История экологического права и законодательства
В отечественной литературе отмечается, что нормы об охране природы можно анализировать по трем периодам: дореволюционному, советскому и современному - российскому. В первый период ох-
1 Правда, 28 октября 1992 г. был принят Экологический кодекс Республики Башкортостан, но этот акт своим содержанием не соответствует названию, а является аналогом Закона «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.
рана природы в основном сводилась к охране лесов и животного мира, в частности от браконьерства, к развитию системы заповедников. В XIX веке возникают акты, регулирующие охрану вод и атмосферного воздуха при размещении промышленных предприятий, развиваются нормы об уголовной ответственности за несоблюдение этих актов. В начале XX века обсуждается вопрос о создании специального органа по контролю за выполнением правил охраны природы при Академии наук или Министерстве просвещения, разрабатывается проект Закона об охране природы. Для данного периода характерны фрагментарность правового регулирования, отождествление предмета охраны с объектом собственности (частной или государственной), отсутствие специальных актов и управленческих структур, совмещение функций и проч.
В советский период в нашей стране, как и во всем мире, отношение законодателя к охране природы постепенно менялось от при-родоресурсового к природоохранному, экологическому подходу в правотворчестве. Разные авторы выделяли в его рамках несколько этапов — послереволюционный, довоенный, послевоенный (при их характеристике ранее в учебниках подробно рассматривалось содержание таких актов, как Декрет о земле, т. е. о национализации земель, отдельных актов, регулирующих заповедное дело, природоре-сурсовых кодексов), этап становления природоохранного законодательства (конец 50-х — начало 80-х годов), когда под воздействием экологического кризиса и намечавшихся тенденций истощения природных ресурсов были приняты республиканские законы об охране природы, обновлены крупные акты природоресурсного права, в частности Водный, Лесной, Земельный и другие кодексы, приняты законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использовании животного мира». В это время широко практиковалось принятие постановлений Совета Министров (иногда совместно с ЦК КПСС) по вопросам охраны природы в отдельных регионах или в связи с решением масштабных народнохозяйственных задач.
Наконец, завершающий этап советского периода (конец 80-х) характеризуется принятием важнейших решений в сфере экологической государственной политики, формированием современных подходов к экологическому праву и законодательству, осознанием кризиса и необходимости скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды. Определяющую роль сыграли в этом две крупнейшие экологические катастрофы, происшедшие на территории СССР, и угроза возникновения третьей. Речь идет об аварии на Чернобыльской АЭС, уничтожении Аральского моря и проекте поворота северных и сибирских
рек на юг. Под влиянием этих и иных (общеполитических, социальных, психологических) факторов 7 января 1988 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», в котором формулировались следующие неотложные задачи: обновление законодательства, в первую очередь путем принятия Закона об охране окружающей среды; создание независимого органа государственного экологического управления вместо природоресурсных министерств, совмещавших хозяйственные и контрольные функции в одном лице; обеспечение открытости и доступности экологической информации с помощью подготовки и публикации ежегодного Государственного доклада о состоянии окружающей среды в стране; усиление профилактической функции в целях предотвращения экологического вреда путем создания института государственной и общественной экологической экспертизы; «совершенствование экономических механизмов охраны путем введения платы за загрязнение; введение уголовной и административной ответственности за сокрытие или фальсификацию экологической информации, и др.
Собственно современный период развития российского экологического законодательства можно разделить на два этапа — до 1995 г. и начиная с 1995 г. Первый характеризуется стремлением законодателя обновить хотя бы основные акты, например законодательство о недрах, о земле, о социальной защите граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, как наиболее неотложные. При этом поставлена задача по разработке целой серии проектов законов (об отходах, об экологической экспертизе и т. п.), аналогов которым не было, либо по созданию проектов законов, заменяющих действующие, например УК. В это время принимается ряд постановлений Правительства, новых ведомственных актов. Безусловно, важнейшую роль сыграло, принятие Конституции 1993 г., предусмотревшей различные формы собственности на природные ресурсы, но главное — сформулировавшей в ст. 42 три экологических права человека — на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба здоровью или имуществу от экологического правонарушения.
Второй этап характеризуется интенсивным развитием экологического законодательства. В 1995 г. были приняты федеральные законы о лечебных местностях и курортах, о животном мире, о континентальном шельфе, об использовании атомной энергии, об экологической экспертизе, о генно-инженерной деятельности, а также Водный кодекс, на различных стадиях разработки, обсуждения и
принятия находились законы об отходах, о радиационной безопасности и многие другие. Фактически на этом этапе завершилось формирование системы экологического законодательства в стране, хотя до сих пор остаются отдельные пробелы (отсутствует, например, закон об опасных веществах, об охране растительного мира, об экологической информации). Именно поэтому сейчас обсуждается вопрос о систематизации и кодификации экологического законодательства.
Рекомендуемая литература: Бриннук М. М. Экологическое право (Право окружающей среды). М., 1998, с. 76-83; Бриннук М. М., Дубовик О. Л.. Жаворонкова Н. Г. Колба-сов О. С. Экологическое право: от идей к практике. М., 1997; Булгаков Н. Б. Ялбулга-новА А. Природоохранные акты: от «Русской правды» до петровских времен-Государство и право, 1996, №8, с. 136-146; Галиченков А. К.. Новицкая Т.К. Чиркин С. В Очерки истории экологического права. Управление и контроль за природопользованием по советскому законодательству 1917-30 годов.- Вестник МГУ. Серия 11 Право, 1991, №3; Они же. Очерки истории экологического права: развитие правовых идей охраны природы.-Там же, 1991, № 1; Петров В. В. Экологическое право России. М., 1995, с. 53-55; Уголовное право. Особенная часть / Под ред И Я Козачен-ко и др. М., 1997, с. 487-490.
Глава II
ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
1. Понятия
Объекты экологического права, по господствующему мнению,— это окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права. Это понятие близко понятию «предмет экологического права», под которым понимается обычно определенная область общественных отношений, как часто пишут, «в области взаимодействия человека с окружающей средой», «по использованию и охране природных ресурсов». При раскрытии же понятия объектов правового регулирования прямо указывают на окружающую среду в целом и такие ее компоненты, как вода, земля, леса, животный мир и т. п. Понятие объектов экологического права, как и однородные понятия объектов гражданских правоотношений, объектов уголовно-правовой охраны и др., необходимо для юридического обозначения и различения того, на что направлено правовое регулирование, к чему относятся те или иные правовые установления. Например, понятие животного мира, леса как объектов экологического права отделяет их от домашних животных, городских зеленых насаждений, что необходимо для установления и последующего определения правового положения этих объектов.
В. В. Петров, ссылаясь на ст. 4 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», указывал, что следует выделять три категории объектов экологического права: интегрированные, т. е. окружающая среда, дифференцированные, т. е. отдельные ее компоненты, и особо охраняемые. При этом правовой охране подлежат экологические системы: естественные, т. е. сохранившиеся от воздействия человека (например в заповедниках); модифицированные, т. е. изменившиеся под воздействием человека; трансформированные, т. е. преобразованные человеком.
Действующее российское законодательство дает весьма подробный перечень объектов экологического права, структурируя окружающую среду, ее компоненты либо их части и описывая их так, чтобы можно было: а) дать общее описание объекта по одному или нескольким критериям, охватывающим его в целом; б) отличать один объект
от другого; в) определить, к какому объекту относится тот или иной феномен, вид, вещество, растение, живое существо и пр. Рассмотрим коротко перечисленные и иные понятия.