Обработка результатов и выводы. Основываясь на данных таблицы 12, сделайте вывод о степени загрязненности воздуха
Основываясь на данных таблицы 12, сделайте вывод о степени загрязненности воздуха.
Таблица 12
Степень загрязнения воздуха в зависимости от возраста и степени повреждения хвои
Максимальный возраст хвои | Класс повреждений хвои на побегах второго года жизни | ||
I | I-II | III | |
I | II | III-IV | |
II | III | IV | |
- | IV | IV-V | |
- | IV | V-VI | |
- | - | VI |
Условные обозначения степени загрязнения воздуха:
I – идеально чистый;
II –чистый;
III –относительно чистый («норма»);
IV –загрязненный («тревога»);
V –грязный («опасно»);
VI –очень грязный («вредно»);
Прочерком обозначены невозможные сочетания.
По результатам проведенных исследований сделайте вывод о состоянии воздушной среды в изучаемом районе. Обоснуйте возможные причины полученных результатов.__________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Раздел 2: РАСТИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Лес - важнейший растительный ресурс. Площадь лесов - 1/3 поверхности суши (10% поверхности планеты), примерно 40 млн.кв.км.
Тема 2.1. Изучение влияния рекреационных нагрузок на лесные экосистемы
Развитие городов все больше отдаляет людей от естественной природы. Наверное, поэтому горожане с большим удовольствием отправляются в пригородные леса отдохнуть, погулять в лесу. Но, казалось бы, безобидное нахождение людей в лесу является рекреационной нагрузкой на лесную экосистему и вызывает ее постепенное разрушение: уплотнение почв от передвижения людей препятствует прорастанию семян и возобновлению растительности, изменяются условия жизнедеятельности почвенных организмов, сокращается общая численность животных. Малоустойчивые лесные виды сменяются антропогеноустойчивыми и синатропными видами – происходит сукцессия экосистемы, сопровождающаяся обеднением природных сообществ.
Для сохранения разнообразия природных экосистем в условиях антропогенного давления необходимо принимать неотложные меры.
Задание 2.1.1. Определение стадии деградации лесной экосистемы
Исходными данными являются характеристики стадий рекреационной деградации лесных экосистем (таблица 14).
Выполнение работы.
1. Выберите район, в котором будет проводиться обследование лесных экосистем.
2. Составьте карту района.
3. Отметьте на карте близлежащие предприятия, дороги с интенсивным транспортным движением, места отдыха населения, кострища, свалки мусора, дорожки (антропогенная нагрузка).
4. На карте отметьте точки обследования. При высокой антропогенной нагрузке они должны быть расположены на расстоянии 1,5-3 км
5. Проанализируйте основные характеристики рекреационной деградации лесных экосистем.
6. Проведите изучение видового состава. Видовой состав лесных экосистем выясняется с помощью определителей; качественная оценка состояния различных ярусов лесного сообщества проводится в показателях, представленных в таблице 14. Вселение вида (луговая, полевая, придорожная растительность) происходит чаще всего с помощью человека; семена и споры растений также могут быть занесены ветром и животными. Включения нелесных видов подсчитываются в процентах от общего видового состава исследуемой территории.
7. Полученные результаты внесите в таблицу 13.
8. Проведите сравнение результатов вашего исследования с данными таблицы 14.
Таблица 13
Характеристика лесных экосистем обследованных участков
№ участка | Состояние ярусов | Включения нелесных видов | ||||
Древостоя | Подлеска и крупного подроста | Подроста младших возрастов | Травостоя | Мохово-лишайни-кового покрова | ||
Таблица 14
Характеристики стадий рекреационной деградации лесных экосистем
Стадии дегра-дации | Характеристика состояния лесной экосистемы | Состояние ярусов | Включе-ния нелесных видов | ||||
Древостоя | Подлеска и крупного подроста | Подроста младших возрастов | Травостоя | Мохово-лишайни-кового покрова | |||
Нулевая | Ненарушенные насаждения | Сомкнутость древесного полога | Полная сохранность | нет | |||
I | Слабо нарушенные насаждения | Полная сохранность | Заметное поврежде-ние | Слабо затронут | Разрежен-ный | Не более 10% видового состава | |
II | Средняя степень нарушения покрова | Практически полностью сохраняется; наблюдается выпадение отдельных деревьев | Заметные повреждения | Угнетен-ное | Полное исчезнове-ние или незначи-тельные пятна | До 50% видового состава | |
III | Значительно нарушенные насаждения (критическое состояние) | С нарушенной сомкнутостью | Единичные уцелевшие экземпляры | Преобла-дание заносных видов | Полное исчезно-вение | До 80% видового состава | |
IV | Полное разрушенное лесное сообщество | Низкая плотность древостоя вплоть до значитель-ного его распада | нет | нет | Господство сорных и луговых видов | нет | Более 90% видового состава |
V | Отсутствие сомкнутой растительности (полный кризис) | Отдельные деревья в угнетенном состоянии | нет | нет | Пятна сорной раститель-ности в угнетенном состоянии | нет | Более 90% видового состава |
9. Обработка результатов и выводы.Сделайте вывод о степени деградации изученной лесной экосистемы. Какие меры вы можете предложить для стабилизации лесных экосистем в условиях действия антропогенных факторов?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________