Объемы производства сельскохозяйственной продукции

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

П р о г р а м м а

производственной ознакомительной практики

Чебоксары 2007

УДК 657 (075.8) Составители: Е.И. Федорова

О.А. Романова

Т.Ю. Васильева

Бухгалтерский учет: Программа производственной ознакомительной практики / Сост. Е.И. Федорова, О.А. Романова, Т.Ю. Васильева. Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2007. 32 с.

Изложены положения, регулирующие организационные и учебно-методические вопросы прохождения производственной ознакомительной практики по бухгалтерскому учету. Содержатся детальные рекомендации по изучению организации и методологии ведения бухгалтерского учета на материалах исследуемой организации (базы практики).

Для студентов III курса дневной формы обучения специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» экономического факультета.

Утверждено Методическим советом университета

Отв. редактор: канд. экон. наук, доцент А.В. Яковлева

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Производственная ознакомительная практика является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится в организациях любой организационно-правовой формы по выбору студентов при наличии вызова от организации (см. прил. 4).

На основании заявления студентов (см. прил. 5) по Университету создается приказ о направлении их на производственную практику и выдается путевка студента-практиканта, которая затем прилагается студентом к отчету о прохождении практики на конкретном объекте исследования с отзывом руководителя от базы практики, заверенная печатью организации.

Производственная практика студентов продолжительностью 4 недели проводится по окончании III курса, в июне-июле.

Ее целью является закрепление теоретических знаний, полученных в университете, и приобретение навыков практической экономической работы с документами, учетными регистрами, а также с техникой ведения бухгалтерского учета при использовании вычислительной техники.

В период прохождения практики студент должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью исследуемой организации, ее учредительными документами, учетной политикой в части финансового и налогового учета, методологией ведения учета на конкретных участках и подобрать фактический материал для написания отчета и одновременно для курсовой работы по бухгалтерскому учету. Данная работа проводится согласно заданию в сроки, установленные календарно-тематическим планом.

Календарно-тематический план составляется по утвержденной форме (см. прил. 2). В плане необходимо указать конкретные места (подразделения, отделы) прохождения практики по каждой теме, фамилию и должность ответственного работника.

Для повышения качества отчета о практике необходимо составлять его по мере ознакомления с каждой темой, отражая в нем выполнение каждого пункта данной программы.

Студенты могут быть зачислены на вакантные оплачиваемые должности, что не освобождает их от выполнения требований, предъявляемых программой практики.

На студентов, проходящих производственную практику, возлагается:

1) ознакомление с организационно-технической структурой исследуемой организации, технологическими процессами, учредительными документами, структурой бухгалтерского аппарата организации, функциями бухгалтерии, организацией внутреннего контроля в организации, учетной политикой организации в части финансового и налогового учета, формой бухгалтерского учета, первичными и сводными документами, учетными регистрами, установленным документооборотом;

2) непосредственное выполнение на рабочих местах учетных работ для приобретения практических навыков ведения учета по каждому из участков;

3) изучение нормативно-законодательных актов в области учета и налогообложения по отдельным участкам;

4) ознакомление с организацией аналитической работы в организации и участие в этой работе;

5) участие в составлении первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской отчетности организации.

На практике студент должен самостоятельно разобраться в документообороте и последовательности учетных работ. При этом необходимо получить ясное представление о производственных процессах, отражающихся в документах и учетных регистрах. Для этого студент должен ознакомиться с работой не только в бухгалтерии, но и в цехах, на участках, отделах и на рабочих местах организации.

Присутствуя при различных хозяйственных операциях и процессах, практикант должен самостоятельно оформить их первичные документы, составить учетные регистры и проследить за всем документооборотом.

В результате практики студент должен получить навыки ведения всех разделов учета: учета основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг), труда и заработной платы, денежных средств, текущих обязательств и расчетов, собственного и заемного капитала, долгосрочных инвестиций и источников их финансирования, финансовых вложений, финансовых результатов и использования прибыли, ценностей, не принадлежащих организации, но имеющихся в наличии, а также навыков в составлении бухгалтерской отчетности.

II. РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ

Методическое руководство практикой осуществляет кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита.

За проведение практики в организации отвечают руководитель практики от кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита и руководитель от базы практики.

Руководитель практики от университета обязан:

- совместно с руководителем от базы практики составить календарно-тематический план работы студента;

- консультировать его по вопросам практики, а также по составлению отчета по проделанной работе;

- постоянно проверять качество работы студента.

В соответствии с Положением о производственной практике студентов организация обязана:

- зачислить студента-практиканта на табельный учет;

- выделить каждому студенту рабочее место и материалы, необходимые для учебного проведения практики;

- назначить руководителя от базы практики.

Руководитель от базы практики обязан:

- обеспечить доброкачественное выполнение работ студентом;

- осуществлять руководство работой студента, давать разъяснения требовать своевременного и качественного выполнения порученных работ по ведению учета;

- проверять соответствие записей в дневнике действительно выполненной на рабочем месте работе и заверять это своей подписью.

В период практики студент-практикант обязан:

- начать практику в установленный срок;

- выполнять правила внутреннего распорядка, действующего в организации, наравне со всеми работниками;

- выполнить все задания по индивидуальному плану в соответствии с данной программой;

- выполнять указания своего руководителя производственной практики от организации;

- вести дневник по установленной форме (см. прил. 3), в котором в обязательном порядке по каждому этапу выполненных работ должна проставляться подпись руководителя от базы практики в качестве отметки о выполнении;

- по окончании практики представить отчет о проделанной работе (см. прил. 1 – форма титульного листа) и защитить его в установленном кафедрой порядке. По решению кафедры (выписка из Протокола заседания кафедры №10 от 16.06.2006 г.) окончательный срок предоставления отчетов и курсовых работ на проверку руководителям от кафедры установлен 10.09.20… г., окончательный срок защиты отчетов и курсовых работ – 15.09.20… г.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Тема 1. Технико-экономическая характеристика организации

Практику начинают с ознакомления с организацией, спецификой ее деятельности, организационной технической структурой, структурой бухгалтерского аппарата, ознакомлением с учредительными документами, учетной политикой в части финансового и налогового учета, организацией синтетического и аналитического учета и др. Руководитель от базы практики проводит практиканта по отделам, цехам, участкам, местам хранения материальных ценностей. Затем студента знакомят с основными финансово-экономическими показателями деятельности организации.

По результатам ознакомления с финансово-хозяйственной деятельностью организации студент готовит ее технико-экономическую характеристику, в которой он отражает следующие вопросы:

1) цель и дата регистрации организации;

2) основные виды деятельности, тип и объем производства, ассортимент выпускаемой продукции (работ, услуг). Такую информацию следует оформить в табличной форме (см. прил. 6, табл. 1) и наглядно отразить в виде схем и диаграмм (см. прил. 6, рис. 1);

3) показатели организационно-технического уровня производства, возраст и изношенность оборудования, хозяйственные связи с поставщиками и покупателями. Организационно-техническую структуру и структуру бухгалтерского аппарата исследуемой организации следует отразить в схематичном виде (см. прил. 6, рис. 2). После изучения работы бухгалтерии студенту следует дать описание структуры учетной службы.

В отчете приводятся основные положения из учетной политики организации в части финансового и налогового учета.

Тема 2. Учет денежных средств и иностранной валюты

Студент должен изучить:

- нормативно-законодательную документацию в области учета денежных средств и операций в иностранной валюте;

- порядок ведения и отражения в учете кассовых операций;

- безналичную форму расчетов;

- учет операций по расчетным и иным специальным счетам, открытым в банке;

- учет денежных документов и переводов в пути;

- оценку операций в иностранной валюте; переоценку остатков по активам и обязательствам, стоимость которых выражена в иностранной валюте; понятие курсовых и суммовых валютных разниц и порядок их отражения в учете;

- особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам, включая учет операций по покупке-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Студенту следует ознакомиться с автоматизированными программами по учету денежных средств и денежных документов в исследуемой организации.

Студенту следует принять участие в проверке наличия денег в кассе, выявить результаты проверки, составить акт и отразить в учете результаты инвентаризации кассы.

Студент должен ознакомиться и самостоятельно составить первичную учетную документацию и учетные регистры по движению наличных и безналичных денежных средств, а также схему документооборота.

Тема 3. Учет финансовых вложений

Студент должен изучить:

- нормативно-законодательную документацию в области учета финансовых вложений;

- виды финансовых вложений, осуществляемых организацией (базой практики) в своей деятельности;

- методологию бухгалтерского учета вложений организации долгосрочного и краткосрочного характера в уставные капиталы сторонних организаций, приобретение ценных бумаг третьих лиц, предоставленные займы и т.п. С этой целью необходимо изучить содержание записей по счету 58 «Финансовые вложения» в синтетическом и аналитическом разрезе;

- порядок формирования и использования резервов под возможное обесценение ценных бумаг и других финансовых вложений и отражения их в учете. С этой целью необходимо изучить содержание записей по счету 59 «Резерв под обесценение финансовых вложений» в синтетическом и аналитическом разрезе.

Студент должен принять участие в составлении и обработке первичной учетной документации и учетных регистров по учету финансовых вложений и составить схемы документооборота по данному участку учета.

Студенту следует ознакомиться с автоматизированными программами по учету финансовых вложений в исследуемой организации.

Тема 4. Учет основных средств и долгосрочных инвестиций в основные средства

Студент должен изучить:

- нормативно-законодательную документацию в области учета основных средств;

- организацию инвентарного учета основных средств, их поступления и выбытия;

- порядок начисления амортизации основных средств;

- методологию учета ремонта основных средств;

- особенности учета основных средств, переданных или полученных организацией в аренду (лизинг).

Студенту необходимо ознакомиться с порядком проведения и оформления инвентаризации основных средств и отражением в учете ее результатов, порядком составления и обработки акта на ликвидацию основных средств, а также с результатами последней переоценки основных средств и отражением изменения их оценки в учете и отчетности.

Студент должен принять участие в составлении и обработке первичной учетной документации и учетных регистров по движению основных средств, начислению амортизации, а также составить схемы документооборота по учету основных средств.

Студенту следует ознакомиться с автоматизированными программами по учету основных средств в исследуемой организации.

Тема 5. Учет нематериальных активов и долгосрочных инвестиций в нематериальные активы

Студент должен изучить:

- нормативно-законодательную документацию в области учета нематериальных активов;

- организацию синтетического и аналитического учета нематериальных активов, их поступления и выбытия;

- порядок начисления амортизации нематериальных активов и определения срока их полезного использования.

Студенту необходимо ознакомиться с порядком проведения и оформления инвентаризации нематериальных активов и отражением в учете ее результатов.

Студент должен принять участие в составлении и обработке первичной учетной документации и учетных регистров по движению нематериальных активов, начислению амортизации, а также составить схемы документооборота по учету нематериальных активов.

Студенту следует ознакомиться с автоматизированными программами по учету нематериальных активов в исследуемой организации.

Тема 6. Учет материальных ценностей

Студенту следует изучить нормативно-законодательную документацию в области учета материально-производственных запасов.

Студент должен выполнить следующие работы:

1) в отделе снабжения ознакомиться с условиями поставок, учета выполнения договоров поставщиками, порядком оплаты счетов за поставленные материалы;

2) в планово-аналитическом отделе ознакомиться с проверкой и регистрацией выписываемых лимитно-заборных карт на отпуск материалов в производство;

3) в бухгалтерии:

- ознакомиться с методом оценки материалов, методологией учета материалов при их приобретении, списании в производство и прочем выбытии;

- ознакомиться с обеспечением контроля за состоянием складских запасов, складским учетом поступления и отпуска материалов в производство, вместе с работником бухгалтерии осуществить сверку складского учета с данными бухгалтерского учета материалов;

- выполнить расчет отклонений от учетной цены израсходованных материалов, плановую и фактическую стоимость приобретенных материалов и материалов, израсходованных в производство за месяц, определить остатки материалов на складе по фактической стоимости и по учетным ценам при применении в организации оценки стоимости материалов по твердым учетным ценам;

- ознакомиться с методологией ведения учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР), выполнить расчет ТЗР по материалам, списанным в производство за месяц;

- изучить методику списания горюче-смазочных материалов (ГСМ) и порядок отражения их в учете;

- изучить особенности учета специальной оснастки, специальной одежды и специальных приспособлений на складах и в эксплуатации;

- ознакомиться с порядком проведения инвентаризации материальных запасов (принять участие в ее проведении), ее оформлением и отражением результатов в учете;

- ознакомиться с автоматизированными программами по учету материальных ценностей в исследуемой организации.

Студент должен принять участие в составлении и обработке первичной учетной документации и учетных регистров по движению материальных ценностей и составить схемы документооборота по данному участку учета.

Тема 7. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)*

Студенту следует изучить:

- нормативно-законодательную документацию в области учета затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг);

- применяемый в организации метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;

- объекты учета затрат, объекты калькулирования, калькуляционные единицы, номенклатуру производственных затрат;

- состав общепроизводственных, общехозяйственных, коммерческих расходов, расходов будущих периодов исследуемой организации;

- порядок составления калькуляции себестоимости готовой продукции;

- первичную документацию по выработке продукции, использованию материалов и оборудования и т.д., по начислению заработной платы и отчислений на социальные нужды; документы по выполнению работ, услуг вспомогательными производствами, обслуживающими производствами и хозяйствами;

- учет и распределение общепроизводственных, общехозяйственных, коммерческих расходов, расходов вспомогательных производств, обслуживающих производств и хозяйств;

- организацию сводного учета затрат на производство;

- методику составления ведомостей распределения косвенных расходов организации, заработной платы, отчислений на социальные нужды, начисленной амортизации по счетам производственных затрат и самостоятельно составить ведомости распределения затрат по счетам и сводную ведомость затрат на производство.

Студент должен изучить порядок оценки остатков незавершенного производства на конец периода и определения фактической себестоимости выпуска готовой продукции за месяц.

Студенту следует ознакомиться с автоматизированными программами по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в исследуемой организации.

Тема 8. Учет труда и заработной платы

Студенту следует изучить нормативно-законодательную документацию в области учета расчетов организации с персоналом по оплате труда и выплат социального характера.

Студент должен выполнить следующие работы:

1) в отделе кадров ознакомиться с порядком документального оформления приема, перевода, увольнения работников, организацией табельного учета;

2) в цехах, участках, производствах, иных структурных подразделениях организации ознакомиться с оформлением первичной документации по учету труда и заработной платы, с нормами выработки, нормами времени и сдельными расценками;

3) в расчетном отделе бухгалтерии:

- ознакомиться с техникой ведения лицевых счетов работников;

- изучить порядок начисления заработной платы при сдельной, повременной форме оплаты труда, премий, отпускных, пособий по временной нетрудоспособности и иных вознаграждений за труд, порядок удержаний из заработной платы работников, включая обложение налогом на доходы физических лиц;

- составить расчетную (расчетно-платежную) ведомость по одному подразделению;

- ознакомиться с документацией по депонированию заработной платы и порядком ее выдачи депонентам;

- изучить организацию синтетического учета расчетов по оплате труда и принять участие в составлении учетных регистров по данному участку учета;

- ознакомиться с автоматизацией расчетно-учетных работ по оплате труда.

Тема 9. Учет готовой продукции (работ, услуг) и ее продажи

Студенту следует изучить нормативно-законодательную документацию в области учета выпуска и продажи готовой продукции.

Студенту необходимо ознакомиться со следующими вопросами:

- обеспечением контроля за состоянием складских запасов, складским учетом поступления и отпуска готовой продукции, вместе с работником бухгалтерии осуществить сверку складского учета с данными бухгалтерского учета готовой продукции;

- порядком документального оформления поступления готовой продукции из производства, ее отгрузки и продажи на сторону;

- используемым методом оценки готовой продукции;

- организацией синтетического и аналитического учета готовой продукции (товаров отгруженных, выполненных работ, оказанных услуг) на складе и в бухгалтерии;

- организацией сбытовой деятельности, перечнем покупателей и условиями поставки готовой продукции;

- организацией оперативного учета и контроля за выполнением договорных обязательств;

- применяемой методологией учета выпуска и продажи готовой продукции;

- учетом расходов на продажу продукции, их составом в исследуемой организации;

- порядком проведения инвентаризации готовой продукции (принять участие в ее проведении), ее оформлением и отражением результатов в учете.

Студенту необходимо рассчитать фактическую и плановую себестоимость готовой продукции, выпущенной из производства и проданной на сторону за месяц с использованием отклонений от плановой себестоимости, а также определить остатки готовой продукции на складе по фактической себестоимости и по учетным ценам при применении в организации оценки себестоимости готовой продукции по твердым учетным ценам.

Студент должен принять участие в составлении и обработке первичной учетной документации и учетных регистров по движению готовой продукции и составить схемы документооборота по данному участку учета.

Студенту следует ознакомиться с автоматизированными программами по учету готовой продукции в исследуемой организации.

Тема 10. Учет финансовых результатов и использования прибыли

Студенту необходимо изучить:

- нормативно-законодательную документацию в области формирования и использования финансовых результатов деятельности организации, налогообложения прибыли.

- состав доходов и расходов от обычных видов деятельности, прочих доходов и расходов, формируемых в исследуемой организации;

- организацию аналитического и синтетического учета финансовых результатов деятельности организации;

- методологию бухгалтерского учета доходов будущих периодов и их состав в исследуемой организации;

- порядок налогообложения прибыли отчетного периода с учетом ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;

- организацию учета распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, порядок распределения прибыли прошлых лет и порядок образования и использования фондов и резервов организации.

Студенту следует самостоятельно произвести расчеты по выявлению прибыли (убытка) от продажи продукции (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов, прочих товарно-материальных ценностей и т.п., отразить их в учетных регистрах.

Студенту следует ознакомиться с автоматизированными программами по учету финансовых результатов деятельности организации и их использованию, применяемыми в исследуемой организации.

Тема 11. Учет расчетных операций

Студент должен ознакомиться с организацией синтетического и аналитического учета по расчетам исследуемой организации с разными дебиторами и кредиторами:

1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Студенту следует изучить формы расчетов с поставщиками и подрядчиками, условия договоров на поставку товарно-материальных ценностей, порядок оформления актов сверки расчетов с другими организациями (произвести сверку расчетов и составить акт сверки), порядок документального оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками, методологию синтетического и аналитического учета по данному участку, включая учет авансов выданных и векселей полученных.

2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. Студенту следует изучить формы расчетов с покупателями и заказчиками, условия договоров на реализацию готовой продукции (работ, услуг), порядок документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками, порядок рассмотрения претензий покупателей, выявления причин и виновников этих претензий, методологию синтетического и аналитического учета по данному участку, включая учет авансов полученных, векселей выданных, резервов по сомнительным долгам.

3. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Студенту следует ознакомиться с системой налогов и сборов, которыми облагается исследуемая организация, перечнем льгот при налогообложении, используемым в организации; изучить порядок расчета и уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, транспортного налога, налога на имущество, земельного налога и др., а также изучить содержание записей по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» в синтетическом и аналитическом разрезе.

4. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Студенту следует изучить порядок расчета и уплаты страховых взносов в социальные внебюджетные фонды по единому социальному налогу, обязательному пенсионному страхованию, страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, ознакомиться с перечнем льгот при уплате страховых взносов на социальное страхование и обеспечение, используемым в организации, а также изучить содержание записей по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в синтетическом и аналитическом разрезе.

5. Учет расчетов с подотчетными лицами. Студенту следует установить перечень лиц, имеющих право на получение наличных денежных средств под отчет, наличие приказов на командировку, своевременность предоставления авансовых отчетов с погашением задолженности; проверить и обработать несколько авансовых отчетов подотчетных лиц, а также изучить содержание записей по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в синтетическом и аналитическом разрезе. Студенту следует ознакомиться с учетной политикой организации в части установления нормативов по командировочным и представительским расходам, включаемым в себестоимость продукции (работ, услуг), и определить состав таких расходов в исследуемой организации.

6. Учет расчетов с учредителями. Студенту следует изучить содержание учредительных документов базы практики; перечень учредителей и их доли в уставном (складочном) капитале организации; виды имущества, внесенного учредителями в счет погашения задолженности по взносам в уставный (складочный) капитал; содержание протоколов решения Совета директоров организации в части использования чистой прибыли; порядок начисления дивидендов, процентов и других доходов, подлежащих уплате учредителям за долевое участие в деятельности организации, а также изучить содержание записей по счету 75 «Расчеты с учредителями» в синтетическом и аналитическом разрезе.

7. Учет расчетов разными дебиторами и кредиторами. Студенту следует ознакомиться с составом и назначением прочих дебиторов и кредиторов исследуемой организации, документальным оформлением операций по данному участку учета, изучить содержание операций по счетам 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Студент должен принять участие в составлении и обработке первичной учетной документации и учетных регистров по расчетам с разными дебиторами и кредиторами и составить схемы документооборота по данному участку учета.

Студенту следует ознакомиться с автоматизированными программами по учету расчетов исследуемой организации с разными дебиторами и кредиторами.

Тема 12. Учет собственного и заемного капитала

Студент должен изучить нормативно-законодательную документацию в области формирования и использования уставного, добавочного, резервного капитала, нераспределенной прибыли, фондов специального назначения, целевого финансирования, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, а также привлечения кредитов и займов со стороны во временное пользование.

Студенту следует изучить:

- содержание учредительных документов базы практики в части формирования уставного (складочного) капитала организации; виды имущества, внесенного учредителями в счет погашения задолженности по взносам в уставный (складочный) капитал;

- содержание протоколов решения Совета директоров, учетной политики организации, пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности в части формирования и использования резервного капитала, добавочного капитала, чистой (нераспределенной) прибыли, фондов специального назначения, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов;

- условия кредитных договоров и дополнительных соглашений к ним, имеющихся в организации (цель кредита (займа), виды залогового, гарантийного обеспечения по кредиту (займу), процентная ставка, сроки уплаты основной суммы долга и процентов по ней и т.п.);

- порядок начисления и отражения в учете процентов за привлеченные кредиты и займы;

- содержание записей по счетам 80 «Уставный капитал», 81 «Собственные акции (доли)», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование», 96 «Резервы предстоящих расходов», 14 «Резерв под снижение стоимости материальных ценностей», 59 «Резерв под обесценение финансовых вложений», 63 «Резерв по сомнительным долгам», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в синтетическом и аналитическом разрезе.

Студенту следует ознакомиться с автоматизированными программами по учету собственного и заемного капитала в исследуемой организации.

Тема 13. Особенности учета в организациях непроизводственного назначения

Данный раздел отчета студент выполняет в том случае, если базой практики является бюджетное учреждение, кредитная организация, страховая компания, торговая фирма и т.п.

Студент должен изучить нормативно-законодательную документацию в области учета и налогообложения данной организации, особенности ведения учета по тем или иным участкам:

1) в банках и иных кредитных организациях – учет депозитных операций, учет ссудных операций, учет расчетных операций, учет валютных операций и т.п.;

2) в страховых компаниях – учет страховых премий, учет страховых выплат, учет операций перестрахования, учет страховых резервов и т.п.

3) в бюджетных организациях – учет нефинансовых активов, учет финансовых активов, учет расчетов по обязательствам, учет санкционирования расходов бюджета и т.п.

4) в торговых организациях – учет покупки-продажи товаров в розничной (оптовой) торговле, учет торговой наценки, учет издержек обращения и т.п.

Студент должен принять участие в составлении и обработке первичной учетной документации и учетных регистров и составить схемы документооборота по данным участкам учета.

Студенту следует ознакомиться с автоматизированными программами, используемыми в специализированном институте (базе практики).

Тема 14. Автоматизация учета

Студенту необходимо ознакомиться с вычислительной техникой и программами, автоматизирующими решение отдельных задач бухгалтерского учета по каждому участку учета; требованиями, предъявляемыми к этим программам, их возможностями и условиями эксплуатации.

IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА О ПРАКТИКЕ

После окончания практики студент оформляет отчет и представляет его для проверки руководителям от базы практики и от кафедры.

К отчету должны быть приложены:

1) путевка студента-практиканта с письменным отзывом администрации организации о работе практиканта за подписями руководителя организации, руководителя практики и оттиском печати организации;

2) индивидуальный календарно-тематический план за подписями руководителей от базы практики и кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита;

3) дневник прохождения практики с отметками руководителя практики о качестве выполненной работы за подписью студента-практиканта.

Текст отчета должен быть выполнен на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4 размером 210 х 297 мм через два интервала. Число строк на листе должно быть 28-30, в строке 60 знаков, считая промежутки между словами.

Страницы отчета должны иметь поля: левое – 25-30, верхнее – 20, правое – 10-15, нижнее – 20 мм.

Первую строку каждого абзаца текста следует печатать, отступив на 5 знаков от границы левого поля (7 мм).

Объем отчета с учетом таблиц, схем, графиков, иллюстраций не должен превышать 60 страниц машинописного текста, или 90 страниц рукописного.

Все страницы отчета нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на нем цифра «1» не ставится. На следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Порядковый номер печатается в середине верхнего поля страницы арабскими цифрами без кавычек и тире на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа.

В тексте отчета должны быть сделаны ссылки на приложения, заполненные и пронумерованные.

По окончании практики проводится защита отчета по кафедре. Отчет принимает комиссия в составе преподавателей кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Комиссия дает итоговую оценку результатов работы студента, которая включается в Приложение к диплому об окончании университета.

С 01 сентября 2006 года по решению кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита (выписка из Протокола заседания кафедры №10 от 16.06.2006 г.) окончательный срок предоставления отчетов и курсовых работ на проверку руководителям от кафедры установлен 10 сентября, окончательный срок защиты отчетов и курсовых работ – 15 сентября.

В случае недобросовестного отношения к практике, отрицательного отзыва от организации и нарушения дисциплины студент исключается из университета.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец титульного листа Отчета о практике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

ОТЧЕТ

о производственной практике по бухгалтерскому учету

на ________________________________________________________________

(наименование организации)

студента группы ___________________

__________________________________

(Ф.И.О.)

Руководители практики:

от организации:

__________________________________

(должность, Ф.И.О.)

от университета:

__________________________________

(должность, Ф.И.О.)

Дата сдачи отчета __________________

Дата защиты _______________________

Оценка ___________________________

Чебоксары 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерный календарно-тематический план

производственной практики по бухгалтерскому учету

студента III курса экономического факультета

Тема Количество дней
1. Ознакомление с технико-экономической характеристикой организации, ее учредительными документами, структурой, технологией, видами изготавливаемой продукции (работ, услуг); с приказом об учетной политике в части финансового и налогового учета
2. Учет денежных средств и иностранной валюты
3. Учет финансовых вложений
4. Учет основных средств и долгосрочных инвестиций в основные средства
5. Учет нематериальных активов и долгосрочных инвестиций в нематериальные активы
6. Учет материальных ценностей
7. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8. Учет труда и его оплаты
9. Учет выпуска и продажи готовой продукции (работ, услуг)
10. Учет финансовых результатов и использования прибыли
11. Учет расчетных операций с поставщиками, покупателями, бюджетом, социальными внебюджетными фондами, учредителями, прочими дебиторами и кредиторами
12. Учет собственного и заемного капитала
Итого

Руководитель от базы практики _______________ /И.О. Фамилия/

М.П.

Руководитель от кафедры

бухгалтерского учета, анализа

и аудита ________________ /И.О. Фамилия/

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Дневник

прохождения производственной практики

Студент ___________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Факультет _________________________ Курс _____ Группа ______________

Место прохождения практики ________________________________________

__________________________________________________________________

Руководитель практики ______________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

Начало практики «___» ____________ 200__ г.

Конец практики «___» ____________ 200__ г.

Месяц, число Тема практики Место выполнения работ Краткое описание выполненной работы Отметка руководителя практики о качестве выполненной работы

Студент __________________________

Дата составления отчета «___» ____________ 200__ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Образец письма-вызова

Наименование организации Справочные данные об организации (юридический адрес) Дата ______________ № __________ На № __________ от ______________     О согласии организации принять студента на производственную практику   Декану экономического факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова Яковлеву А.Е.

Уважаемый Анатолий Егорович!

Просим Вас направить студента III курса группы ЭК-__________ Иванова Ивана Ивановича, обучающегося по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», в нашу организацию для прохождения производственной практики. Прохождение производственной практики согласно утвержденной программе гарантируем.

С уважением

Директор П.П. Петров

М.П.*

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Образец заявления студента

Декану экономического факультета Чувашского госуниверситета

Львову И.В.

студента III курса группы _________

Иванова Ивана Ивановича

заявление.

Прошу Вас направить меня для прохождения производственной ознакомительной практики по бухгалтерскому учету на ________________________

__________________________________________________________________

(наименование организации)

в соответствии с их заявкой.

Приложение: письмо-вызов __________________________________________

__________________________________________________________________

(наименование организации)

Студент И.И. Иванов

00.00.2000

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Таблица 1

Объемы производства сельскохозяйственной продукции

ЗАО «Прогресс» по видам в 2005-2006 гг., тыс. р.

Виды продукции
1. Пшеница 2 093 3 572
2. Рожь 1 706 2 891
3. Ячмень
4. Гречиха
5. Прочие 1 136
Итого 4 835 8 280

Объемы производства сельскохозяйственной продукции - student2.ru

Рис 1. Структура объемов производства сельскохозяйственной продукции ЗАО «Прогресс» по видам в 2005-2006 гг.

Объемы производства сельскохозяйственной продукции - student2.ru Рис. 2. Организационно-техническая структура ОАО «Пивоваренная фирма «Янтарь»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цели и задачи производственной практики……………………………………..……3

Руководство практикой и обязанности студентов…………………………………...5

Содержание производственной практики..……………………………………..…….7

Составление отчета о практике…………………………………………………..…..21

Приложения…..……………………………………………………………….……….24

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Программа

производственной ознакомительной практики

Отв. за выпуск Т.В. Пенкина

Подписано в печать 17.08.2005. Формат 60х84/16. Бумага газетная.

Печать оперативная. Усл. печ. л. 2,56. Уч. – изд. л. 2,34.

Тираж 200 экз. Заказ № _____.

Чувашский государственный университет

Типография университета

428015 Чебоксары, Московский просп., 15.

* При прохождении практики в бюджетных организациях, страховых компаниях, банках данный раздел отчета называется «Учет расходов организации», в торговых организациях – «Учет издержек обращения».

* Оттиск печати организации-базы практики не требуется в том случае, если письмо-вызов напечатано на фирменном бланке организации.

Наши рекомендации