Экологический мониторинг. Экологический мониторинг(мониторинг окружающей среды) — комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды
Экологический мониторинг(мониторинг окружающей среды) — комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Сам термин “мониторинг” впервые появился в рекомендациях специальной комиссии Научного комитета по проблемам окружающей среды при ЮНЕСКО (СКОПЕ) в 1971 г., а на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 г. появились первые предложения по созданию Глобальной системы мониторинга окружающей среды. Однако такая система не создана и по сей день. Причиной этого являются слишком большие разногласия в объемах, формах и объектах мониторинга, распределении обязанностей между уже существующими системами наблюдений. Такие же проблемы и у нас в стране, поэтому, когда возникает острая необходимость режимных наблюдений за окружающей средой, каждая заинтересованная отрасль создает свою локальную систему мониторинга.
Структура и состав экологического мониторинга целиком определяются целями его проведения и возможностями материального обеспечения. В зависимости от этих факторов определяется соотношение дистанционных и прямых методов наблюдения состояния компонентов природной среды или геотехнической системы.
В развитии мониторинга различают его формы — глобальный, региональный, локальный, точечный.
Все виды экологического контроля можно рассматривать с двух точек зрения. В одном случае объектом контроля являются вредные техногенные или естественные воздействия на природную среду. При этом необходимо определять количественные характеристики механических, тепловых, химических и других воздействий, что можно сделать различной контрольно-измерительной аппаратурой. Полученные результаты сравнивают с нормативными — предельно допустимыми для данных природно-климатических условий.
В другом случае объектом экологического контроля является собственно природная среда, подверженная или не подверженная (фоновый контроль) вредным воздействиям. При этом, как правило, определяют качество отдельных компонентов или комплексов природной среды, используя аналитические методы и измерения массы (объема) с целью выявления состава и концентрации тех или иных веществ.
Экологический мониторинг ставит своей целью дать ответы на следующие вопросы:
- каково состояние природной среды в данный момент и в рассматриваемый отрезок времени в сравнении с предшествующим состоянием (в абсолютной или относительной форме) и какие изменения (положительные, отрицательные) ожидаются в природной среде в прогнозируемый отрезок времени;
- в чем причины происшедших изменений и возможных изменений в будущем (в том числе нежелательных, губительных, критических) и что явилось, является или будет являться источником этих изменений (как правило, вредных техногенных воздействий);
- какие воздействия на данную локальную природную среду являются вредными (нежелательными или недопустимыми);
- какой уровень техногенных воздействий, в том числе в совокупности с естественными или стихийными процессами и воздействиями, происходящими в рассматриваемой природной среде, является допустимым для природной среды и отдельных ее компонентов или комплексов и какие резервы имеются у природной среды для саморегенерации состояния, адекватному исходному, принятому за состояние экологического баланса;
- какой уровень техногенных воздействий на природную среду, отдельные ее компоненты и комплексы является недопустимым или критическим, после которого восстановление природной среды до уровня экологического баланса является неосуществимым.
В нашей стране государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.
Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, используется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально - экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.
Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды регулируется законодательством.
Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет регулярно ведутся наблюдения за изменением погоды, климатом. Это всем нам знакомые метеорологические, фенологические, сейсмические и некоторые другие виды наблюдений и измерений состояния окружающей среды. Постепенно круг наблюдений становится все шире, растет число измеряемых параметров, все гуще становится сеть наблюдательных станций, — все это обуславливает разнообразие применяемых технических средств и методов контроля, требований к квалификации и специализации самих контролеров, нормативно-технической документации.
Наравне с инструментальными методами контроля в последнее время для индикации особо вредных веществ широко применяют методы биоиндикации. При этом уровень и состав вредных воздействий (выбросов, стоков) оценивают по состоянию, например некоторых мхов и лишайников, способных накапливать вредные примеси с изменением массы, цвета и др.