Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Понятие и правовой статус

Особо охраняемые природные территории и объекты являются важнейшим средством сохранения биоразнообразия. Человечество накопило огромный опыт заповедного дела. Национальные парки, заповедники и т. п. созданы в разных странах и успешно решают за­дачи охраны живой природы, экологического воспитания и науч­ных исследований. Традиционно эта часть экологического законода­тельства относится к числу наиболее развитых, стабильных и, следо­вательно, не вызывающих споров.

По российскому законодательству особо охраняемыми природ­ными территориями признаются участки земли, водной поверхно­сти и воздушного пространства над ними, где располагаются при­родные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровитель-ное значение. Существует несколько их категорий: 1) государствен­ные природные заповедники; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные природные заказники; 5) памятники при­роды; 6)" дендрологические парки; 7) ботанические сады; 8) лечеб­но-оздоровительные местности и курорты. Специфическое место среди указанных категорий занимает такая разновидность государ­ственных природных заповедников, как биосферные, входящие в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг, и биосферные полигоны, ' на которых проводятся экспериментальные работы экологического характера.

Кроме того, в законодательстве встречается понятие «природ­ный комплекс, взятый под охрану государства» (например, в ст. 243 УК РФ). Здесь речь идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса особо охраняемой природной территории, но представляющих собой целостные однородные уча­стки территории, где органично соединены природные, историче­ские и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы и пр.). Особое место среди охраняемых законом природных ком­плексов имеют музеи-заповедники, т. е. обладающие специальным

статусом особо охраняемых историко-культурных центров террито­рии со значительной природной составляющей (на конец 1996 г. та­ковыми были признаны 87 музеев-заповедников, на 1 января 2000 г.— 88, в том числе Ясная Поляна, Михайловское, Государственный во­енно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» и др.). По характеристикам близки к ним музеи-усадьбы, которые образуют неразрывное органичное единство с окружающей их природной средой, искусственными или естественными природными ландшаф­тами (например, музей-усадьба «Архангельское», Государственный мемориальный музей-усадьба А.В.Суворова в Новгородской области и многие другие), охраняемые объекты ландшафтной архитектуры (исторические парки-памятники, мемориальные ландшафты, напри­мер парковый комплекс ХУП-ХУШ веков и историческая зона Ле­фортово в Москве). Ряд природных комплексов включен в Список объектов всемирного культурного и природного наследия, ежегодно обновляемый во исполнение Конвенции ЮНЕСКО 1972 г., в кото­рый входят по категориям: «культурное наследие» — 380, «природное наследие» — 107, «природно-культурное наследие»—19. Из числа этих природных комплексов в РФ зарегистрировано 8 культурных объектов и 5 относящихся к природному наследию, в частности «Девственные леса Коми», «Озеро Байкал», представляющий собой огромный ареал - Байкальский регион площадью несколько мил­лионов га, «Вулканы Камчатки», включающий всемирно известный Кроноцкий заповедник, три природных парка, «Западный Кавказ» и природный парк «Большой Тхач» (Адыгея). В государственном сво­де особо ценных объектов культурного наследия на начало 1997 г. было 44 объекта, а на 1 января 2000 г.—уже 62 объекта, например Архангельский государственный музей деревянного зодчества «Ма­лые Карелы», Государственный музей-заповедник «Петергоф», вклю­чающие не только выдающиеся историко-культурные памятники, но и ценные в научном, познавательном и эстетическом отношении природные комплексы, в том числе сельскохозяйственные ландшаф­ты, лесные массивы, водные объекты и т. д. Памятники общероссий­ского значения — это, как правило, особо ценные объекты, значи­мые для социальной и исторической памяти народов России, обще­признанные благодаря своей роли и получившие соответствующий

статус.

Основными чертами правового статуса особо охраняемых при­родных территорий и объектов являются следующие: а) их принад­лежность к объектам общенационального достояния; б) полное или частичное изъятие из хозяйственного использования; в) установле­ние особого режима охраны; г) включение в объекты государствен­ной собственности; д) наличие особого порядка получения статуса

(решение уполномоченного органа исполнительной власти — от Пра-вительства РФ до органов местного самоуправления); е) наделение определенным значением — федеральным, региональным, местным-ж) включение в государственный кадастр особо охраняемых при' родных территорий; з) установление статусных характеристик и ре­жима охраны осуществляется в соответствии со сложной иерархией нормативно-правовых актов — федеральными законами, типовыми положениями, положениями о конкретной особо охраняемой при­родной территории; и) установление мер юридической ответствен­ности за нарушение режима особо охраняемых природных террито­рий и объектов.

Наши рекомендации