Кодификация экологического законодательства
Кодификация законодательства представляет собой научно обоснованный процесс упорядочения, в соответствии с жесткой структурой, действующих в данной отрасли правовых норм с одновременным изменением и пополнением их новыми нормами в целях создания единого по структуре, юридической технике, языку акта, регулирующего конкретную область человеческих отношений. Кодификация экологического законодательства, следовательно, могла бы привести к созданию комплексного акта, регулирующего отношения человека и общества с окружающей средой путем сведения в него имеющихся законов и создания, доработки тех разделов, которые пока не урегулированы на законодательном уровне. От кодификации законодательства следует отличать его систематизацию, т. е. создание свода законов, расположенных в определенном порядке, без затрагивания содержания и структуры отдельных актов. Право-
вая реформа в России предполагает создание Свода законов РФ, т. е. официальную систематизацию российского законодательства. Неофициальная систематизация осуществляется в различных сборниках или информационных системах, например в «Гаранте», «Консультанте».
Смежным с понятием систематизации является понятие классификации актов в целях создания классификатора как необходимого предварительного условия систематизации и кодификации законодательства. Поэтому классификатор правовых актов - это важный инструмент для осуществления информационного поиска в целях систематизации законодательства и получения нужных сведений в процессе законотворчества и правореализации (правоприменения).
В 1998 г. АО «Консультант плюс» разработало проект Классификатора правовых актов и Общую схему системы классификации правовых актов. В создании его принимали участие ведущие ученые — юристы разных специальностей. По общей схеме классификации подлежат нормативные правовые акть/, индивидуально-правовые акты, акты договорного права и судебной практики, а также научная доктрина. Основаниями классификации являются: орган, принявший акт, форма, тип, время принятия, номер акта, его алфавитные признаки. В проекте классификатора «Окружающая среда и природные ресурсы»-это 6-й раздел, имеющий 10 подразделов (с. 11-17), составленный А. К. Голиченковым. В настоящее время в РФ действует Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. «О классификаторе правовых актов» (СЗ РФ, 2000, № 12, ст. 1260), в котором выделен раздел «Природные ресурсы и охрана окружающей среды» (110.000.000-110.100.050).
В российской литературе в последние годы обсуждаются возможность, цели и направления кодификации российского экологического законодательства, т. е. создания Экологического кодекса РФ. А. К. Голиченков считает, что этот кодекс должен быть актом не отраслевой, а межотраслевой кодификации .и заменить действующие ныне акты экологического и природоресурсного законодательства, а также акты Президента, Правительства и органов федеральной исполнительной власти. Им предложена структура ЭК РФ, состоящего из трех частей - Общей, Особенной и Специальной. В разделах Общей части предполагается урегулировать экологические права и обязанности; право собственности на природные ресурсы; экологическое управление; экономические механизмы; юридическую ответственность; вопросы образования и воспитания. В Особенной планируется разрешить общие вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, 26
включить нормы, касающиеся использования и охраны всех средо-образующих элементов — от земли до исключительной экономической зоны РФ. Наконец, нормы Специальной части образуют три раздела о международном сотрудничестве: в целом, в области охраны земель и в области охраны иных компонентов окружающей среды. При этом автор правильно подчеркивает, что в настоящее время в России отсутствуют организационные, юридико-техниче-ские и ресурсные условия для подготовки кодекса. Тем не менее научные концепции в этой связи нуждаются в формировании, полезно и обсуждение такого проекта1.
За рубежом имеется опыт как систематизации, так и кодификации экологического законодательства. Систематизация проведена во Франции и Швеции, проект Экологического кодекса разработан в ФРГ. Он состоит из Общей и Особенной частей, объединяющих 775 параграфов (объем текста 425 страниц). Общая часть включает главы, содержащие исходные положения о планировании, продуктах, мерах контроля и надзора, производственной охране окружающей среды, экологической ответственности, экономических инструментах, экологической информации и международно-правовой охране природы. Особенная часть регулирует охрану природы, ландшафтов и лесов, земель, вод, атмосферного воздуха; использование атомной энергетики и радиационную безопасность; генную инженерию и иные биотехнологии; регламентирует вопросы опасных веществ и отходов. Создатели Кодекса считают, что вершиной юридической мысли XIX века была кодификация гражданского права. Главнейшая задача и прекрасная цель для юристов века XX, по их мнению,-кодификация экологического законодательства. Возможно, эта задача будет решена в XXI веке в России, и не только в ней.
Рекомендуемая литература:Голиченков А. К. Основные подходы к разработке концепции проекта Экологического кодекса РФ.— Право и политика, 2000, № 10, с. 123—131; Дубовик О. Л. Экологический кодекс ФРГ.—Там же, с. 144—148; Новикова Е. В. Теоретические проблемы развития экологического законодательства в Республике Казахстан. М., 1999, с. 65-145.