Тема 11. Санитарно-эпидемиологическая безопасность

Понятие СЭБН. Законодательство РФ в области обеспечения СЭБН. Здоровье населения и его основные показатели. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека. Характеристика здоровья населения России. Пути обеспечения СЭБН. Виды возбудителей инфекционных заболеваний. Механизм передачи инфекционных заболеваний. Характеристика эпидемиологически опасных заболеваний. Основные противоэпидемиологические и санитарно-гигиенические мероприятия. Правила личной и общественной гигиены.

Тема 12. Пожарная безопасность

Общие требования пожарной безопасности. Причины пожаров и взрывов. Показатели пожаровзрывоопасности веществ и материалов. Система предотвращения пожаров. Система противопожарной защиты. Организационно-технические мероприятия. Организация пожарной охраны и тушения пожаров. Методы и средства тушения пожаров.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Содержание дисциплины распределяется между лекционными, практическими, интерактивными формами занятий и самостоятельной работой студентов. Целью лекций является изучение основ курса, освещение проблем безопасности и путей их обеспечения.

Практические занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» проводятся по учебно-методическому плану. На практическом занятии проверяется результативность самостоятельной работы студентов по изучению теоретических вопросов программы дисциплины, указанных в данном плане, выделяются самые важные моменты темы, даются исчерпывающие объяснения.

С целью прочного усвоения знаний студентами, развития у них активного мышления используется метод разбора конкретных ситуаций, представленных в виде тестов и вопросов, включающих определение проблем и причин их возникновения, путей и вариантов их решения, а также выполнение тестовых и контрольных заданий.

Данная форма работы позволяет студентам проверить свои знания, систематизировать их, а затем использовать при подготовке к зачёту и в дальнейшей практической работе.

В процессе интерактивных занятий планируется экскурсия в территориальные органы МЧС, а также приглашение на занятия специалистов по рукопашному бою для проведения уроков самообороны, представителей санитарно-эпидемиологических служб.

Для методологического обеспечения самостоятельной работы необходимы:

- учебно-методический комплекс по дисциплине;

- список рекомендованной основной, нормативно-правовой, дополнительной литературы и интернет-источников;

- методические рекомендации по изучению тем дисциплины и выполнению контрольных заданий;

- методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине.

Итоговая оценка знаний проводится по результатам опроса. Контроль за выполнением студентами каждого вида работ осуществляется поэтапно и служит основанием для промежуточной и итоговой аттестации.

Тема 1. Теоретические основы БЖД.

В ходе изучения данной темы студенты должны акцентировать своё внимание на месте БЖД в системе знаний. Определить цель, задачи и предмет БЖД. Уяснить понятие безопасности, виды безопасности, структурные уровни. Особое внимание уделить ключевому понятию БЖД – опасности, как сложному понятию, её характеристике (таксономия, номенклатура, идентификация и квантификация), а также риску. Знать виды риска, теорию приемлемого риска, определения вредных и опасных факторов. Чётко уяснить принципы, методы и средства обеспечения БЖД.

Рекомендуемая литература (1-5).

Тема 2. Управление БЖД

Студенты должны акцентировать своё внимание на изучении основных законов обеспечения БЖД, государственных стандартах, инструкциях, положениях и других нормативно-правовых и нормативно-технических документах обеспечения БЖД в области охраны труда, охраны природной среды, в чрезвычайных ситуациях. Знать организационные основы управления БЖД в этих областях.

Рекомендуемая литература (1-6, н-п источники 2, 14, 20,21, и-р 1,3,4 )

Наши рекомендации