом, устанавливается повышенная ответственность за нарушение правил их использования и охраны(ст. 114 ЛК РФ).

В других лесах производится заготовка древесины и иные виды пользования, которые должны осуществляться с соблюдением принципов непрерывного, неистощительного и рационального лесопользования, требований по сохранению и усилению средообразующих, водоохранных и защитных функций лесов, обеспечению условий для их воспроизводства, а также научно обоснованных норм лесопользования.

Это предполагает установление и соблюдение правил заготовки древесины и осуществления других пользований, борьбу с незаконным пользованием и нарушением его порядка, защиту лесов от пожаров, вредителей и болезней.

Заготовка древесины производится в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ и должна осуществляться согласно научно обоснованной норме рубки леса, которая предполагает, что объем рубок леса и заготовки древесины, используемой для нужд экономики и населения, устанавливается с учетом ежегодного прироста леса. Этот объем определяется путем утверждения государственными органами управления лесным хозяйством расчетной лесосеки для каждого предприятия, ведущего лесное хозяйство и заготовку древесины, а также по административно-территориальным единицам или зонам лесопользования (ст. 62 ЛК РФ). Превышение установленного объема заготовки древесины запрещается законом.

Реализация принципа неистощительного лесопользования обеспечивается и путем проведения работ по воспроизводству лесов. Они осуществляются на площадях, ранее бывших покрытыми лесом (вырубки, гари и др.) или предназначенных для разведения лесов на нелесных землях. Обязанности по лесовоспроизводству и лесоразведению возложены как на организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), так и на самих лесопользователей (ст. 89, 90 ЛК РФ).

Одно из наиболее важных направлений в обеспечении охраны и защиты лесов - борьба с лесными пожарами.

В связи с этим законодательством установлены специальные правила пожарной безопасности в лесах*. Они запрещают совершение в лесу действий, создающих реальную угрозу возникновения и распространения пожаров, а также регламентируют проведение лесных противопожарных мероприятий для организаций, производящих работы в лесах или вблизи лесных массивов.

Правила пожарной безопасности обязательны для всех юридических лиц и граждан. Так, гражданам не разрешается бросать в лесу горящие окурки, разводить костры в местах с подсохшей травой, в торфяниках, под кронами деревьев и т. д. В случае обнаружения лесного пожара необходимо немедленно принять меры по его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местного органа власти.

Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки.

Государственный пожарный надзор в лесном фонде и не входящих в него лесах осуществляется государственной лесной охраной. Для защиты лесов от пожаров может использоваться авиационная охрана, осуществляемая специализированными организациями Федеральной службы лесного хозяйства России.

Помимо пожарной безопасности органы лесного хозяйства и лесопользователи обязаны обеспечивать защиту лесов от вредителей и болезней, что достигается путем систематического слежения за состоянием лесов, своевременного выявления очагов вредителей и болезней, их локализацией и ликвидацией. Мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней регламентируются специальными санитарными правилами (ст. 98 ЛК РФ).

Правовая охрана земель

Правовая охрана земель — это охрана их правовыми средствами, т.е. путем установления прав и обязанностей по отношению к земле государственных органов, предприятий, учреждений и граждан путем запретов и дозволений, путем поощрения заботливых собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и наказания правонарушителей.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и др. мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохо-зяйственного оборота, защиту от вредных воздействий,а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв

Цели:

- предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологии производства, введения компенсационных выплат всем пользователям земли за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других собственников и пользователей земли и экономической обстановкой в целом;

- обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;

- создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечение пользователей земли экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.

В содержание охраны земель входят: рациональная организация земель; восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли, защита земли от водной и ветровой эрозии и т. п.

Земельным законодательством разработаны виды стимулирования рационального использования и охраны земель, которое включает:

- выделение средств из федерального бюджета республик в составе РФ и других субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов охраны земель для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли, а также частичную компенсацию при снижении доходов в результате консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

- освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения и в период, предусмотренный проектом производства работ;

- компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий, передачи земель под государственные и муниципальные защитные лесные насаждения и иные природоохранные объекты;

- поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, членов колхозов, кооперативов, акционерных обществ, работников совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;

- установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию;

- полную или частичную компенсацию собственникам земель и другим пользователям земель произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв. Она производится из средств федерального бюджета и бюджетов других субъектов Федерации при подтверждении соответствующим земельным органом объемов выполненных работ, предусмотренных государственными комплексными программами повышения плодородия почв и проектами внутрихозяйственного землеустройства в порядке, установленном законодательством РФ и правовыми актами субъектов РФ.

Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны. Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств. Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения поверхности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природных качеств и свойств.


Наши рекомендации