Обработка результатов и выводы. Основываясь на данных таблицы 12, сделайте вывод о степени загрязненности воздуха

Основываясь на данных таблицы 12, сделайте вывод о степени загрязненности воздуха.

Таблица 12

Степень загрязнения воздуха в зависимости от возраста и степени повреждения хвои

Максимальный возраст хвои Класс повреждений хвои на побегах второго года жизни
I I-II III
I II III-IV
II III IV
- IV IV-V
- IV V-VI
- - VI

Условные обозначения степени загрязнения воздуха:

I – идеально чистый;

II –чистый;

III –относительно чистый («норма»);

IV –загрязненный («тревога»);

V –грязный («опасно»);

VI –очень грязный («вредно»);

Прочерком обозначены невозможные сочетания.

По результатам проведенных исследований сделайте вывод о состоянии воздушной среды в изучаемом районе. Обоснуйте возможные причины полученных результатов.__________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Раздел 2: РАСТИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Лес - важнейший растительный ресурс. Площадь лесов - 1/3 поверхности суши (10% поверхности планеты), примерно 40 млн.кв.км.

Тема 2.1. Изучение влияния рекреационных нагрузок на лесные экосистемы

Развитие городов все больше отдаляет людей от естественной природы. Наверное, поэтому горожане с большим удовольствием отправляются в пригородные леса отдохнуть, погулять в лесу. Но, казалось бы, безобидное нахождение людей в лесу является рекреационной нагрузкой на лесную экосистему и вызывает ее постепенное разрушение: уплотнение почв от передвижения людей препятствует прорастанию семян и возобновлению растительности, изменяются условия жизнедеятельности почвенных организмов, сокращается общая численность животных. Малоустойчивые лесные виды сменяются антропогеноустойчивыми и синатропными видами – происходит сукцессия экосистемы, сопровождающаяся обеднением природных сообществ.

Для сохранения разнообразия природных экосистем в условиях антропогенного давления необходимо принимать неотложные меры.

Задание 2.1.1. Определение стадии деградации лесной экосистемы

Исходными данными являются характеристики стадий рекреационной деградации лесных экосистем (таблица 14).

Выполнение работы.

1. Выберите район, в котором будет проводиться обследование лесных экосистем.

2. Составьте карту района.

3. Отметьте на карте близлежащие предприятия, дороги с интенсивным транспортным движением, места отдыха населения, кострища, свалки мусора, дорожки (антропогенная нагрузка).

4. На карте отметьте точки обследования. При высокой антропогенной нагрузке они должны быть расположены на расстоянии 1,5-3 км

5. Проанализируйте основные характеристики рекреационной деградации лесных экосистем.

6. Проведите изучение видового состава. Видовой состав лесных экосистем выясняется с помощью определителей; качественная оценка состояния различных ярусов лесного сообщества проводится в показателях, представленных в таблице 14. Вселение вида (луговая, полевая, придорожная растительность) происходит чаще всего с помощью человека; семена и споры растений также могут быть занесены ветром и животными. Включения нелесных видов подсчитываются в процентах от общего видового состава исследуемой территории.

7. Полученные результаты внесите в таблицу 13.

8. Проведите сравнение результатов вашего исследования с данными таблицы 14.

Таблица 13

Характеристика лесных экосистем обследованных участков

№ участка Состояние ярусов Включения нелесных видов
Древостоя Подлеска и крупного подроста Подроста младших возрастов Травостоя Мохово-лишайни-кового покрова
               
               
               

Таблица 14

Характеристики стадий рекреационной деградации лесных экосистем

Стадии дегра-дации Характеристика состояния лесной экосистемы   Состояние ярусов   Включе-ния нелесных видов
Древостоя Подлеска и крупного подроста Подроста младших возрастов Травостоя Мохово-лишайни-кового покрова
Нулевая Ненарушенные насаждения Сомкнутость древесного полога Полная сохранность нет
I Слабо нарушенные насаждения Полная сохранность Заметное поврежде-ние Слабо затронут Разрежен-ный Не более 10% видового состава
II Средняя степень нарушения покрова Практически полностью сохраняется; наблюдается выпадение отдельных деревьев Заметные повреждения Угнетен-ное Полное исчезнове-ние или незначи-тельные пятна До 50% видового состава
III Значительно нарушенные насаждения (критическое состояние) С нарушенной сомкнутостью Единичные уцелевшие экземпляры Преобла-дание заносных видов Полное исчезно-вение До 80% видового состава
IV Полное разрушенное лесное сообщество Низкая плотность древостоя вплоть до значитель-ного его распада нет нет Господство сорных и луговых видов нет Более 90% видового состава
V Отсутствие сомкнутой растительности (полный кризис) Отдельные деревья в угнетенном состоянии нет нет Пятна сорной раститель-ности в угнетенном состоянии нет Более 90% видового состава

9. Обработка результатов и выводы.Сделайте вывод о степени деградации изученной лесной экосистемы. Какие меры вы можете предложить для стабилизации лесных экосистем в условиях действия антропогенных факторов?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Наши рекомендации