Соотношение Земельного права со смежными отраслями права
Реализация земельных отношений часто бывает связана с возникновением и реализацией отношений по поводу использования иных природных ресурсов (объектов), объектов недвижимости, особо охраняемой территорий. А также по поводу охраны окружающей среды - поскольку земля сама является ценным природным объектом. В связи с этим ст.3 Земельного кодекса РФ определяет, что подобного рода отношения (по поводу использования недр лесов, водного фонда и др.) регулируются иным, нежели земельным законодательством. В то же время земельные отношения, если они возникают в связи с использованием какого-либо природного объекта, могут быть урегулированы земельно-правовыми нормами, установленными нормативными правовыми актами природоресурсного (лесного, водного законодательства, законодательства о недрах), законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых территориях. Как правило, эти нормы, регулирующие использование определенной категории земель, правовой режим которой подчинен правовому режиму конкретного природного ресурса или объекта. Так, отношения по поводу использования и охраны лесного фонда регулируются кроме Земельного еще и Лесным кодексом, отношения по поводу земель водного фонда - соответственно Водным кодексом и т.д. Например, Лесной кодекс определяет особенности правового режима земель лесного фонда, степень подчиненности их правовому режиму лесов, произрастающих на этих землях, закрепляет классификацию земель лесного фонда на лесные и нелесные земли (ст.7, 8, 63-66). Водный кодекс, в свою очередь, устанавливает особенности правового режима земель водного фонда, в частности в водоохранных зонах, зонах санитарной охраны источников водоснабжения, округах санитарной охраны лечебных ресурсов, зонах чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах (ст.112, 115, 116).
Принятие специального Закона "О землеустройстве", равно как и подробная регламентация порядка предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в Земельном кодексе (ст.30, 32) позволяют сделать вывод о том, что при регулировании земельных отношений особое внимание стало уделяться юридической процедуре перераспределения земель, изъятия и предоставления земельных участков, организации и планировке (зонированию) земельной территории, межеванию объектов землеустройства, составлению карт объектов землеустройства. Данные виды отношений выходят за традиционные рамки материальных норм земельного права и относятся к земельно-процессуальным..
Статья 3 Земельного кодекса не только определяет отношения, регулируемые земельным законодательством. Она разграничивает также смежные предметы правового регулирования. Кодекс устанавливает следующие правила:
· к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов. Охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы;
· к земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством;
· имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Заслугой Земельного кодекса, среди прочих, является то, что он в сфере регулирования земельных имущественных отношений не ограничивается отсылочными диспозициями на конкретные нормы ГК РФ, а идет по пути самостоятельного регулирования, к примеру, порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд(ст.48 ЗК), порядка ограничения права на земельный участок (ст.56 ЗК), порядка возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных и иных нужд (ст.57, 58 ЗК), порядка восстановления права на земельный участок.
Общепризнанные положения теории права, в том числе земельного, является то, что в основе возникновения, изменения и прекращения правоотношений по поводу земли выступают юридические факты.