Статья 311. Получение взятки
Объектомрассматриваемого преступления является нормальная, регламентированная законом деятельность государственного аппарата и связанные с ней интересы государственной службы и государственного управления. Дополнительным объектомследует признавать законные интересы граждан и организаций.
Согласно диспозиции ч. 1ст. 311 УК РК, предметам взятки являются деньги, ценные бумаги, материальные ценности, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги, а также льготы, дающие право на имущество (производство строительных, ремонтных работ; предоставление санаторных или туристических путевок; проездных билетов; предоставление на льготных условиях ссуд или кредитов и т.п.). Аналогичные признаки предмета взятки определены в постановлении Пленума Верховного Суда РК «О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество» от 22 декабря 1995 г.
Деньгами в качестве предмета взятки могут выступать денежные знаки (валюта) как Республики Казахстан, так и других государств. Главным условием отнесения денежных знаков к предмету взятки является их нахождение в финансовом обороте той или иной страны. Вышедшие из оборота деньги, как монеты, так и ассигнации, могут быть предметом взятки только в том случае, если они представляют нумизматическую ценность или ценностью обладает материал, из которого изготовлены те же монеты (например, золото, серебро и пр.). В этом случае вышедшие из оборота денежные знаки выступают предметом взятки в качестве «иного имущества».
Под ценными бумагами следует понимать документы, удостоверяющие имущественные права, осуществление или передача которых возможны при их предъявлении (облигации, акции, векселя, чеки, депозитные сертификаты, коносаменты и др.).
Под иным имуществом понимаются любые предметы, обладающие материальной ценностью (ювелирные изделия, мебель, бытовая техника, одежда, продукты питания и др.).
Под правом на имущество как предметом взятки следует понимать наделение лица правомочием владения, пользования, распоряжения имуществом (например, выдача доверенности на право управления автомашиной и т.п.).
К выгодам имущественного характера в качестве предмета взятки можно отнести предоставление взяткополучателю различного рода услуг материального характера как на безвозмездной основе, так и по явно заниженным ценам (ремонт квартиры, автомашины, организация туристической поездки и др.).
Размер получаемой должностным лицом взятки, по общему правилу, не имеет значения для решения вопроса о наличии или отсутствии в его действиях состава преступления. Вместе с тем, следует иметь в виду, что положения ч. 2 ст. 9 УК РК распространяются и на данное деяние. В этой связи законодатель в примечании 2 к ст. 311 УК РК указал, что не является преступлением в силу малозначительности и преследуется в дисциплинарном порядке получение впервые должностным лицом имущества, права на имущество или иной имущественной выгоды в качестве подарка при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействие), если стоимость подарка не превышала двух месячных расчетных показателей.
С объективной стороныполучение взятки обусловлено совершением лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций или приравненным к нему лицом каких-либо действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (в том числе членов его семьи). Эти действия могут носить следующий характер:
а) они могут входить в служебные полномочия такого лица;
б) они могут не входить в служебные полномочия такого лица, но в силу должностного положения (авторитета, влияния) лицо, получившее взятку, может способствовать совершению действий (или их несовершению) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;
в) такое лицо может оказывать общее покровительство по службе (например, необоснованное продвижение по службе);
г) такое лицо может оказывать попустительство, то есть скрывать ошибки или служебные упущения взяткодателя.
Обязательным признаком данного состава преступления является обусловленность получения взятки совершением субъектом преступления действий или несовершением их (бездействием) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
Причем, эти действия (бездействие) должны быть связаны с должностным положением взяткополучателя, например, входить в служебные полномочия должностного лица (следователь прекращает находящееся в его производстве уголовное дело).
Нередко, обусловленные взяткой действия (бездействие) не входят в служебные полномочия взяткополучателя, но это лицо в силу своего должностного положения может содействовать совершению таких действий (бездействия) другими должностными лицами (например, аким района, используя свой авторитет и влияние, принимает меры к уводу от ответственности за неуплату налогов какого-либо хозяйствующего субъекта).
По законодательной конструкции данный состав является формальным. Получение взятки считается оконченным преступлением с момента получения хотя бы части взятки, а, следовательно, специальный субъект преступления может и не выполнить определенные действия (бездействие) в пользу взяткодателя, которые предварительно между ними были обговорены. Однако если получена часть взятки, в то время как общая обусловленная сумма ее достигала крупного размера, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки в крупном размере. Как покушение на получение взятки следует квалифицировать и случаи, когда предметом взятки явились фальшивые или имитированные денежные знаки1.
Как правило, на квалификацию преступления не влияет, получена взятка в виде подкупа (до совершения обусловленных ею действий) или вознаграждения (т.е. после совершения таких действий). Деление взятки на подкуп и вознаграждение, как об этом говорилось выше, имеет значение лишь в случае, предусмотренном в примечании 2 к рассматриваемой статье УК.
Субъективная сторонарассматриваемого преступления предполагает наличие только прямого умысла и корыстной цели. Поэтому одного факта обнаружения у должностного лица предмета взятки недостаточно: необходимо установить у должностного лица воли на принятие взятки. Если, например, деньги или имущество подброшены должностному лицу или ему вопреки его воле оказаны услуги материального характера, то состава получения взятки нет.
Субъектомполучения взятки по ч. 1ст. 311 УК РК является лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций либо приравненное к нему лицо, по ч. 2 указанной нормы — должностное лицо, а по ч.3 отмеченной статьи — лицо, занимающее ответственную государственную должность.
Однако, если субъект с целью получения взятки выдает себя, например, за лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, но таковым не является, то содеянное следует квалифицировать как подстрекательство к даче взятки1.
Часть 2 ст. 311 УК РК предусматривает квалифицированный состав: совершение преступления должностным лицом, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Часть 3 данной статьи устанавливает уголовную ответственность за получение взятки лицом, занимающим ответственную государственную должность.
Понятие и признаки должностного лица и лица, занимающего ответственную государственную должность, рассмотрены при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 307 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями».
Под получением взятки за незаконные действия (бездействие) следует понимать действие (бездействие), совершенное вопреки требованиям законодательства. Если незаконные действия являются преступными, то содеянное необходимо квалифицировать по совокупности ч. 2 ст. 311 и соответствующих статей УК РК (например, мошенничество — ст. 177 УК РК; злоупотребление должностными полномочиями — ст. 307 УК РК; служебный подлог — ст. 314 УК РК; заведомо незаконное освобождение от уголовной ответственности — ст. 345 УК РК и др.
Частью 4 рассматриваемой статьи УК предусмотрены особо квалифицирующие признаки получения взятки:
а) путем вымогательства;
б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) в крупном размере;
г) неоднократно.
Под вымогательством, согласно п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РК от 22 декабря 1995 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество» следует понимать « требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя либо умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов». Например, по ч. 2 ст. 311 УКРК (получение взятки путем вымогательства) был осужден и. о. военного комиссара одного из районов г. Караганды К., который потребовал с гр.В. за ускорение восстановления военного билета в связи с выездом на постоянное жительство в Россию 150 долларов США. В установленное время К. в своем служебном кабинете от гр. В. получил деньги в сумме 100 долларов США, договорившись о передаче оставшейся суммы при получении военного билета1.
Следовательно, угрозу совершения в отношении взяткодателя законных действий, не нарушающих его правоохраняемые интересы, например, законные и обоснованные возбуждение уголовного дела, взыскание налога, таможенных платежей и т.п. нельзя признавать вымогательством, т.к. желание лица уклониться от законного уголовного преследования или выполнения требований фискальных органов не может быть отнесено к правоохраняемым интересам.
Согласно ч. 2 ст. 31 УК РК «преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления». При получении взятки по предварительному сговору группой лиц, — указано в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РК от 22 декабря 1995 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество», - ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг, а при взыскании в доход государства незаконно приобретенного следует исходить из денежной суммы или размера материальной выгоды, полученной каждым взяткополучателем.
При этом следует иметь в виду, что применительно к получению взятки группу могут образовывать лишь должностные лица. В соответствии с п. 6 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда РК «действия должностного лица, связанные с получением взятки в сговоре с лицом, не являющимся должностным, не могут расцениваться как получение взятки по предварительному сговору группой лиц». Субъекты, входящие в состав группы, не являющиеся должностными лицами, будут нести ответственность за соучастие в получении взятки со ссылкой на ст. 28 УК РК. Преступление считается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц, входящих в группу, независимо от того, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвуют несколько должностных лиц.
Понятие крупного размера взятки раскрывается в примечании 1 к ст. 311 УК РК (таковыми признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие пятьсот месячных расчетных показателей). Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РК от 22 декабря 1995 г. (п. 6), при получении взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой ее размер должен определяться общей стоимостью полученных ценностей и услуг, а при взыскании в доход государства незаконно приобретенного следует исходить из денежной суммы или размера материальной выгоды, полученной каждым взяткополучателем. При этом, умыслом взяткополучателя должно охватываться, что общий размер получаемой группой взятки превышает сумму, указанную в примечании 1 к ст. 311 УК РК. Если незаконное вознаграждение в крупном размере получено частями, но эти действия представляют собой эпизод одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.