Финансирование мероприятий по охране окр среды
Впервые вопрос о необх-сти создания экологических фондов возник в отечеств лит-ре на рубеже 70—80-х годов 20 в. в связи с проблемой поиска и распределения ср-в на природоохр мероприятия и разработкой сис-мы платежей и штрафов за загрязнение окр среды. Такие фонды образ-ся за счет ср-в предприятий-загрязнителей, гос дотаций и ср-в бассейновых органов. Опыт стран, внедряющих такие фонды, показывает, что условиями эффективного исп-ния их ср-в явл-ся наличие конкретных природоохр программ и ограничение числа членов фонда, что позволяет более точно определять размеры вкладов отдельных предприятий и последующее распределение ср-в. В рамках суперфонда сформирован спецфонд за счет штрафов компаний, у котбыли случаи загрязнения окр среды опасными веществами. В РБ целевой внебюджетный фонд охраны природы был учрежден в 1990 г, а позднее создание его получило правовую основу в соответствии с Законом РБ "Об охране окр среды" (1992), кот четко определил важнейшие источники финансирования эколог-х программ и мероприятий по охране окр среды: республиканский и местные бюджеты; ср-ва юридических лиц, добровольные взносы населения, иностр граждан, а также иных источников: республ-кий, местные внебюджетные фонды и общ-ные фонды охраны природы; кредиты банков. Помимо указанных источников внебюджетные фонды пополнялись за счет платежей за выдачу лицензий на природопольз-ние, ср-в от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции, инвалютных поступлений, полученных по искам от иностранных физ и юрид лиц за нарушение природоохр законод-в. Внебюджетный фонд охраны природы стал именоваться гос целевым бюджетным фондом охраны природы.По мере развития и оздоровления экономики осн-ную часть расходов по нормализации эколог-кой обстановки должны взять на себя предприятия, и надобность в целевых фондах сама собой отпадет. В наст же время политику инвестирования эколог сферы следует строить на основе собственных ср-ств субъектов хоз-ования, ср-в природоохр фондов, а также привлекать для этого возможных инвесторов.
52.Экологическое страхование: сущность, виды, формы.
В мировой практике эколог страхование означает страх-е ответственности объектов — источников повышенного экологич-го риска — за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного загрязнения окр среды и эконом-ое стимулирование предотвращения данного загрязнения. Цель экологического страхования состоит в наиболее полной компенсации нанесенного эколого-эконом ущерба. Суть страхования заключ в объединении ресурсов отд-ых собственников в целях компенсации возможных убытков любому из них. Экономическому подсчету поддается ущерб, нанесенный населению; окружающей среде; хоз сфере региона. Различают след виды эколог страхования: личное, имущественное, экологической ответственности. Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан; в страховании экологической ответственности отд-ые граждане не участвуют, хотя оно и затрагивает их интересы, создавая дополнит финансовые гарантии компенсации эколого-экономущерба. Эколог страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от вредных воздействий. Эколог страхование может осущ-ся в добровольной и обязат-ой форме. Добровольное осущ-ся на основе договора м/д страхователем и страховщиком. Обязат-ое страх-е происходит в соответствии с законом. Обязат-му страх-ю подлежат предприятия, внесенные в утвержденный в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов. Эколог страх-ие особенно выгодно для экологически опасных произв-в, поскольку уменьшает в конечном итоге их издержки по компенсации ущерба в случае аварий, т.к в соотв-вии со страховым договором значит-ную часть этих затрат несет страховой эколог фонд, выступающий в роли страховщика. Весьма важно для экологического страхования также конкретизировать виды и размеры ущерба, возмещаемого третьим лицам.