Факторы окружающей среды и специфика их воздействия на человека. Экологическая модель социальных влияний
Окружающая среда – это совокупность биотической, абиотической и социальной сред совместно и непосредственно оказывающих влияние на людей и их хозяйство.
Классификация окружающей среды по Н.Ф. Реймерсу:
1. Интимная среда (жилье, семья, соседи и др.)
2. Ближняя среда (населенный пункт, город, деревня и т.д.)
3. Дальняя среда (региональная, некоторые территории)
4. Глобальная среда (влияние событий на Земле и в космосе).
Компоненты окружающей среды:
- природный (естественный ландшафт)
- техногенный (все, что создано человеком)
- социально-экономический (другие люди)
Факторы окружающей среды:
I. По природе:
1. природные,
2. социально-экономические,
3. смешанные.
II. По типу совместного воздействия на человека:
1. усиливающие общий эффект,
2. ослабляющие общий эффект,
3. активно не взаимодействующая.
Экологическая модель социальных влияний. – Согласно этой экологической модели, развитие человека — это динамический процесс, идущий в двух направлениях. Растущий человек постоянно испытывает воздействие со стороны различных элементов окружающей его среды и в то же время сам активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду. Модель социальных влияний предложена американским психологом У. Бронфенбреннером. Экологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую систем, которые обычно изображаются с помощью концентрических колец. У. Бронфенбреннер выделил 4 системы, влияющих на человека.
В центре находится человек – 1.
1 система – микросистема (субъект и его ближайшее окружение, семья и т.д.)
2 система – мезосистема (связь между микросистемами).
3 система – экзосистема (элементы социальной среды, в которых человек не играет ролей, которые опосредованно влияют на развитие, например, администрация и т.д.).
4 система – мегасистема (традиции, законы, нормы культуры, в которой находится человек).
Микросистему, или первый уровень модели, в любой период жизни составляют люди и объекты в непосредственном окружении ребенка. Именно этот уровень традиционно привлекает внимание психологов. Но Бронфенбреннер им не ограничивается. Он указывает, что взаимосвязями двух или более микросистем (например, семьи и детского сада) образуется второй уровень — мезосистема. Экзосистема имеет отношение к тем уровням социальной среды или общественным структурам, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта человека, тем не менее влияют на него. Например, предприятие, где работает мать ребенка, может разрешить ей гибкий производственный график, что позволит ей больше внимания уделять воспитанию и косвенно повлияет на развитие ребенка. В то же время возможность свободнее распоряжаться своим временем и большую его часть уделять воспитанию будет способствовать душевному равновесию матери и косвенно скажется на повышении производительности ее труда.
В отличие от других уровней, макросистема не имеет отношения к определенному окружению, а включает в себя жизненные ценности, законы и традиции той культуры, в которой живет человек. Например, правила, согласно которым дети с задержками развития могут обучаться в массовой школе, вероятно, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как этих детей, так и их «нормальных» сверстников. В свою очередь, успех или провал этого педагогического начинания может содействовать или, напротив, помешать дальнейшим попыткам интегрировать отстающих детей в массовую школу.
5. Понятия «качество среды» и «качество жизни».
Качество среды - мера соответствия природных условий потребностям живых организмов.
Критерии качества окружающей среды:
1. Геономические – критерии, характеризующие явления и процессы, которые обуславливают физико-географические и биоклиматические отличия участков земной поверхности.
2. Биогеохимические – критерии, характеризующие естественные биогеохимические циклы и их нарушение.
3. Экогенетические – характеризуют процессы исторического преобразования биоценозов и экосистем.
4. Ценологические – отражают видовой состав ценозов и разнообразие в них жизненных форм организмов.
5. Продукционно-биологические – критерий, характеризующий интраэкосистемный и экстраэкосистемный массоэнергообмен.
6. Геогигиенический – характеризует естественную способность воздуха, вод и почв к сохранению своих физических, химических и механических свойств.
7. Санитарные – критерий, характеризующий эффективность мероприятий, направленных на сохранение и восстановление нормальной жизнеспособности организмов при нарушении окружающей среды.
Качество среды обуславливает качество жизни.
Качество жизни (для человека) – совокупность условий физического, умственного и социального благополучия, определяемых взаимодействующими факторами окружающей среды.
Критерии качества жизни:
1. Биогигиенические – характеризуют состояние здоровья человека.
2. Социологические – взаимодействие людей в процессе освоения ими природы.
3. Демографические – это своеобразие численности возрастного и полового состава популяции, характеризует динамику рождаемости и смертности.
4. Нозологические – отражают состояние заболеваемости.
5. Популяционно-генетические – отражают наследственную патологию.
6. Трофологический – отражает оптимальность питания.
7. Санитарные – мероприятия по созданию условий, устранению последствий.
Основные законы экологии.
1. Закон сохранения вещества и закон сохранения энергии.
Любые физические, химические или иные изменения не приводят к исчезновению вещества или получению его из ничего.
Любые превращения энергии не позволяют получить ее больше, чем было затрачено изначально.
2. Второй закон термодинамики.
При любом энергетическом процессе, текущем самопроизвольно происходит переход энергии из концентрированной формы в рассеянную.
3. Закон внутреннего динамического равновесия.
Энергия, вещество, информация и динамические качества отдельных природных систем, включая биосферу в целом взаимосвязаны, и любые изменения одного из их компонентов вызывают структурные, количественные и качественные изменения всех других компонентов, сохраняя общую сумму качеств системы.
4. Закон биогенной миграции атомов (Вернадский).
Миграция химических элементов на Земной поверхности и в биосфере осуществляется под превосходящим влиянием живого вещества.
5. Закон константности (Вернадский).
Количество живого вещества биосферы за определенное биологическое время есть величина постоянная.
6. Закон максимума биогенной энергии (Вернадский, Бауэр).
Любая биологическая система, находящаяся в состоянии стойкого неравновесия увеличивает, развиваясь, свое влияние на среду. В процессе эволюции выживают только те виды, которые увеличивают влияние на среду.
7. Закон минимума.
Стойкость организма или системы определяется самым слабым звеном в цепи ее экологических потребностей.
8. Закон генетического разнообразия.
Все живое генетически разное, имеет тенденцию к увеличению генетической разнородности.
9. Закон ограниченности естественных ресурсов.
Все ресурсы на Земле являются исчерпаемыми.
10. Закон единонаправленности потока энергии.
11. Закон пирамиды энергии.
С одного трофического уровня экологической пирамиды на другой переходит не более 10% энергии.
12. Закон равнозначности условий жизни.
Все естественные условия среды, необходимые для жизни, играют равнозначные роли.
13. Закон физико-химического единства живого вещества.
Законы Б. Коммонера:
Все связано со всем.
Все должно куда-то деваться.
Природа знает лучше.
Ничто не проходит напрасно.