Тема 12. система управления качеством окружающей природной среды

Системный подход к природоохранной политике государства. Органы экологического управления России. Мониторинг окружающей природной среды. Экологическая экспертиза. Система экологического контроля в России

ТЕМА 13. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Правовые основы охраны окружающей природной среды и природопользования. Особенности экономического механизма охраны окружающей среды. Лицензия, договор и лимиты на природопользование. Плата за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности. Рыночные методы управления природоохранной деятельностью. Финансирование природоохранных мероприятий. Экологическое страхование. Экология и инновационная деятельность. Ответственность за экологические правонарушения

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ "ЭКОЛОГИЯ"

Наименование темы Всего учебных часов  
 
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИИ. ОРГАНИЗМ И СРЕДА ОБИТАНИЯ  
ТЕМА 2. ОСНОВЫ ФАКТОРИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ (АУТЭКОЛОГИЯ)  
ТЕМА 3. ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ (ДЕМЭКОЛОГИЯ)  
ТЕМА 4. СИНЭКОЛОГИЯ    
ТЕМА 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ  
ТЕМА 6. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ  
ТЕМА 7. ЧЕЛОВЕК В БИОСФЕРЕ  
ТЕМА 8. АНТРОПОГЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ: МАСШТАБЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ  
ТЕМА 9. ПРИРОДНЫЕ И ТЕХНОГЕННЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ  
ТЕМА 10. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА  
ТЕМА 11. НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ  
ТЕМА 12. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ  
ТЕМА 13. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ  
Курсовая работа  
Зачет +  
Экзамен  
В С Е Г О:  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «Экология» изучается студентами всех специальностей Санкт-Петербургской академии управления и экономики. Изучение данной дисциплины должно сформировать у студента представление о человеке как о части природы, о самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. После изучения курса студент должен не только иметь представление о взаимоотношениях организмов со средой обитания, структуре биосферы, ее эволюции, глобальных проблемах окружающей среды, но и уметь прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности с учетом прямых и косвенных последствий для биосферы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алымов В. Т., Крапчатое В. П., Тарасова Н. П. Анализ техногенного риска. — М.: Изд-во Круглый год, 2000. — 160 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э. А. Арустамова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2000. - 678 с.

3. Богданкевич О. В. Лекции по экологии. — М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2002. — 208 с.

4. Буданов В. Г., Мелехова О. П. Концепции современного естествознания. — М.: Изд-во МГТУГА, 1999. — 116 с.

5. Вернадский В. И. Биосфера. Избранные труды по биогеохимии. — М.: Мысль, 1967.

6. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. — М.: Нау­ка, 1994. — 672 с.

7. Военная экология: Учебник для высших учебных заведений Министер­ства обороны Российской Федерации. — МО РФ, 2005. — 976 с.

8. Гринин А. С, Новиков В. Я. Экологическая безопасность. Защита тер­ритории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. — М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000. - 336 с.

9. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера в 2002 году. — М.: ВНИИ ГОЧС, 2002.

10. Данилов-Данилъян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учебное пособие. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 416 с.

11. Денисов В. В., Денисова И. А., Гутенев В. В., Монтвила О. И. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. — Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2003. — 608 с.

12. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 576с.

13. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. — М.: Дело, 2001. — 768 с.

14. Москаленко А. П., Гутенев В. В. Экономика природопользования и ох­рана окружающей среды: Учебное пособие. — Смоленск: изд-во «Универ­сум», 2001.— 168 с.

15. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир / Пер. с англ. Т. 1-2. - М.: Мир, 1993.

16. Николайкин Н. И., Николайкина Н. Е., Мелехова О. П. Экология: учеб. для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 622 с.

17. Новиков И. Д. Инфляционная модель ранней Вселенной. — Вестник РАН, 2001, т. 71, № 10, с. 886—898.

18. Общая экология. В 2-х ч. / Под ред. Н. И. Николайки­на. — М.: МГТУ ГА, 2000—2001.

19. Общая экология / Автор-составитель А. С. Степановских. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 510 с.

20. Одум Ю. Экология / Пер. с англ. Т. 1-2. М.: Мир, 1986.

21. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диа­лог человека с природой. 3-е изд.: Пер. с англ. — М.: Эдито-риал УРСС, 2001. — 312 с.

22. Реймерс Н.Ф. Природопользование. — М.: Мысль, 1990.

23. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипо­тезы). — М.: «Россия молодая», 1994.

24. Родионов А. И., Клушин В. Н., Систер В. Г. Технологиче­ские процессы экологической безопасности. — 3-е изд. — Ка­луга: Изд-во Н. Бочкаревой, 2000. — 800 с.

25. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стра­тегия. — М.: Ноосфера, 1998.

26. Журналы «Военная мысль» (1992-1996), «Основы безопасной жизнедеятельности» (1997—2002).

27. Экология / Под ред. В. В. Денисова. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 768 с.

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глобальные изменения в мире, вызванные антропогенным воздействием на природную среду, ныне приобрели такой характер и масштабы, что ведут к интенсивному разрушению природы, породившей человека. Конечно, в биосфере еще идут процессы самовосстановления, она способна к усложнению и усовершенствованию, но в последние годы многое говорит о том, что сама природа находится на грани выживания, как какой-нибудь отдельный биологический вид.

Но, с другой стороны, мы являемся свидетелями своеобразного «бунта» природы против человека. Так, по данным бельгийского геолога Ж. Войлард, за последние 20 лет частота засух возросла в 8 раз, случаи извержения вулканов - в 3 раза, повторяемость мощных циклонов - в 2 раза, наводнения участились в 2 раза, частота эпидемий удвоилась.

Сложные, противоречивые, обостряющиеся с каждым годом проблемы взаимоотношения человечества с природой находятся в эпицентре внимания многих ученых и государственных деятелей, и даже простых людей, которым хочется жить в безопасном мире. Но «за все надо платить». Этот известный экологический постулат Б. Комонера как нельзя лучше отражает суть переломного этапа в развитии цивилизации, которая, проигнорировав объективные законы природы, попыталась жить по своим понятиям, оставив природе лишь роль поставщика всего необходимого ко «двору его Величества». К сожалению, как отметил А.В. Яблоков (1997 г.), 95% населения мира, включая и его политическую элиту, не понимают до конца нависшей угрозы тотальной экокатастрофы для себя и своих потомков, вовсе не задумываются о путях выхода из создавшегося экокризиса.

Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно, пока еше не поздно, научиться жить на планете Земля по-новому. К сожалению, даже усилий всего человечества не хватит, чтобы сделать заповедником всю планету. Но и резко свернуть экономику невозможно: наступит хаос, голод и нищета. Нужно искать компромиссное решение на пути достижения двух, казалось бы, взаимоисключающих целей: обеспечение разумно ограниченных потребностей человека и сохранение воспроизводительных возможностей природной среды.

На рубеже веков явилось осознание человечеством новой жизненно важной потребности - экологической безопасности личности, общества, государства, мира в целом; ее обеспечение становится в третьем тысячелетии даже более необходимым, нежели удовлетворение потребностей в новых товарах, услугах и т.п. В этом контексте чрезвычайные ситуации, обусловленные природными или антропогенно-природными процессами, а также хозяйственной деятельностью, - это не только своеобразный вызов человеку со стороны природы, но и реальная основа для всех ныне живущих объединить усилия ради будущей жизни на Земле. Мы все должны понять: Земля - единственный наш дом, и другого не будет. В системе критериев и мотиваций деятельности и поступков отдельных людей, партий, государств, международных организаций начинает играть решающую роль экологический императив. Согласно академику Н.Н. Моисееву, во взаимоотношениях человечества и природы ни при каких условиях и целях нельзя переступить определенной черты, иначе произойдут необратимые изменения в биосфере с самыми печальными последствиями для ее наиболее слабого элемента – человека.

Учебное пособие ставит перед собой задачу рассмотреть основные аспекты проблемы обеспечения экологически безопасного не только существования, но и поступательного развития человеческого общества.

В первом разделе рассматриваются элементы общей экологии, включая ее предмет, основные абиотические и биотические факторы природной среды, основы взаимоотношений организма и среды его обитания; приводятся необходимые сведения о биосфере как глобальной экосистеме, ее составе, строении, динамике, структуре важнейших циклов биохимических круговоротов. Рассмотрение этих вопросов завершает характеристика основных условий устойчивости биосферы.

Второй раздел посвящен анализу антропогенного воздействия на биосферу и его последствий. Здесь охарактеризованы основные источники и масштабы загрязнения атмосферы, гидросферы, почвенного покрова, дана оценка его экологических последствий и рассмотрены роль и положение человека в биосфере, а также зависимость его жизни, здоровья и генофонда от состояния среды обитания.

Третий раздел учебного пособия посвящен важнейшим аспектам охраны окружающей среды и рационального природопользования. Здесь даны оценка основных видов природных ресурсов, их классификация и кадастры; рассмотрены представления о нормировании качества природной среды, принципы экологической стандартизации и паспортизации; эколого-правовые основы охраны природы. Большое внимание уделено методам и средствам мониторинга окружающей среды, путям защиты компонентов биосферы от техногенных загрязнений, а также проблемам экологии городских территорий и сельскохозяйственных угодий.

Учитывая обострение кризисных ситуаций во всем мире, особенности развития России, состояние ее природной среды, подробно обсуждаются вопросы защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также последствия военной деятельности.

Эти сведения помогут сформировать у учащихся основополагающие элементы экологического сознания, без которого невозможны ни создание эффективной системы управления природопользованием, ни экологизация формирующейся рыночной экономики в России. Это особенно важно, поскольку ее эколого-экономическое положение сегодня и на ближайшую перспективу не может не вызывать серьезных опасений. Поэтому надлежащая экологическая подготовка будущих специалистов, которым в перспективе будут доверены природа и ресурсы нашей Родины, представляется жизненно необходимой.

ТЕМА 1

Наши рекомендации