Задачи теоретической и прикладной экологии
Задачи теоретической экологии:
1. разработать стереотип устойчивости экосистемы;
2. изучение механизмов адаптации к среде;
3. регуляция численности популяций;
4. изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;
5. исследование продуктивности процессов в экосистеме;
6. исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости;
7. моделирование состояния биосферы и экосистем с учетом глобальных биосферных процессов. Задачи прикладной экологии: 1). прогнозирование и оценка возможности отрицательных последствий для окружающей среду, проектирование и конструирование предприятий; 2). оптимизация инженерных, технологических и проектно-конструкторских решений, исходя из минимального ущерба окружающей среде; 3). улучшение качества окружающей среды; 4). сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; 5). стратегическая задача – развитие теории взаимоотношения природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
Экологическое образование и воспитание.
Экологическое образование и воспитание - многоаспектный процесс, цель которого - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Законы Б.Коммонера.
1)Все связано со всем. Отражает всеобщую связь процессов и явлений в природе, т. е. вред наносимый одному компоненту экосистемы, приводит к неблагоприятным последствиям функционирования всей системы. 2)Все должно куда-то деваться. Бытовые производственные отходы, попадая в окруж. среду, не исчезают бесследно. У природных систем остается всё меньше сил справляться с их переработкой. 3)Природа знает лучше. Действия человека должны быть в согласии с природными процессами. Сотрудничество с природой, а не ее покорение. 4)Ничто не дается даром. Любое действие человека в природе не остается бесследным. Без экономических затрат не возможно рациональное природопользование.
Биогеоценоз.
Биогеоценоз–совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горной породы, растительности, животного мира и мира микроорганизмов, почвы и гидрологических условий), имеющая свою особую специфику компонентов и определенный тип обмена веществами и энергией между собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутреннее противоречивое единство, находящееся в постоянном движении, развитии. (короче – обитающие на суше). СТРУКТУРА: компоненты – биотоп (климатопы, эдатопы), биоценоз (фитоценоз, зооциноз, микробоциноз). Между всеми компонентами существует тесная взаимосвязь. Границы биогеоценоза определяются по фитоценозу.
Биогеоценоз состоит:
Экотоп (топ-местность)- среда обитания(понятие Высоцкий)Экотоп– совокупность на определенные терр. абиотические факторы (факторы неживой природы: атмосферы, почвогрунт).Биоценоз – (К. Мебиус, 1877) комплекс взаимосвяз-х живых организмов, т.е. совокупность популяций, населяющих определенную территорию или место обитание. Биотоп – определенное, часто незначительное географическое пространство. Биота– совокупность живых организмов данной территории.
Схема биогеоценоза (по В. Н. Сукачеву, 1972)
Биоценозы различают:
а) водные
б) наземные в) воздушные