Органы государственного управления в области организации природоохранной деятельности РБ
Экологическая функция государства и права.
Государство в соответствии со своими внутренними политическими задачами выполняет разнообразные функции: нормотворческую, правоохранительную, фискальную, функцию регулирования общественных правоотношений, культурно-воспитательную, социальную и т.п. Все современные государства, в том числе и Республика Беларусь, осуществляют функцию охраны окружающей среды (экологическую функцию) как самостоятельную функцию государства.
Экологическая функция государства представляет собой основные направления деятельности государства в сфере взаимодействия общества и природы, выражающиеся в защите и сохранении природы, в ее воспроизводстве и улучшении, в рациональном использовании природных ресурсов. Кроме того, государство участвует в международной охране окружающей среды.
В последнее десятилетие происходит экологизация государственной политики во всех европейских государствах. Это означает:
1. Коренное изменение характера производственной деятельности с точки зрения ее экологических последствий. Изменяются технологии, применяемые в промышленности и сельском хозяйстве, внедряются программы энергосбережения и ресурсосбережения, безотходные технологии и производства.
2. Рационализация потребления. Повышение уровня жизни людей должно осуществляться не за счет истощения природы, а сопровождаться сохранением, возобновлением условий существования животного и растительного мира.
3. Максимальная поддержка научных фундаментальных исследований, изучающих биосферу и ее экосистемы.
4. Образование и воспитание, формирование нового отношения к природе, восприятие человеком себя как части природы.
Однако деятельность государств мирового сообщества в области охраны окружающей среды пока не обеспечивает экологическую безопасность. Загрязнителями зачастую становятся обычные, часто полезные материалы. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Есть еще один своеобразный загрязнитель среды обитания – шум. Шум сокращает производительность ручного труда на 30%, умственного – на 60%, способствует накоплению стресса.
Необходимость усиления экологической функции государства приводит к расширению роли права в регулировании экологических отношений. Это привело к появлению новой функции права – экологической, которая состоит в правовом регулировании общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью обеспечения качества окружающей среды.
Органы государственного управления в области организации природоохранной деятельности РБ.
Систему государственных органов власти и управления в области охраны окружающей среды составляют:
Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Совет Министров, а также местные органы власти – областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты.
Президент Республики Беларусь, являясь главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, в т. ч. и по вопросам охраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь –принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, объявляет, в случае необходимости, территории зонами экологического бедствия. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь –осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь: реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение государственных экологических программ и крупных природоохранных мероприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств и иных республиканских органов государственного управления, осуществляет международное сотрудничество в этой области. Местные органы государственного управления – областные, районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение государственных экологических программ и иных природоохранных мероприятий, разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их исполнение, а также материально-техническое и финансовое обеспечение.
Основным государственным органом в области природопользования и охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ . Система охраны окружающей среды функционирует в республике с 1960 года, с момента образования Государственного комитета Совета Министров БССР по охране природы (постановление Совета Министров БССР от 29 августа 1960 г. № 480). Его главные задачи заключаются в разработке и проведении единой экологической политики в области охраны окружающей среды, осуществлении комплексного управления и координации правоохранительной деятельности других государственных органов и юридических лиц, осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды, обеспечение населенияинформацией о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по её оздоровлению, осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции. В систему министерства входят 6 областных и минский городской комитеты, 123 горрайинспекции, ПО «Белгеология», различные НИИ, Республиканский научно-технический центр «Экомир», комитет рыбоохраны.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь:
1. Организует разработку территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рац. использования природных ресурсов.
2. Проводит государственную экологическую экспертизу.
3. Организует национальную систему мониторинга окружающей среды, учет и оценку природных ресурсов, ведет кадастры водных ресурсов, недр, земель, атмосферного воздуха, животного и растительного мира, отходов, торфяного фонда;
4. формирует республиканский банк данных о состоянии окружающей среды.
5. Ведет Кранную книгу РБ,
6. Осуществляет лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (см. предыдущую тему Лицензирование природопользования).
7. Согласовывает все виды промышленного строительства.
8. выдает разрешения на захоронение промышленных и коммунально-бытовых отходов.
9. предъявляет иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
10. Осуществляет контроль за соблюдением экологического законодательства.
11. ограничивает или приостанавливает работу предприятий, отдельных цехов, участков и иных объектов, если их деятельность осуществляется с нарушением природоохранного законодательства.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды обобщает практику применения законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, разрабатывает предложения о его совершенствовании.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет свою деятельность через областные и Минский городской исполнительный комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды, городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.
При Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды существует ПО «Белгеология», задачей которого являет проведение работ по геологическому изучению недр Республики Беларусь с целью развития и расширения минерально-сырьевой базы государства.
Беларусь осуществляет обширное и разностороннее международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды и природопользования. Особое внимание в развитии международного сотрудничества на многосторонней основе уделяется выполнению международных конвенций и подписанных к ним протоколов. Большое внимание уделяется развитию и укреплению двустороннего сотрудничества в области охраны природы, прежде всего со странами СНГ и др. государствами. ГЭП РБ, её законодательная и нормативная база, экономические механизмы природопользования постоянно совершенствуются и корректируются с учётом новых реалий.