Исторический процесс привел к созданию экологического права как совокупности природоохранительной и природоресурсной отраслей права
Предметом экологического права являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействий общества и природы. Они подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные.
Отраслевые природоохранительные отношения - это земельно-охранительные, лесоохранительные и водо-охранительные отношения и отношения по охране недр.
Комплексные экологические отношения относятся к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, рекреационных, санитарных и иных зон. Они связаны с проблемой утилизации всех видов отходов и их захоронения. Во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений экологическое право и решает задачи обеспечения качества природной среды.
Отраслевые приоритеты содержатся в природоресурсных отраслях законодательства. Например: в земельном законодательстве - правовые приоритеты связаны с охраной земель сельскохозяйственного назначения, в водном - с охраной питьевой воды.
Межотраслевые приоритеты устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Они включаются “в работу“, когда происходит столкновение отраслевых приоритетов.
Общие экологические приоритеты закрепляют преимущества высшей цели охраны окружающей среды - обеспечение качества окружающей человека природной среды, условий для жизни и здоровья человека.
Экологическое право может нормально функционировать только во взаимодействии всех форм своего проявления. Метод экологического права реализуется в практике посредствам экологизации хозяйственно-правового и смежных отраслей законодательства, установления организационных, экономических, юридических гарантий осуществления эколого-правовых требований. Подход к установлению эколого-правовых норм в разных странах различен.
Зарубежный опыт правового регулирования
Охраны окружающей среды
Большинство стран с развитой рыночной экономикой на два десятилетия раньше, чем это сделала Россия, перешли от отраслевого к комплексному регулированию охраны природы. Новое концептуальное отношение к управлению природопользованием было закреплено рамочными законами об охране окружающей среды, которые были приняты Японией - в 1967 г., Швецией - в 1969 г., США - в 1970 г., Великобританией - в 1974 г., Францией - в 1976 г. Вслед за принятием законодательных актов об охране окружающей природной среды, а в некоторых странах и до их принятия, начали действовать законы об охране вод и воздуха, о контроле за отходами и об экологической экспертизе.