Экологическая безопасность человека
Экологическая безопасность -это состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и прежде всего его прав на благоприятную окружающую природную среду.
Научной основой экологической безопасности населения и аука — фитодизайн (дизайном называется вид инженерной конструкторской деятельности для придания промышленным изделиям привлекательного вида) — умение создать красивый интерьер, изящно расположив на подоконнике, стенах или специальных подставках, стойках, пирамидах различные комнатные растения. Чем больше в комнате растений, тем чище атмосфера, тем больше в ней кислорода и меньше микроорганизмов.
Комнатный воздух хорошо очищает хлорофитум, выделяет в воздух много фитонцидов герань.
Фауна квартиры. Кроме кошек, собак, волнистых попугайчиков, хомяков, рыбок в аквариуме в домах живет не менее двух десятков видов животных, поселившихся в квартирах помимо воли человека. Из млекопитающих — это мыши и крысы, а в деревянных домах, кроме того, и обыкновенные полевки. Грызунов особенно много в складских помещениях, начияая-с-чуланов и кончая бльшими продуктовыми складами. В домах поселилось множество разные насекомымми обычными насекомыми- в квартирах стала различные
В квартирах могут жить и микроскопические клещи, вызывающие чесотку или разнообразные аллергические заболевания: бронхиальную астму, ринит, конъюнктивит, дерматозы.
Загрязнение атмосферы квартиры. Источником загрязнения могут быть ядовитые выделения синтетических смол которыми пропитаны древесностружечные плиты (из них сделана мебель), испарения химических покрытий пола — линолеума и пленки ПХВ, не до конца сгоревший газ ] газовых печах и плитах.) Опасно для здоровья загрязнен”
Много пыли накапливается на книгах.
белья и верхней одежды в процессе износа. Источником опасного запыления является старый поролон в креслах и диванах, который разрушается и выделяет в воздух мельчайшие частицы. Поролон необходимо заменять каждые 5—7 лет.
Анализ научно – методической литературы и диссертационных работ показал, что экологическое образование в настоящее время является открытым и приоритетным. Защищено не мало кандидатских работ на вопрос экологического образования, но большинство из них посвящено экологическому образованию школьников. Это работы Л.И. Андреевой, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, Л.В. Моисеевой, А.В. Поддубного, В.И.Полченко, Л.В. Тарасова, В.А. Ушакова, Н.П. Фадеевой и т.д.
Общие фразы об актуальности
Большое количество диссертаций и научных работ исследуют экологическое образование будущих педагогов, химиков, биологов, специалистов с/х и др. Это труды А.Г. Бусыгина, Б.Г. Иоганзена, Г.М. Кривощекова, Д.Г, Мусаева. Л.В. Романова.
Вопросы экологического образования отражены в диссертационных работах и научных публикациях Ю.А. Куртова, В.Н. Михельневича, Т.С. Розенберга.
В последнее время возросло и число публикаций, в которых освещаются вопросы экологического воспитания.
(переработать) Экологическое воспитание – это вид педагогического деятельности, направленный на развитие экологической образованности и воспитанности, накопление экологических знаний, формирование умений и навыков, приобретение высоконравственных личностных качеств твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.
Экологическое воспитание исследуется А.А. Вербицкого, И.Т. Гайсина, В.М. Сенкевича, И.Т. Сураейчиной, В.П. Идукина и др.
Глубокий анализ филосовских проблем экологии, взаимосвязи экологии и человека дан в научных трудах Э.В. Гирусова, Т.К. Гурилова, В.П. Казначеева, В.А. Лось, О.П. Мелехова.
Подведя итог, можно констатировать значительное увеличение объема научных исследований в области теории и практики экологического образования, утверждается принцип непрерывного экологического образования, разработана последовательность такого образования в школе, написаны учебники для школьников, методические пособия для учителей, идет экологизация дошкольного и школьного образования и воспитания.
Экологическое образование становится важным фактором реформи-рования российского образования в целом.
Что касается видов, здесь необходимо отметить недостаточную степень развитости экологического образования в вузах.
Это можно объяснить отчасти тем, что экологическое образование молодо, и в преподавании ее остается большие проблемы, чем их решении, сказывается и недооценка глубины экологического кризиса в нашем обществе. Проведя анализ многих научных трудов
Основные задачи экологии следующие:
- Изучение условий формирования популяций, и их динамику
- Изучение биогеоценозов, пути их формирования, и структуру взаимодействия с факторами окружающей среды.
- Установление пределов существования особей.
В процессе развития экологических исследований возникло разделение экологии на несколько ветвей. Выделяют
- аутэкологию, которая исследует взаимодействие отдельных организмов и видов со средой
- синэкологию, которая изучает сообщества
- демэкологию, изучающую популяцию.
По другой классификации отдельно рассматривается экология пресной воды, морей, суши, океана и т.д., т.е. разделение идет по типам сред обитания.
И наконец экология разделяется на таксономические ветви: экология растений, экология насекомых, экология позвоночных и т.д. до экологии человека.
Методы экологических исследований
Объектом исследования служат не единичные особи, а популяции и их сообщества, т.е. биологические макросистемы.
Многообразие связей формирующихся на уровне макросистем, обуславливают разнообразие методов экологических исследований.
Большое значение для экологии имеют полевые исследования, позволяющие установить результат влияния на организм или популяцию определенного комплекса факторов, влияющих на развитие вида в конкретных условиях. Для этих целей используют методы: физиологии, биохимии, анатомии, химии, физики и т.д.
Большое значение имеет мониторинг, позволяющий непрерывно следить за состоянием экологических объектов, давать прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей среды. Выделяют локальный , региональный и глобальный мониторинг. Для оценки состояния окружающей среды используются методы физико-химического экспресс анализа, зондирование, телеметрии и компьютерной обработки полученных данных
Использование методов демографии , т.е. изучение динамики численности популяций получили широкое распространение при изучении состава популяций, прогнозирования гибели видов и повышения биопродуктивности экосистем.
Другим не менее важным является эксперимент, позволяющий проанализировать влияние на развитие организма отдельных факторов в искусственно созданных условиях и изучать экологические механизмы, обуславливающих его нормальную жизнедеятельность.
Экологическое исследование проводится на определенном количестве особей, выбор которых во многом случаен. Поэтому необходимо применять
методы математической статистики, чтобы по случайному набору различных вариантов определить достоверность тех или иных результатов (степень отклонения их от нормы, случайны отклонения или закономерны) и получить объективное представление о всей популяции.
На сегодняшний день большое применение получили методы теорииинформации кибернетики, использование теории вероятности, математической логики, дифференциальных и интегральных исчислений, теории чисел, матричной алгебры и др.
В современной экологии широкое распространение получило моделирование биологических явлений, т.е. воспроизведение в искусственных условиях различных процессов, свойственных живой природе. Примером биологических моделей может служить аппарат искусственного кровообращения, искусственная почка, искусственные легкие, протезы и т.д.
Основной задачей биологического моделирования является экспериментальная проверка гипотез относительно структуры и функции биологических систем. Сущность этого метода заключается в том, что вместе с оригиналом, т.е. с реальной системой изучается его искусственно созданное подобие – модель. Применяя этот метод и современные компьютерные программы стало возможно не только создавать различные экологические сценарии, но и давать и обосновывать экологические прогнозы.