Любая деятельность потенциально опасна.
Это утверждение называют аксиомой о потенциальной опасности деятельности,которая имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности:
- ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевой риск);
- невозможно разработать абсолютно безопасную технику.
Безопасность– это такое состояние деятельности, при котором
с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на жизнь и здоровье человека.
Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества:
- потенциальный характер опасностей, т.е. опасности могут быть, но не приносить вреда и проявляться при определенных, зачастую трудно предсказуемых, условиях;
- ограниченная зона влияния (зона действия опасности).
Для обеспечения безопасности должны быть выполнены три задачи БЖД.
1. идентификация (распознавание) опасностей – детальный анализ опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Последовательность проведения анализа следующая:
- выявление элементов среды обитания как источников опасности;
- оценка опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям (x, y, z, t).
2. защита человека и среды обитания от выявленных опасностей на основе сопоставления затрат с выгодами. защита базируется на определенных принципах, методах и средствах.
3. Защита от остаточного риска данной деятельности,поскольку обеспечить абсолютную безопасность невозможно: изучение закономерностей и построение моделей развития чрезвычайных ситуаций; принципы, методы, приемы и средства их прогнозирования и ликвидации.
Структура курса БЖД
БЖД – система знаний, направленных на обеспечение безопасности и сохранение здоровья человека в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.
В структуре курса БЖД выделены следующие разделы:
- теоретические основы БЖД;
- безопасность в производственной среде;
- безопасность в окружающей природнойсреде;
- безопасность при чрезвычайных ситуациях.
В ходе изучения дисциплины предполагается выполнение цикла лабораторных и практических работ, количество которых определяется учебными планами соответствующих специальностей.
На завершающем этапе обучения в структуру дипломного проекта (работы) включается раздел «Безопасность и экологичность», в котором должны быть проработаны вопросы обеспечения безопасности труда, экологической безопасности и обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях применительно к разрабатываемому объекту.
Структура курса «Безопасность жизнедеятельности» показана на рис.1.
|
основы теории риска
Понятие риска
Опасности могут быть реализованы в форме травм или заболеваний только в том случае, если зона формирования опасностей (ноксосфера) пересекается с зоной деятельности человека (гомосфера). В производственных условиях – это рабочая зона и источник опасности как один из элементов производственной среды (рис. 2).
|
Рис. 2. Схема формирования области действия опасности на человека
Риск – количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. отношение числа неблагоприятных проявлений опасности к их возможному числу за определенный промежуток времени (частота реализации опасности).
,
где R – риск (1/год);
n – число неблагоприятных проявлений опасности за определенный промежуток времени (год);
N – возможное число проявлений опасности за тот же период.
Пример. Согласно статистическим данным [4] в настоящее время ежегодно в России в авариях и катастрофах гибнет около 50 тысяч человек. определим риск гибели человека в аварии или катастрофе, 1/год:
(N = 148 млн чел. – численность населения России).
Различают индивидуальный и групповой (социальный) риск.
Индивидуальный рискхарактеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для конкретного индивидуума. В частности, используемые в России показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются выражением индивидуального производственного риска, например коэффициент частоты несчастных случаев (Кч)– количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих:
,
где Т – количество несчастных случаев, произошедших за определенный период времени;
Р – среднесписочное число трудящихся в тот же период времени.
Групповой, или социальный, риск представляет собой зависимость между частотой происшествий (аварий, катастроф, стихийных бедствий) и числом пострадавших в них людей (рис. 3).
|
Рис. 3. Пример определения группового риска [11]:
1 – 100 АЭС США; 2 – пожары (США); 3 – пожары (Англия);
4 – авиакатастрофы (США); 5 – авиакатастрофы (Англия)