Основные положения. Под предельно допустимым сбросом загрязняющих веществ в водный объект понимается: Масса вещества в возвратной воде
Под предельно допустимым сбросом загрязняющих веществ в водный объект понимается:
- Масса вещества в возвратной воде, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или недопущения ухудшения сформировавшегося качества воды, если оно хуже нормативного;
- Масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом вида водопользования).
Сброс загрязняющих веществ в водные объекты источниками предприятия допускается на основании "Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты". Это разрешение выдается территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ). В городе Москве таким органом является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве. "Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты" является неотъемлемой частью "Проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ" (ПДС) и устанавливает нормативы предельно допустимых сбросов и лимиты временно согласованных сбросов, что дает право предприятию осуществлять сброс образующихся загрязняющих веществ в водные объекты.
Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) используются при:
- Выдаче лицензий на водопользование;
- Установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами;
- Оценке эффективности водоохранных мероприятий;
- Осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;
- Наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства.
Порядок разработки и содержание проекта предельно допустимых сбросов (ПДС)
При установлении нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) в водный объект загрязняющих веществ, образующихся на предприятии в результате производственной или иной хозяйственной деятельности, используются следующие основные правила:
- Каждый субъект хозяйственной деятельности, который является источником загрязнения водных объектов, обязан иметь согласованный проект нормативов;
- Норматив ПДС должен задавать количество загрязняющего вещества, сбрасываемого в водный объект в единицу времени, при котором его концентрация в установленном контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом его целевого использования) не должна превышать соответствующую предельно допустимую концентрацию (ПДК);
- Норматив ПДС устанавливается для каждого загрязняющего вещества с учетом наличия веществ I и II классов опасности с одинаковыми лимитирующими признаками вредности (ЛПВ), каждого выпуска сточных вод и предприятия в целом;
- При превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) в контрольном створе норматив ПДС устанавливается, исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов;
- При отсутствии на момент установления норматива ПДС объективной технической или экономической возможности его достижения территориальными органами МПР России на определенный срок устанавливаются лимиты временно согласованных сбросов (ВСС) загрязняющих веществ с поэтапным сокращением сбросов до уровня ПДС;
- При установление нормативов ПДС и лимитов ВСС следует учитывать:
- Параметры и расположение выпусков сточных вод;
- Вид водопользования;
- Характеристики водоемов, включая их ассимилирующую способность;
- Значения фоновых концентраций в водном объекте.
- В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных;
- При наличии нескольких водопользователей ПДС устанавливается с ориентацией на оптимальное распределение массы сбрасываемого вещества между ними.
Задание 1. В результате контроля состояния атмосферного воздуха в городе методом разового замера, была выявлена концентрация следующих вредных веществ, табл. 29.
Таблица 29 – Концентрация вредных веществ, мг/м3 | |||||||
Вариант | Взвешенные вещества | Серный газ | Двуокись азота | Углекислый газ | Ацетон | Фенол | Сероводород |
0,8 | 0,5 | 0,07 | - | - | 0,006 | ||
0,2 | 0,12 | 0,04 | 0,3 | 0,02 | 0,003 | ||
0,11 | 0,09 | 0,06 | 0,33 | - | 0,004 | ||
0,23 | 0,13 | 0,02 | - | 0,04 | - | ||
0,9 | 0,4 | 0,01 | 0,28 | - | 0,005 | ||
0,7 | 0,6 | 0,09 | 0,25 | 0,03 | - |
Используя справочные данные, приведённые в таблице № 30, 31 определите, отвечает ли состояние атмосферного воздуха в городе установленным нормам.
Таблица 30 – Справочные данные | ||||
Вещество | Нормативные | Класс опасности | ||
ПДКМ.Р,мг/м3 | ПДКС.С,мг/м3 | |||
Взвешенные вещества | 0,5 | 0,15 | ||
Серный газ | 0,5 | 0,05 | ||
Двуокись азота | 0,085 | 0,04 | ||
Сероводород | 0,008 | 0,008 | ||
Фенол | 0,01 | 0,01 | ||
Ацетон | 0,35 | 0,35 | ||
Углекислый газ |
Таблица 31 – Группы вредный веществ, которым присущ эффект суммации
№ | Вещество |
Серный газ + сероводород | |
Серный газ + двуокись азота | |
Серный газ + углекислый газ - двуокись азота + фенол | |
Ацетон + фенол | |
Серный газ + фенол |
Задание 2. Есть данные про суточную концентрацию вредных веществ в воздухе населённых пунктов А, Б, В, табл.32.
Таблица 32 - Концентрации вредных веществ, мг/ м 3 | ||||||||
Вариант | Город | Взвешенные вещества | Серный газ | Двуокись азота | Углекислый газ | Сероводород | Фенол | Ацетон |
А | 0,3 | 0,12 | 0,05 | 0,004 | - | - | ||
Б | 0,3 | 0,01 | 0,04 | - | 0,05 | - | ||
В | 0,2 | 0,08 | 1,02 | - | - | 0,04 | ||
А | 0,15 | 0,09 | 0,03 | - | 0,01 | 0,35 | ||
Б | 0,2 | 0,15 | 0,05 | - | - | 0,15 | ||
В | 0,12 | 0,10 | 0,05 | 0,008 | 0,03 | - |
Используя дополнительные данные, в табл. 32, проведите сравнительный анализ уровня загрязнения в населённых пунктах А, Б, В с помощью индекса загрязнения атмосферы.
Информация для решения задачи: Для сопоставления уровня загрязнения воздуха отдельных городов (территорий) используется комплексный показатель загрязнения, т.н. индекс загрязнения атмосферы - ИЗА:
где Ki - коэффициент приведения вредных веществ к сопоставимому виду по классу опасности.
Для 1 кл. Ki = 1,7; 2 кл. Ki = 1,3; 3 кл. Ki = 1,0; 4 кл. Ki = 0,85
В зависимости от значения ИЗА уровень загрязнения воздуха определяется следующим образом:
Таблица 33