Зарубежный опыт переработки бытовых отходов
В высокоразвитых промышленных странах Европы и Америки накоплен богатый опыт постепенного перехода от захоронения ТБО на свалках к использованию большей части отходов в качестве вторичного сырья и топливно-энергетических ресурсов.
Еще в начале 90-х годов захоронение оставалось самым распространенным методом обращения с отходами. Второе место по общему количеству обезвреживаемых отходов занимало их сжигание. Большинство европейских стран отдавало предпочтение либо свалкам, либо сжиганию ТБО, и только в нескольких странах использование этих методов было сбалансировано. В 1992 году в США под давлением общественности был принят закон об ограничении сжигания отходов во всех сферах производства.
Под влиянием экологической общественности запрещено строительство новых мусоросжигательных заводов в Канаде и многих штатах США. В странах Западной Европы оно резко пошло на убыль, но Южная Азия и Восточная Европа готовы получать устаревшие западные технологии и строить МСЗ. Их производители находят новые рынки сбыта и собираются построить около 200 МСЗ в России (в том числе один во Всеволжском районе Ленинградской области). В США применяющееся достаточно широко сжигание отходов постепенно вытесняется их использованием в качестве вторичного сырья. По прогнозам в ближайшие годы количество перерабатываемых ТБО может достигнуть в этой стране 30-50%.
В Европе рост объемов ТБО, используемых в качестве вторичного сырья, опережал рост их использования в качестве топлива. Однако, по прогнозам, количество ТБО, используемых как топливо, сохранится в начале этого века на уровне 20%.
Следует подчеркнуть, что до середине 80-хгг. Предпочтение чаще всего отдавалось тем схемам обращения ТБО, затраты на реализацию которых были наименьшими. В настоящее время осуществляется переход к более дорогостоящим схемам обращения, позволяющим в большей степени использовать рециркуляцию материалов, содержащихся в отходах. Для этого используются: раздельный сбор в домохозяйствах компонентов и фракций, подлежащих рециклингу, создание небольших самостоятельных предприятий, занятых сбором (переработкой) тех или иных компонентов ТБОР. Во многих странах управление процессами сбора, вывоза и переработки ТБО осуществляется местными органами власти.
В результате работы, проделанной внутри государств и на межгосударственном уровне, были выбраны приоритеты в деле обращения с ТБО, а также ряд строгих ограничений по токсичным веществам и по технологиям переработки тех видов отходов, в которых могут присутствовать токсичные вещества. Европейское Сообщество (ЕС0 суммировало эти наработки в принятой в 1990г. «Стратегии Сообщества для обращения с отходами».
Природоохранная политика ЕС основана на принципах устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимается, в первую очередь, неправомерность действий, представляющих угрозу будущим поколениям. Устойчивое развитие предусматривает соответствующие требования к системе обращения с отходами. Для их выполнения предпринят следующий порядок приоритетов в управлении потоками отходов, предписывающий:
-использование всех возможностей для предотвращения образования отходов;
- вторичное использование всех полезных фракций отходов, включая применение их как источника энергии;
Экологически правильное захоронение не утилизируемых фракций, включая строго контролируемое сжигание.
Устойчивость системы обращения с отходами обеспечивается следующими способами:
1.Развитием рынка вторичных ресурсов. Рыночная инфраструтктура позволяет осуществлять раздельный сбор отходов, вторичное использование материалов и энергии и косвенно способствует уменьшению объемов отходов;
2.Удалением отходов в соответствии с европейскими стандартами;
3.Пресечением нелегального захоронения отходов с помощью жесткой системы контроля;
4.Применением принципа « загрязнитель платит».
Механизмы реализации стратегии таковы:
- запретить использование материалов, для которых доказана вредность их воздействия на окружающую среду;
- Увеличить стоимость размещения отходов;
- Оказывать поддержку производителям в целях уменьшения материалоемкости упаковки и продукции;
- Поощрять использование материалов, которые безопасны в использовании и в виде отходов.
Требования к системе обращения с отходами заложены в программных документах и директивах ЕС. Некоторые страны ЕС (Дания, Германия, Голландия) внесли эти директивы в сове законодательство.
Стратегия ЕС учитывает как требования охраны окружающей среды, так и экономические соображения. Целью является анализ всего цикла существования изделий, включающего конструирование, добычу сырья, производство материалов, производство и использование изделий, появление отходов. Цикл заканчивается определением возможности повторного использования изделия или материала.
В стратегии ЕС предусмотрено выделение потоков отходов, оказывающих наибольшее воздействие на окружающую среду. В настоящее время выделены следующие потоки:
-отслужившие свой срок потоки;
- отходы снесенных строений;
- отходы здравоохранения;
- отработанное электронное оборудование.
США и Канада, которые не являются членами ЕС и формально не присоединились к этому документу, в своей политике обращения с отходами придерживаются той же системы приоритетов.
Иерархическая схема обращения с отходами с точки зрения экологической безопасности. Она полностью согласуется со стратегией ЕС, лишь несколько детализируя отдельные моменты.
Таким образом, стратегии управления ТБО, в целом направленные на осуществление концепции устойчивого развития, должны быть адаптированы к условиям конкретной страны.