ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Биологическая практика
Учебная
Биологическая практика
Методические указания
по учебной биологической практике
для студентов специальности 36.05.01 – «Ветеринария»
и направления подготовки 36.03.02. «Зоотехния»
очной, очно-заочной и заочной форм обучения
КАРАВАЕВО
Костромская ГСХА
УДК 573
ББК 28.0
Б 63
Составители: сотрудники кафедры анатомии и физиологии животных ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА к.б.н., доцент Т.В. Калыш, д.б.н, профессор Л.П. Соловьёва, к.б.н. доцент Н.П. Горбунова
Рецензент: к.в. н., доцент кафедры эпизоотологии, паразитологии и микробиологии Королёва С.Н.
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета ветеринарной медицины и зоотехнии протокол № ___ от _________ 2015 года.
Б 63 Биологическая учебная практика:методические указаниядля студентов специальности 36.05.01 – «Ветеринария» и направления подготовки36.03.02. «Зоотехния» очной, очно-заочной и заочной форм обучения/сост. Т.В. Калыш, Л.П. Соловьёва, Н.П. Горбунова – Кострома: КГСХА, 2015. – 37 с.
В издании дано содержание программы и методические указания и задания к учебной биологической практике, которые призваны помощь студентам в закреплении лекционного и лабораторно-практического материала и приобретении практических навыков наблюдения за животными в естественной среде обитания.
Методические указания предназначены для студентов специальности 36.05.01 – «Ветеринария» и направления подготовки36.03.02. «Зоотехния» очной, очно-заочной и заочной форм обучения
УДК 573
ББК 28.0
ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА, 2015
Т.В. Калыш, Л.П. Соловьёва, Н.П. Горбунова, составление 2015
Содержание
Введение……………………….……………………….……………...……………….4
1. Общие организационно-методические указания….…………...……………….….5
2. Задания и методические указания по их выполнению.………………………...7
3. Самостоятельная работа во время учебной практики……………….………...15
4. Список рекомендуемых источников ……………………………………….……..15
Приложение 1. Образец оформления титульного листа отчета ……… …………..17
Приложение 2. Требования к содержанию отчета ………………………………….18
Приложение 3. Образец оформления титульного листа дневника практики ……...20
Приложение 4. Форма дневника по учебной практике ……………………..……21
Приложение 5. Методы сбора организмов………………………………………...22
Приложение 6. Методы оценки численности организмов……………………….24
Приложение 7. Требования к зоологическому препарату и правила обработки энтомологического материала для коллекции ………………………………………27
Приложение 8. Список животных занесённых в Красную книгу Костромской области…………………………………………………………………………..…….36
Введение
Учебная биологическая практика проводится со студентами 1 курса факультета ветеринарной медицины и зоотехнии.
Учебная практика по биологии является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов. Это неотъемлемая составная часть учебного процесса, позволяющая практически осмыслить информацию, полученную студентами в процессе прохождения лекционной и лабораторной подготовки по всем разделам биологии. В ходе практики студенты изучают животных в их естественной среде обитания и приобретают практические навыки, необходимые для экологических наблюдений и научных исследований, получают практические навыки определения видовой принадлежности, а также навыки составления энтомологических коллекций.
Учебная полевая практика складывается из групповых занятий (экскурсий), работы в лаборатории и индивидуальной самостоятельной работы студентов.
Целью биологической практики является углубление и закрепление теоретических и практических знаний, приобретения студентами практических навыков самостоятельной исследовательской работы в полевых и лабораторных условиях.
Задачамиучебной практики являются:
· Ознакомиться с основными методами изучения биологических объектов в природных условиях, методами сбора и камеральной обработки собранного материала;
· Изучить основные систематические группы животных и познакомиться с видовым разнообразием животных района прохождения практики, изучение животных в естественных местообитаниях с учетом тесной связи между их морфологическими и биологическим свойствами, и теми экологическими условиями, в которых они обитают
· Формирование эколого-природоохранного мировоззрения, знакомство с видами, подлежащих охране и занесенных в Красные книги;
· Приобретение навыков обработки собранного полевого и экспериментального материала, обобщения его и оформления данных в виде отчета;
· Поиск информации и знакомство со специальной научной литературой по теме выполненного исследования.
В результате прохождения практики студент должен:
Знать:
· методы и приемы изучения определенных групп беспозвоночных и позвоночных животных, являющихся объектом исследования по избранной теме;
· основные характерные особенности организации выбранной группы животных для идентификации собранного материала с использованием определительных таблиц;
· методы обработки, обобщения, статистического анализа собранного или экспериментального материала.
Уметь:
· пользоваться оборудованием для сбора материала и постановки лабораторного эксперимента;
· пользоваться определительными таблицами для идентификации собранного материала;
· использовать приемы и методы первичной обработки и обобщения полученных данных;
· вести дневник практики.
Владеть:
· методикой определения видовой принадлежности различных животных;
· методикой отбора и фиксации материала для лабораторного исследования и изготовления препарата;
· навыками составления в систематическом порядке фаунистического списка видов животных.
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Формы учебной работы во время практики:
1. Групповые тематические экскурсии.
2. Групповые занятия в лаборатории по камеральной обработке материала (определение, этикетирование, монтирование в коллекции, фиксация сборов).
3. Составление зоологических коллекций.
4. Ведение дневников практики, написание отчета.
5. Выполнение самостоятельных наблюдений и индивидуальных исследований.
6. Проведение итоговой конференции и зачета.
Отчетность по биологической практике:
1. Отчет о практике. Требования к оформлению и содержанию отчета см. в приложении 1, 2.
2. Дневник по практике. Требования к оформлению и содержанию дневника см. в приложении 3, 4.
3. Зоологический препарат или оформленную коллекцию по выбранной теме. Требования к оформлению препарата и его изготовлению см. в приложении 7.
4. Учебный наглядный материал (5 лягушек).