Общая методика вычисления уровня шума на транспортной магистрали.
Расчет уровня транспортного шума, распространяющегося на территорию жилой застройки, производится в дБ А и осуществляется в два этапа:
1-й этап — вычисление ожидаемого уровня шума на самой транспортной магистрали;
2-й этап — вычисление ожидаемого уровня шума в заданной точке жилой территории, прилегающей к магистрали.
Данные, полученные на первом этапе расчета, являются исходными для второго.
Вычисление ожидаемого уровня шума на транспортной магистрали.
Расчет ожидаемого уровня транспортного шума на магистрали (LА7) принято производить в отношении точки, находящейся на расстоянии 7 м от оси первой полосы движения. Приступая к этому расчету, необходимо иметь следующие данные:
1. Общее количество всех транспортных экипажей (автомобилей), проходящих за 1 час в двух направлениях по магистрали в районе расчетного пункта.
2. Отдельно количество грузовых и общественных (автобусы) экипажей, а также автомобилей с дизельными двигателями (каждый вид экипажей в % к общему количеству проходящего транспорта).
3. Среднюю скорость движения (км/ч) транспортного потока.
4. Наличие в потоке движения трамваев и их тип.
5. Тип дорожного покрытия проезжей части улицы.
6. Наличие разделительной полосы между проезжими частями и ее ширину (м).
7. Продольный уклон магистрали.
На улицах застроенных территорий указанные сведения получаются в натуре. При этом в процессе подсчета количества транспортных единиц и их вида регистрацию проезжающих экипажей удобно производить на листе плотной бумаги условными знаками (черточками, точками, кружочками и др.). При достаточно большом транспортном потоке подсчет экипажей можно вести не в течение целого часа, а только 30 или даже 15 мин, но тогда полученные результаты следует соответственно умножать на 2 или 4. Исходный расчетный уровень транспортного шума на магистрали (LА7, табл.) определяется по табл. 1.
Таблица 1
Ожидаемый расчетный уровень шума
на магистралях и улицах населенных пунктов с потоками безрельсового транспорта
при средней скорости движения 40 км/ч и составе экипажей в потоке 60 % грузовых и общественных (без автомобилей с дизельными двигателями) - LA7,табл.
Интенсивность движения в 2 Направлениях (экипажей/час) | ||||||||||||||||||
Расчетный уровень звука (дБ А) | 68,5 | 69,5 | 73,5 | 75,5 | 77,5 | 78,5 |
Так как табл. 1 составлена для определенных условий в отношении состава транспортного потока и скорости его движения, то при пользовании ею в случае несовпадения этих условий вносятся соответствующие поправки. Кроме того, вносятся поправки и на другие конкретные местные условия. Указанные поправки приводятся в приложении.
Таким образом, расчетный уровень транспортного шума (LA7) на магистрали или улице вычисляется по формуле:
LA7=LA7,табл.+(A1+A2+A3+...+An) дБ А,
где: LA7,табл. - табличное значение LA7, дБ А;
А1 - поправка на состав экипажей в транспортном потоке, дБ А;
A2 - поправка на скорость движения транспорта, дБ А;
А3...An - другие поправки на местные условия, дБ А.
Вычисление ожидаемого уровня шума в заданной точке жилой территории, прилегающей к магистрали.
При вычислении уровня транспортного шума, распространяющегося на смежную с транспортной магистралью территорию (LAN), исходным является уровень шума на самой магистрали (LA7).
Расчет уровня этого шума производится по формуле:
LAN=LA7+(a1+a2+a3+...+an) дБ А,
где:a1, a2, a3...an - поправки на снижение шума за счет предусмотренных или имеющихся в натуре планировочных, строительных и других шумозащитных мероприятий, дБ А (приводятся в приложении).
Пример расчёта.
Требуется определить ожидаемый уровень транспортного шума у жилого дома, расположенного в 50 м от оси первой полосы движения транспорта по магистрали. Улица без уклона, покрыта брусчаткой. Ширина разделительной полосы 2 м. Между проезжей частью магистрали и домом проектируется устройство двухрядной защитной полосы зеленых насаждений шириной 20 м. Предполагаемая интенсивность движения на магистрали днём в час "пик" - 1400 экипажей в час в двух направлениях; средняя скорость движения экипажей - 35 км/ч. Состав транспортного потока: 30 % грузового и общественного транспорта, 17 % автомобилей с дизельными двигателями.
I. Определяем ожидаемый уровень транспортного шума на магистрали:
1. По таблице 1 находим, что при заданных в ней условиях уровень шума на магистрали с интенсивностью движения в 1400 экипажей/час (LA7,табл.) составляет примерно 77 дБ А.
2. В приложении находим поправки:
A1 - на состав транспорта: грузовой и общественный-2 дБ А,
наличие автомобилей с дизельными двигателями +1 дБ А,А2 - скорость транспортного потока -1 дБ А,
A3 - покрытые магистрали +5 дБ А;
A4 - уклон улицы 0;
A5 - ширина разделительной полосы 0.
3. Суммируя приведённые данные в соответствии расчетной формулой, получаем значение ожидаемого уровня шума на магистрали (LA7):
LA7=77+(-2)+1+(-1)+5=80 дБ А.
II. Вычисляем ожидаемый уровень транспортного шума у заданного дома:
1. В приложении находим соответствующие поправки:
a1 - на территориальный разрыв - 12 дБ А;
a2 - полосу защитного озеленения - 8 дБ А.
2. Суммируем эти поправки с вычисленной выше величиной уровня шума на магистрали (согласно расчётной формуле) и получаем значение искомого уровня ожидаемого шума у заданного дома:
LAN=80+(-12)+(-8)=60 дБ A.
Сопоставляем полученную величину ожидаемого уровня транспортного шума у жилого дома с требованиями "Санитарных норм" № 872-70 (см. приложение 2, табл. 1 и 2). Согласно этим нормам на территории жилой застройки, прилегающей непосредственно к жилым домам, шум с учетом соответствующих поправок в дневное время не должен превышать 45 дБ А, так как табличное значение допускаемого уровня шума у жилых домов равно 45 дБ А, а поправки составляют:
1) на характер транспортного шума (шум широкополосный) - 0 дБ А,
2) на месторасположение объекта (проектируемый жилой район) - 0 дБ А,
3) на время суток -+10 дБ А.
Таким образом: 45 дБ А + 0 дБ А + 10 дБ А =55 дБ А.
Поправка на длительность действия при транспортном шуме не учитывается.
Ожидаемый уровень шума у заданного дома - 60 дБ А, что на 5 дБ А выше допускаемого санитарными нормами.
В проект требуется ввести дополнительные мероприятия по шумозащите. В данном случае вместо брусчатого покрытия улицы может быть рекомендовано асфальтобетонное. Это даст снижение уровня транспортного шума на указанные выше 5 дБ А.
Приложение 1
1. Поправки к расчетному уровню транспортного шума
На состав экипажей в потоке безрельсового транспорта:
Количество грузового и Общественного транспорта (%) | ||||||||
Поправка (дБ А) | - 4 | - 3 | - 2 | - 1 | + 1 | + 2 | + 3 |
2. Hа наличие трамваев в общем транспортном потоке:
Тип трамвая | Поправка (дБ А) |
МТВ | +5 |
ВРЗ | +3 |
"Татра" | +2 |
3. Hа скорость движения транспортного потока:
Средняя скорость, (км/ч) | Поправка, (дБ А) | Средняя скорость, (км/ч) | Поправка, (дБ А) | |
-5 | +2 | |||
-4 | +3 | |||
-3 | +4 | |||
-2 | +5 | |||
-1 | +6 | |||
+7 | ||||
+1 | +8 |
4. На наличие разделительной полосы между проезжими частями улицы:
Ширина разделительной полосы (м) | Менее 3 | 3-7 | 7-15 | 15-30 |
Поправка (дБ А) | - 1 | -2 | -3 |
5. Hа продольный уклон магистрали при движении в двух направлениях:
Величина уклона (%) | |||||
Поправка (дБ А) | + 1 | + 2 | + 3 | + 4 |
6. На характер дорожного покрытия проезжей части магистрали:
Тип покрытия | Асфальтобетон | Бетон | Брусчатка | Булыжный камень |
Поправка (дБ А) | + 3 | + 5 | + 10 |
7. На влияние перекрёстка:
перекрёсток с регулируемым движением - поправка +3 дБ А.
8. На влияние пересечения транспортных потоков в разных уровнях:
потоки с одинаковым шумом - поправка +3 дБ А,
потоки не с одинаковым шумом - +1Ў+12 дБ А.
9. Hа расстоянии от источника шума при открытой ровной поверхности:
Этаж | Расстояние от оси первой полосы движения до этажа здания на линии застройки, в м | |||||||||||
Снижение транспортного шума в дБ А при интервале между машинами от 20 (меньшая величина) до 200 м (большая величина) | ||||||||||||
2-6 2-6 2-6 4-10 5-14 6-16 7-17 8-18 8-20 9-21 9-21 10-23 | 6-15 6-15 6-16 7-17 7-18 8-18 8-19 9-20 9-21 10-22 10-23 11-24 | 8-20 8-20 9-20 9-20 9-21 9-21 10-22 10-23 10-23 11-24 11-24 11-25 | 10-23 10-23 10-23 11-24 11-24 11-24 11-24 11-25 12-25 12-26 12-26 12-26 | 12-26 12-26 12-26 12-26 12-26 12-26 12-26 13-27 13-27 13-27 13-27 13-28 | 13-27 13-27 13-27 13-27 13-27 13-28 13-28 13-28 14-28 14-28 14-29 14-29 | 14-29 14-29 14-29 14-29 14-29 14-29 14-29 14-29 14-29 15-29 15-29 15-30 | 15-30 15-30 15-30 15-30 15-30 15-30 15-30 15-30 15-30 15-30 15-30 16-30 | 16-30 16-30 16-30 16-30 16-30 16-30 16-30 16-31 16-31 16-31 16-31 16-31 | 16-31 16-31 16-31 16-31 16-31 16-31 16-31 17-31 17-31 17-31 17-31 17-31 | 17-31 17-31 17-31 17-31 17-31 17-31 17-31 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 | 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 17-32 18-32 |
10. На поглощение звука шумозащитными полосами зеленых насаждений:
№ п.п | Ширина полосы | Ожидаемая эффективность снижения в дБ А | Конструкция шумозащитной полосы |
10-14 | 4-5 | Однородная полоса с двухярусной живой изгородью на переднем плане и шахматная посадка деревьев внутри полосы | |
14-20 | 5-8 | То же. | |
20-30 | 8-10 | Двухрядная полоса с разрывами 3-5 м | |
25-30 | 10-12 | Двух- или трехрядная полоса с разрывами 3м |
11. На размещение проезжей части в выемке с подпорными стенками:
Этаж Застройки | Глубина выемки, в м | Расстояние от источника шума до застройки в м | |||||||||
снижение транспортного шума у застройки в дБ А | |||||||||||
- - - - - - - - - | - - - - - - - | 12,5 - - - - - - | 16,5 - - 8,5 - - - | - 8,5 - | 14,5 - | 15,5 - | 18,5 13,5 | 15,5 |
Примечание:
прочерк - зона прямого действия шума со снижением уровня его менее чем 4 дБ А.
12. На снижение шума за экранирующими сооружениями, расположенными на расстоянии 5-6 м от проезжей части:
Этаж Застройки | Глубина выемки, в м | Расстояние оси магистрали до застройки в м | |||||||||
снижение транспортного шума у застройки в дБА | |||||||||||
- - | - | - | |||||||||
- - - - - - | - - - - - - | - - - - - - | - - - - - | - - - - - | - - - - | - - - | - - - | - - - | - |
Примечание:
прочерк - зона прямого действия шума со снижением уровня его менее чем на 4 дБ А.
13. Hа характер застройки:
Характер застройки | Поправка (дБ А) при разрывах между домами в первом эшелоне застройки, усредненных по улице | |||
Более 30 м | 30-20 м | 20-10 м | менее 10 м | |
Двусторонняя при ширине между линиями застройки (м): более 50 50-40 40-30 30-20 20-10 Односторонняя при расстоянии между застройкой и краем проезжей части Магистрали (м): более 40 40-25 25-12 12-6 | +1 +2 +3 +4 +1 +1 | +1 +2 +4 +6 +1 +2 | +2 +3 +5 +8 +1 +2 +3 | +2 +4 +8 +10 +2 +3 +4 |
Приложение 2
Выписка из "Санитарных норм допустимого шума"
Таблица 1
Допустимые уровни звука
Hазначение помещений или территорий | Уровень Звука, дБ А | Hазначение помещений или территорий | Уровень Звука, дБ А | |
Палаты больниц и санаториев, операционные больниц | Территории жилой застройки, непосредственно прилегающие к жилым домам, площадки отдыха микрорайонов и жилых кварталов.... | |||
Жилые комнаты квартир, спальные помещения в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах, жилые помещения домов отдыха и пансионатов | Рабочие помещения управлений и помещения конструкторских бюро в административных зданиях | |||
Кабинеты врачей больниц, санаториев и поликлиник, зрительные залы, концертные залы, номера гостиниц, жилые комнаты в общежитиях | Залы кафе и ресторанов, столовые, фойе театров и кинотеатров. | |||
Территории больниц, Санаториев, Непосредственно Прилегающие к Зданиям............ | Торговые залы магазинов, спортзалы, пассажирские залы аэропортов и вокзалов приемные пункты предприятий бытового обслуживания, парикмахерские....... | |||
Классы и аудитории в школах и учебных заведениях, конференц-залы, и зрительные залы |
Таблица 2
Поправки к допустимым уровням звука
Влияющий фактор | Условия | Поправки, дБ А |
Характер шума | Широкополосный Тональный, импульсный (при измерениях стандартным шумомером) | -5 |
Место расположения Объекта | Курортный район Hовый проектируемый городской жилой район Жилая застройка, расположенная в существующей (сложившейся) застройке | -5 +5 |
Время суток | День - с 7 до 23 ч Hочь - с 23 до 7 ч | +10 |
Длительность Воздействия Прерывистого шума в дневное время за наиболее шумные 1/2 ч | Суммарная длительность в %: 56 - 100 18 - 56 6 - 18 менее 6 | +5 +10 +15 |
Примечание: при определении эквивалентного уровня звука непостоянного шума (транспортный шум) поправка на длительность воздействия шума не должна использоваться.
Приложение 3
Основные мероприятия по снижению
транспортного шума на территории жилой застройки
Планировочные мероприятия
1. Обеспечение достаточного отступа жилых зданий от проезжей части улиц (санитарно-защитные разрывы).
2. Экранирование жилой застройки:
a) зданиями нежилого назначения (ателье, магазины и проч.),
б) зелеными насаждениями,
в) защитными экранами (стенками),
г) специальными жилыми зданиями с повышенной звукоизоляцией.
3. Заглубление транспортных магистралей.
4. Развязка магистралей на разных уровнях.
5. Строительство объездных магистралей.
6. Применение звукопоглощающих покрытий проезжей части улиц.
Технические и эксплуатационные мероприятия
1. Замена шумных видов транспорта на малошумные и нешумные.
2. Правильная регулировка автомобильных двигателей, подгонка дребезжащих частей кузова и других деталей.
Организационные мероприятия
1. Сокращение простоя автотранспорта на городских узлах.
2. Дифференциация магистралей по составу транспортных средств.
3. Регламентация времени движения транспорта по улицам городского, районного и местного значения.
Приложение В
ГОСТ 17.2.3.01-86
УДК 502.3:006.354 Группа Т58
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ОХРАНА ПРИРОДЫ
АТМОСФЕРА