Общая методика вычисления уровня шума на транспортной магистрали.

Расчет уровня транспортного шума, распространяющегося на территорию жилой застройки, производится в дБ А и осуществляется в два этапа:

1-й этап — вычисление ожидаемого уровня шума на самой транспортной магистрали;

2-й этап — вычисление ожидаемого уровня шума в заданной точке жилой территории, прилегающей к магистрали.

Данные, полученные на первом этапе расчета, являются исходными для второго.

Вычисление ожидаемого уровня шума на транспортной магистрали.

Расчет ожидаемого уровня транспортного шума на магистрали (LА7) принято производить в отношении точки, находящейся на расстоянии 7 м от оси первой полосы движения. Приступая к этому расчету, необходимо иметь следующие данные:

1. Общее количество всех транспортных экипажей (автомобилей), проходящих за 1 час в двух направлениях по магистрали в районе расчетного пункта.

2. Отдельно количество грузовых и общественных (автобусы) экипажей, а также автомобилей с дизельными двигателями (каждый вид экипажей в % к общему количеству проходящего транспорта).

3. Среднюю скорость движения (км/ч) транспортного потока.

4. Наличие в потоке движения трамваев и их тип.

5. Тип дорожного покрытия проезжей части улицы.

6. Наличие разделительной полосы между проезжими частями и ее ширину (м).

7. Продольный уклон магистрали.

На улицах застроенных территорий указанные сведения получаются в натуре. При этом в процессе подсчета количества транспортных единиц и их вида регистрацию проезжающих экипажей удобно производить на листе плотной бумаги условными знаками (черточками, точками, кружочками и др.). При достаточно большом транспортном потоке подсчет экипажей можно вести не в течение целого часа, а только 30 или даже 15 мин, но тогда полученные результаты следует соответственно умножать на 2 или 4. Исходный расчетный уровень транспортного шума на магистрали (LА7, табл.) определяется по табл. 1.

Таблица 1

Ожидаемый расчетный уровень шума

на магистралях и улицах населенных пунктов с потоками безрельсового транспорта

при средней скорости движения 40 км/ч и составе экипажей в потоке 60 % грузовых и общественных (без автомобилей с дизельными двигателями) - LA7,табл.

Интенсивность движения в 2 Направлениях (экипажей/час)
Расчетный уровень звука (дБ А) 68,5 69,5 73,5 75,5 77,5 78,5

Так как табл. 1 составлена для определенных условий в отношении состава транспортного потока и скорости его движения, то при пользовании ею в случае несовпадения этих условий вносятся соответствующие поправки. Кроме того, вносятся поправки и на другие конкретные местные условия. Указанные поправки приводятся в приложении.

Таким образом, расчетный уровень транспортного шума (LA7) на магистрали или улице вычисляется по формуле:

LA7=LA7,табл.+(A1+A2+A3+...+An) дБ А,

где: LA7,табл. - табличное значение LA7, дБ А;

А1 - поправка на состав экипажей в транспортном потоке, дБ А;

A2 - поправка на скорость движения транспорта, дБ А;

А3...An - другие поправки на местные условия, дБ А.

Вычисление ожидаемого уровня шума в заданной точке жилой территории, прилегающей к магистрали.

При вычислении уровня транспортного шума, распространяющегося на смежную с транспортной магистралью территорию (LAN), исходным является уровень шума на самой магистрали (LA7).

Расчет уровня этого шума производится по формуле:

LAN=LA7+(a1+a2+a3+...+an) дБ А,

где:a1, a2, a3...an - поправки на снижение шума за счет предусмотренных или имеющихся в натуре планировочных, строительных и других шумозащитных мероприятий, дБ А (приводятся в приложении).

Пример расчёта.

Требуется определить ожидаемый уровень транспортного шума у жилого дома, расположенного в 50 м от оси первой полосы движения транспорта по магистрали. Улица без уклона, покрыта брусчаткой. Ширина разделительной полосы 2 м. Между проезжей частью магистрали и домом проектируется устройство двухрядной защитной полосы зеленых насаждений шириной 20 м. Предполагаемая интенсивность движения на магистрали днём в час "пик" - 1400 экипажей в час в двух направлениях; средняя скорость движения экипажей - 35 км/ч. Состав транспортного потока: 30 % грузового и общественного транспорта, 17 % автомобилей с дизельными двигателями.

I. Определяем ожидаемый уровень транспортного шума на магистрали:

1. По таблице 1 находим, что при заданных в ней условиях уровень шума на магистрали с интенсивностью движения в 1400 экипажей/час (LA7,табл.) составляет примерно 77 дБ А.

2. В приложении находим поправки:

A1 - на состав транспорта: грузовой и общественный-2 дБ А,

наличие автомобилей с дизельными двигателями +1 дБ А,А2 - скорость транспортного потока -1 дБ А,

A3 - покрытые магистрали +5 дБ А;

A4 - уклон улицы 0;

A5 - ширина разделительной полосы 0.

3. Суммируя приведённые данные в соответствии расчетной формулой, получаем значение ожидаемого уровня шума на магистрали (LA7):

LA7=77+(-2)+1+(-1)+5=80 дБ А.

II. Вычисляем ожидаемый уровень транспортного шума у заданного дома:

1. В приложении находим соответствующие поправки:

a1 - на территориальный разрыв - 12 дБ А;

a2 - полосу защитного озеленения - 8 дБ А.

2. Суммируем эти поправки с вычисленной выше величиной уровня шума на магистрали (согласно расчётной формуле) и получаем значение искомого уровня ожидаемого шума у заданного дома:

LAN=80+(-12)+(-8)=60 дБ A.

Сопоставляем полученную величину ожидаемого уровня транспортного шума у жилого дома с требованиями "Санитарных норм" № 872-70 (см. приложение 2, табл. 1 и 2). Согласно этим нормам на территории жилой застройки, прилегающей непосредственно к жилым домам, шум с учетом соответствующих поправок в дневное время не должен превышать 45 дБ А, так как табличное значение допускаемого уровня шума у жилых домов равно 45 дБ А, а поправки составляют:

1) на характер транспортного шума (шум широкополосный) - 0 дБ А,

2) на месторасположение объекта (проектируемый жилой район) - 0 дБ А,

3) на время суток -+10 дБ А.

Таким образом: 45 дБ А + 0 дБ А + 10 дБ А =55 дБ А.

Поправка на длительность действия при транспортном шуме не учитывается.

Ожидаемый уровень шума у заданного дома - 60 дБ А, что на 5 дБ А выше допускаемого санитарными нормами.

В проект требуется ввести дополнительные мероприятия по шумозащите. В данном случае вместо брусчатого покрытия улицы может быть рекомендовано асфальтобетонное. Это даст снижение уровня транспортного шума на указанные выше 5 дБ А.

Приложение 1

1. Поправки к расчетному уровню транспортного шума

На состав экипажей в потоке безрельсового транспорта:

Количество грузового и Общественного транспорта (%)  
Поправка (дБ А) - 4 - 3 - 2 - 1 + 1 + 2 + 3

2. Hа наличие трамваев в общем транспортном потоке:

Тип трамвая Поправка (дБ А)
МТВ +5
ВРЗ +3
"Татра" +2

3. Hа скорость движения транспортного потока:

Средняя скорость, (км/ч) Поправка, (дБ А)   Средняя скорость, (км/ч) Поправка, (дБ А)
-5 +2
-4 +3
-3 +4
-2 +5
-1 +6
+7
+1 +8

4. На наличие разделительной полосы между проезжими частями улицы:

Ширина разделительной полосы (м) Менее 3 3-7 7-15 15-30
Поправка (дБ А) - 1 -2 -3

5. Hа продольный уклон магистрали при движении в двух направлениях:

Величина уклона (%)
Поправка (дБ А) + 1 + 2 + 3 + 4

6. На характер дорожного покрытия проезжей части магистрали:

Тип покрытия Асфальтобетон Бетон Брусчатка Булыжный камень
Поправка (дБ А) + 3 + 5 + 10

7. На влияние перекрёстка:

перекрёсток с регулируемым движением - поправка +3 дБ А.

8. На влияние пересечения транспортных потоков в разных уровнях:

потоки с одинаковым шумом - поправка +3 дБ А,

потоки не с одинаковым шумом - +1Ў+12 дБ А.

9. Hа расстоянии от источника шума при открытой ровной поверхности:

Этаж Расстояние от оси первой полосы движения до этажа здания на линии застройки, в м
 
  Снижение транспортного шума в дБ А при интервале между машинами от 20 (меньшая величина) до 200 м (большая величина)
2-6 2-6 2-6 4-10 5-14 6-16 7-17 8-18 8-20 9-21 9-21 10-23 6-15 6-15 6-16 7-17 7-18 8-18 8-19 9-20 9-21 10-22 10-23 11-24 8-20 8-20 9-20 9-20 9-21 9-21 10-22 10-23 10-23 11-24 11-24 11-25 10-23 10-23 10-23 11-24 11-24 11-24 11-24 11-25 12-25 12-26 12-26 12-26 12-26 12-26 12-26 12-26 12-26 12-26 12-26 13-27 13-27 13-27 13-27 13-28 13-27 13-27 13-27 13-27 13-27 13-28 13-28 13-28 14-28 14-28 14-29 14-29 14-29 14-29 14-29 14-29 14-29 14-29 14-29 14-29 14-29 15-29 15-29 15-30 15-30 15-30 15-30 15-30 15-30 15-30 15-30 15-30 15-30 15-30 15-30 16-30 16-30 16-30 16-30 16-30 16-30 16-30 16-30 16-31 16-31 16-31 16-31 16-31 16-31 16-31 16-31 16-31 16-31 16-31 16-31 17-31 17-31 17-31 17-31 17-31 17-31 17-31 17-31 17-31 17-31 17-31 17-31 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 18-32

10. На поглощение звука шумозащитными полосами зеленых насаждений:

№ п.п Ширина полосы Ожидаемая эффективность снижения в дБ А Конструкция шумозащитной полосы
10-14 4-5 Однородная полоса с двухярусной живой изгородью на переднем плане и шахматная посадка деревьев внутри полосы
14-20 5-8 То же.
20-30 8-10 Двухрядная полоса с разрывами 3-5 м
25-30 10-12 Двух- или трехрядная полоса с разрывами 3м

11. На размещение проезжей части в выемке с подпорными стенками:

Этаж Застройки Глубина выемки, в м Расстояние от источника шума до застройки в м
   
    снижение транспортного шума у застройки в дБ А
          - - -   - - -   - - - -   - - -   - - - 12,5   - - -   - - - 16,5   - - 8,5   - - -   - 8,5   -   14,5   -   15,5   - 18,5     13,5     15,5    

Примечание:

прочерк - зона прямого действия шума со снижением уровня его менее чем 4 дБ А.

12. На снижение шума за экранирующими сооружениями, расположенными на расстоянии 5-6 м от проезжей части:

Этаж Застройки Глубина выемки, в м Расстояние оси магистрали до застройки в м
   
    снижение транспортного шума у застройки в дБА
        - -   -   -                
      - - -   - - - - - -   - - - - - -   - - - - -   - - - - -   - - - - -   - - -   - - -   - - -   - -   -

Примечание:

прочерк - зона прямого действия шума со снижением уровня его менее чем на 4 дБ А.

13. Hа характер застройки:

Характер застройки Поправка (дБ А) при разрывах между домами в первом эшелоне застройки, усредненных по улице
  Более 30 м 30-20 м 20-10 м менее 10 м
Двусторонняя при ширине между линиями застройки (м): более 50 50-40 40-30 30-20 20-10 Односторонняя при расстоянии между застройкой и краем проезжей части Магистрали (м): более 40 40-25 25-12 12-6     +1 +2 +3 +4     +1 +1     +1 +2 +4 +6     +1 +2     +2 +3 +5 +8     +1 +2 +3     +2 +4 +8 +10     +2 +3 +4

Приложение 2

Выписка из "Санитарных норм допустимого шума"

Таблица 1

Допустимые уровни звука

Hазначение помещений или территорий Уровень Звука, дБ А   Hазначение помещений или территорий Уровень Звука, дБ А
Палаты больниц и санаториев, операционные больниц         Территории жилой застройки, непосредственно прилегающие к жилым домам, площадки отдыха микрорайонов и жилых кварталов....  
Жилые комнаты квартир, спальные помещения в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах, жилые помещения домов отдыха и пансионатов   Рабочие помещения управлений и помещения конструкторских бюро в административных зданиях    
Кабинеты врачей больниц, санаториев и поликлиник, зрительные залы, концертные залы, номера гостиниц, жилые комнаты в общежитиях       Залы кафе и ресторанов, столовые, фойе театров и кинотеатров.    
Территории больниц, Санаториев, Непосредственно Прилегающие к Зданиям............     Торговые залы магазинов, спортзалы, пассажирские залы аэропортов и вокзалов приемные пункты предприятий бытового обслуживания, парикмахерские.......  
Классы и аудитории в школах и учебных заведениях, конференц-залы, и зрительные залы    

Таблица 2

Поправки к допустимым уровням звука

Влияющий фактор Условия Поправки, дБ А
Характер шума   Широкополосный Тональный, импульсный (при измерениях стандартным шумомером) -5
Место расположения Объекта Курортный район Hовый проектируемый городской жилой район Жилая застройка, расположенная в существующей (сложившейся) застройке -5   +5
Время суток   День - с 7 до 23 ч Hочь - с 23 до 7 ч +10
Длительность Воздействия Прерывистого шума в дневное время за наиболее шумные 1/2 ч Суммарная длительность в %: 56 - 100 18 - 56 6 - 18 менее 6   +5 +10 +15

Примечание: при определении эквивалентного уровня звука непостоянного шума (транспортный шум) поправка на длительность воздействия шума не должна использоваться.

Приложение 3

Основные мероприятия по снижению

транспортного шума на территории жилой застройки

Планировочные мероприятия

1. Обеспечение достаточного отступа жилых зданий от проезжей части улиц (санитарно-защитные разрывы).

2. Экранирование жилой застройки:

a) зданиями нежилого назначения (ателье, магазины и проч.),

б) зелеными насаждениями,

в) защитными экранами (стенками),

г) специальными жилыми зданиями с повышенной звукоизоляцией.

3. Заглубление транспортных магистралей.

4. Развязка магистралей на разных уровнях.

5. Строительство объездных магистралей.

6. Применение звукопоглощающих покрытий проезжей части улиц.

Технические и эксплуатационные мероприятия

1. Замена шумных видов транспорта на малошумные и нешумные.

2. Правильная регулировка автомобильных двигателей, подгонка дребезжащих частей кузова и других деталей.

Организационные мероприятия

1. Сокращение простоя автотранспорта на городских узлах.

2. Дифференциация магистралей по составу транспортных средств.

3. Регламентация времени движения транспорта по улицам городского, районного и местного значения.

Приложение В

ГОСТ 17.2.3.01-86

УДК 502.3:006.354 Группа Т58

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ОХРАНА ПРИРОДЫ

АТМОСФЕРА

Наши рекомендации