I. общие организационно-методические указания

В третьем тысячелетии человечество вступило в эру существования, для которой характерно то, что мощь создаваемых им средств воздействия на среду обитания стала соизмеримой с природными силами планеты. Современные масштабы и темпы развития производительных сил, максимально использующих природные ресурсы во всем мире, увеличение энергонасыщенности производств, синтезирование и использование постоянно увеличивающегося количества новых материалов приводит к возрастанию давления на окружающую среду. Нарастающие негативные изменения в биосфере в большой мере связаны с чрезвычайными ситуациями техногенного характера, в том числе с пожарами. В настоящее время отчетливо видно насколько взаимосвязаны понятия экологическая, техносферная и пожарная безопасность.

В рамках направления подготовки (специальности) 38.05.01 «Экономическая безопасность» (квалификация (степень) – специалист) цель курса «Экология», в том числе, заключается в следующем. В формировании у обучающихся экологического мировоззрения и способности осуществлять профессиональную деятельности с учетом знаний, умений и навыков в области экологии и экологической безопасности, охраны окружающей природной среды.

Дисциплина «Экология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла ООП по направлению (специальности) 38.05.01 «Экономическая безопасность» (квалификация (степень) – «специалист»).

Изучение учебной дисциплины «Экология» основывается на физических, химических и биолого-экологических знаниях, заложенных в курсе общего и специального среднего образования, и раскрывает фундаментальные представления наук о природе на более глубоком уровне, обосновывая необходимость комплексного (политического, экономического, социального и философского) решения экологических проблем.

Изучение учебной дисциплины «Экология» становится основой изучения

· учебной дисциплины «Опасные природные процессы» вариативной части математического и естественнонаучного цикла (С2);

· учебных дисциплин профессионального цикла (С3): «Прогнозирование опасных факторов пожара» и «Безопасность жизнедеятельности» базовой части; учебной дисциплины «Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» вариативной части.

Организационными формами изучения курса являются лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа. Самостоятельная работа для заочной формы обучения является основной.

При проведении занятий используются технические средства обучения, наглядные пособия, мультимедийные демонстрации.

На изучение дисциплины отводится 108 часов (3 зачетные единицы).

Для заочной формы обучения (со сроком обучения – 6 лет) предусматривается 14 часов, из них лекции — 4 часов (50%), семинарские занятия (практические занятия) — 6 часов (50%). На зачет отводится 4 часа. Большая часть учебной нагрузки отводится на самостоятельную работу – 94 часов (85%).

Для закрепления полученных знаний курсантами, слушателями и студентами заочной формы обучения предусматривается выполнение на первом курсе контрольной работы в форме реферата, по тематике курса с учетом специфики деятельности МЧС. Контрольные работы выполняются в соответствии с требованиями методических рекомендаций по выполнению контрольных работ.

Итоговой формой контроля и заключительным этапом изучения курса «Экология» является сдача обучающимися дифференцированного зачета.

Распределение часов по темам приведено в тематическом плане.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Экология»

для заочной формы обучения (6 лет)

Общее количество часов – 108, аудиторных занятий – 10 часов и зачет – 4 часа,

самостоятельная работа – 94 часа

  № п/п   Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов по видам занятий Самостоятельная работа Материально-техническое обеспечение*   Наименование дисциплины и номера тем, изучаемых до данной темы
Лекции Семинары Практические Другие занятия
1 курс
1. Экология и экологические проблемы.       К.Д.1-11  
2. Основы общей экологии. учение о биосфере.     К.Д.12-35  
3. Антропогенные воздействия на биосферу. Экологический мониторинг.     К.Д.36-59    
4. Экологические последствия чрезвычайных ситуаций и пожаров.         К.Д.60-71  
5. Экология человека и экологическая безопасность         К.Д.72-83  
6. Экологические основы рационального природопользования.         К.Д.84-95  
7. Основы экологического права. Экологическая экспертиза.         К.Д.96-107  
8. Международное сотрудничество в области экологии.         К.Д.108-119  
  Контрольная работа (форма – реферат)                
  Дифференцированный зачет          
  Итого по курсу    


II. Методические рекомендации по самостоятельной работе

Приступая к изучению дисциплины «Экология», необходимо ознакомиться с настоящими методическими рекомендациями.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение вопросов программы, обобщение и расширение информации, полученной на лекциях, определение места полученных знаний в своей будущей профессиональной деятельности.

Методическое руководство самостоятельной подготовкой обучающихся осуществляет кафедра, которая определяет задания в соответствии с бюджетом времени, предусмотренным для дисциплины.

В настоящих методических рекомендациях приведены: содержание тем занятий, методические рекомендации по их изучению, вопросы семинарских и практических занятий, задания на самостоятельную подготовку и литературные источники.

Наиболее сложные темы дисциплины обучающиеся изучают на учебных занятиях, проводимых преподавателями во время сборов. На установочных занятиях по дисциплине акцентируется внимание на изучении тех разделов дисциплины, которые будут изучаться самостоятельно, используя данные методические рекомендации, учебники, учебные пособия и другие учебные материалы, а так же литературные источники. Кроме того, на занятиях подробно объясняется на порядок выполнения и оформления контрольной работы, которая выполняется в форме реферата.

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации