Q1 Q2 Объемы производства
Рис. 5.1. Учет экстернальных и социальных издержек в цене
При отсутствии государственного воздействия посредством налогов, штрафов, законов и т.д. с точки зрения производителя без учета экстернальных издержек его оптимальный объем производства равен Q2 (рис. 5.1). В этом случае пересечение кривой частных предельных издержек S2 с кривой спроса D дает цену единицы продукции химического завода, равную Р2. Однако учет дополнительных издержек у «жертв» загрязнения (в примере это лимонадный завод и население), общественных издержек сдвигает кривую предельных издержек влево. Здесь находят свое отражение интересы общества. Экстернальные издержки отражаются в кривой предельных социальных издержек Sl. Теперь точке пересечения кривой Sl с кривой спроса D соответствуют целесообразные с позиций общества объемы производства химического завода Q1 и цена единицы продукции Р1. Учет экстернальных издержек привел к уменьшению «грязного» производства на величину (Q2—Ql) и повысил цену до Р1.
Учет экстерналий с позиций всего общества, отражение экстернальных издержек в цене довольно хорошо разработаны в экономической теории. Однако с практической точки зрения реальный учет внешних эффектов создает большие трудности теоретикам и практикам. Здесь сходится ряд проблем: провалы рынка, недооценка или вообще бесплатность природных благ и услуг, сложность экономической оценки экологического ущерба (более подробно эти проблемы рассмотрены в следующих главах). Эти и многие Другие факторы делают чрезвычайно сложным точный учет экстернальных издержек в конкретных экономических решениях, при разработке различного рода проектов и программ.
На примере с тем же химическим комбинатом рассмотрим в самом общем виде возможный подход для оценки общественных и экстернальных издержек. Данный подход является упрощенным отражением учета экологического фактора в проектном анализе, позволяющим оценить ценность в экономическом плане предлагаемых проектов и принять решение о целесообразности реализации конкретного проекта.
При загрязнении воды химическим комбинатом находящийся ниже по течению реки лимонадный завод вынужден построить дополнительные очистные сооружения для потребляемой воды. Населению придется нести дополнительные расходы на охрану собственного здоровья (установка фильтров для очистки питьевой воды, расходы на лекарства и врачей в случае заболеваний из-за некачественной воды и пр.). Если предположить, что в реке водится рыба и в результате деятельности комбината ее количество уменьшается и качество ухудшается, то рыбаки в поселке будут вынуждены или сменить профессию, или нести дополнительные транспортные расходы при ловле рыбы выше комбината по течению реки. Также приблизительно можно оценить издержки населения в результате утраты рекой рекреационной ценности. Если раньше в реке можно было, например, купаться, то теперь люди вынуждены нести дополнительные транспортные затраты для поиска других рекреационных мест или строить в поселке бассейн с дорогостоящей очисткой и пр. Можно найти еще ряд экстернальных издержек.
Для этого примера общественные издержки в формуле теперь можно записать в следующем виде:
(5.4)
где Ei — экстернальные издержки i вида (i = 1, ..., 4),
Ес — затраты на лимонадном заводе на очистку воды,
Eh — затраты населения на охрану здоровья,
Ef — затраты населения из-за деградации рыбных ресурсов,
Еr — затраты населения из-за потери рекреационной ценности реки.
Конечно, в примере и формуле (5.4) дается упрощенный экономический подход к оценке экстернальных издержек. Тем не менее пример достаточно ярко показывает необходимость учета экстерналий — внешних эффектов — для общества и их компенсации со стороны производителя загрязнений. Необходимо заставить самого загрязнителя оплачивать издержки, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной. Это один из фундаментальных принципов экономики природопользования: «загрязнитель платит».
Процесс превращения внешних экстернальных издержек во внутренние в экономике носит название замыкание, интернализация издержек (internal (англ.) внутренний, не путать с термином «интернационализация» — совершенно противоположный смысл). Один из возможных путей учета общественных интересов состоит в наложении на загрязнителей специального налога, по величине равного экстернальным издержкам. В теории он получил название налога Лигу или пигувианского налога. Важнейшей задачей экономического механизма природопользования, прямых и рыночных регуляторов в сфере охраны окружающей среды является интернализация внешних издержек.
Другой существенный аспект учета общественных интересов в проектном анализе — анализ общего соотношения выгод предприятия-загрязнителя и компенсаций с его стороны «жертвам» загрязнения. Предположим, что наш химический комбинат предполагается только построить. И прибыль от его работы для собственника будет настолько велика, что позволит компенсировать всем жертвам их дополнительные издержки, вызванные загрязнением, и оставит часть прибыли собственнику. Ничьи интересы не будут ущемлены. Эта ситуация соответствует критерию потенциального улучшения по Парето, когда общество получает выгоду от какой-либо деятельности, если по крайней мере один человек получает выгоду и никто не несет потерь.