Значение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения к праву 2 страница

Первой формой права стал правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного.

Второй формой права является судебный прецедент – решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным источником права в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других странах, которые относятся к англосаксонской системе общего права. Судебный прецедент не является всеми решениями суда, а только тех правовых принципов, которые были применены судом при решении дела.

Третьим источником права является нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные. Например, внутригосударственными договорами могут быть договоры, заключаемые между администрациями государственно-территориальных образований; договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий; коллективные договоры «работодатель – работники».

Источником в международном праве является международный договор. В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъектам международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные. Если международным договором РФ установлены какие-то другие правила, нежели предусмотренные законом, то употребляются правила международного договора. Общие принципы права – это исходные положения, на основе которых разрабатываются Конституция и иные нормативные акты. К ним относятся принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие принципы права в законодательстве РФ нашли прямое отражение: они служат одним из способов восполнения пробелов в праве.

Пятая форма права – юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье.

Юридическая доктрина как источник права:

1) оказывает существенное влияние на сознание законодателей;

2) разрабатывает юридические термины и конструкции;

3) ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;

4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права.

Шестая форма права – религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт – принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Для начала следует отметить, что понятие «правовая форма» используется для обозначения связи права с иными социальными процессами. Данная связь проявляется применительно к свойствам правовых явлений, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные отношения. Вообще, под правовой категорией «форма права» подразумеваются определенные способы внешнего выражения права, а точнее конкретной правовой нормы. Назначение формы права состоит в упорядочении содержания правовой нормы, придании ей государственно-властного характера.

В рамках теории государства и права различают две стороны формы права — внутреннюю и внешнюю. Под внутренней формой права понимается сама структура права, система правовых элементов — нормативные предписания (норма права), институты права, отрасли права. Под внешней формой права понимается комплекс юридических источников, которые формально закрепляют правовые явления, а также тем самым позволяют ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

Относительно внешней стороны формы права, т. е. комплекса юридических источников, в российской правовой системе утвердились следующие виды формы права:

1. Правовой обычай — это одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. По своей природе правовой обычай как форма права довольно консервативен, т. к. он исторически предшествовал закону как правовому источнику.

Вообще, различные виды государств с различным государственным устройством по-разному относятся к различным правовым обычаям. Одни из государств официально посредством законов запрещают использование правовых обычаев в качестве источников права, в других государствах использование правовых обычаев, напротив, поощряется и санкционируется законом.

2. Правовой прецедент — это решение уполномоченного государственного органа, которое принимается в качестве образца при последующем рассмотрении аналогичных судебных дел. К числу видов правового прецедента относятся разъяснения Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов. Подобные разъяснения кладутся в основу разрешения конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами.

Следует отметить, что правовой прецедент может быть как судебный, так и административный. И наконец, степень обязательности прецедента для того или иного суда зависит от его положения в судебной системе Российской Федерации. Чем выше положение суда, разрешающего конкретный судебный спор, тем меньше он связан в своей деятельности судебными прецедентами.

3. Договор с нормативным содержанием — это такой договор, который имеет правовое значение. Нормативные договоры получают распространение во всех отраслях российского права. В теории правоведения нормативные договоры подразделяются на следующие виды: внутригосударственные и международные; учредительные и обычные; типовые и текущие.

Вообще, любой договор с нормативным содержанием независимо от его вида имеет следующие характерные свойства:

• содержит правовую норму общего характера,

• носит добровольный характер заключения,

• имеет общность правового интереса сторон,

• предполагает равенство прав и обязанностей сторон, а также согласие участников по всем существенным аспектам нормативного договора,

• носит эквивалентный и возмездный характер,

• подразумевает взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств;

• предполагает правовое обеспечение.

4. Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке, содержащий нормы права официальный акт-документ компетентного государственного правотворческого органа. Вообще, нормативно-правовой акт — это основная и наиболее совершенная форма права. Нормативно-правовой акт как юридический источник обладает следующими характерными чертами:

• исходит от государства, т. е. выражает государственную волю общества,

• его основное содержание составляют типичные нормативные предписания, которые обладают определенной юридической силой и устанавливают единый, государственно-властный порядок регулирования юридически значимых общественных отношений,

• имеет строго определенную документально-письменную форму, а также использует только установленные символы и реквизиты, конкретную терминологию,

• принимается и осуществляется в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке,

• его реализация обеспечивается комплексом мер государственного правового воздействия.

Понятие «источник права» подразумевает под собой истоки формирования права, систему факторов, которые предопределяют содержание и формы выражения права. Вообще, в теории государства и права различают следующие виды правовых источников:

1) материальные источники права — данная группа источников заложена в системе объективных потребностей общественного развития;

2) идеальные источники права — состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств;

3) юридические источники права — это результат осознания общественных потребностей, получивший закрепление в юридических (правовых) актах.

Кроме приведенной выше классификации, следует также отметить, что юридические источники права могут быть объективными и субъективными, а также главными и второстепенными (дополнительными). Основными юридическими источниками, в частности, являются Конституция, законы и иные нормативные акты, а в качестве второстепенного источника права используется судебная практика.

7. Нормативные акты: понятие, классификация.

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

1. по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

2. по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1. закон – одно из основных источников права;

2. установлен особый порядок принятия;

3. принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

4. регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

1. никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

2. другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3. при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1. федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

2. принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

3. обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

4. особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

8.Закон и его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов. Конституция как основной закон государства, ее прямое действие.

Для начала следует отметить, что закон — это принятый в особом порядке акт государственного законодательного органа, который обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений. Вообще, законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Такое особенное их положение предопределяется следующими характерными чертами, присущими закону как виду нормативно-правового акта:

• закон принимается только соответствующими компетентными законодательными (представительными) органами государственной власти или же непосредственно народом (референдум);

• закон обладает высшей юридической силой. Ни один государственный орган, кроме того, который издал соответствующий закон, не имеет права отменять либо изменять содержание какого-либо закона;

• закон регулирует наиболее важные основополагающие общественные отношения;

• закон содержит нормы исходного, первичного характера;

• закон принимается в особом, официально утвержденном процессуальном порядке.

В зависимости от значимости в системе действующего законодательства, т. е. в зависимости от занимаемого места, все законы как источники права подразделяются на следующие виды:

1. Конституционные законы — данные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. В частности, к конституционным законам относятся следующие виды нормативно-правовых актов:

а) Конституция Российской Федерации и республик, входящих в ее состав;

б) законы, которые вносят изменения либо дополнения в Конституцию Российской Федерации;

в) законы, которые уточняют, конкретизируют содержание Конституции Российской Федерации.

Категория «конституция Российской Федерации» может быть рассмотрена с двух аспектов: фактического и юридического. Фактическая конституция подразумевает под собой реальные общественные отношения, а юридическая конституция — правовое оформление данных общественных отношений.

Конституция — это акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства. Кроме того, в Конституции Российской Федерации определен перечень конкретных федеральных конституционных законов (14). При принятии данной категории законов обязательно необходимо одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, однако на эти голоса может быть наложено вето Президента Российской Федерации, который также обладает полномочиями в принятии федеральных конституционных законов.

2. Текущие (обыкновенные) законы — данные законы принимаются на основе и для исполнения федеральных конституционных законов. Обыкновенные законы составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества. В свою очередь все текущие федеральные законы (законы Российской Федерации) подразделяются на две следующие группы:

а) органические (кодифицированные) законы — данные законы принимаются по целым отраслям права в целях упорядочения имеющихся отраслевых правовых норм. Такие кодифицированные законы воплощаются в Основах законодательства Российской Федерации, а также в отраслевых кодексах;

б) чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах. Данные текущие законы носят временный характер и прекращают свое действие с прекращением соответствующих условий.

3. Подзаконные нормативные акты:

а) указы Президента Российской Федерации, которые в свою очередь делятся на следующие виды по различным критериям:

• в зависимости от характера полномочий на: указы в границах собственных полномочий; указы на основе делегированных парламентом полномочий; указы, подлежащие утверждению Советом Федерации;

• в зависимости от юридической значимости на: нормативные указы (данные указы содержат нормы права, регулируют различные сферы общественной жизни и имеют общеобязательный характер) и правоприменительные указы (данные указы носят индивидуально-разовый характер, принимаются по конкретным вопросам государственного управления);

б) распоряжения Президента Российской Федерации;

в) указы и распоряжения президентов республик, входящих в состав Российской Федерации;

г) постановления Правительства Российской Федерации, которые могут быть приняты:

• во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных и федеральных конституционных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации;

• по вопросам собственной компетенции.

д) распоряжения Правительства Российской Федерации;

е) приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств;

ж) уставы; постановления и распоряжения исполнительных органов государственной власти; приказы и инструкции министерств и ведомств субъектов Российской Федерации;

з) решения представительных органов местного самоуправления; постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;

и) нормативные акты общественных организаций;

к) международно-правовые акты, которые в свою очередь подразделяются на два вида:

• директивы — данные международно-правовые акты дают возможность выбора способов, средств, форм реализации международных обязательств;

• постановления — это требования, содержащие определенные правовые предписания и подлежащие непосредственному исполнению каждой стороной.

Конституция РФ – основной закон государства

Основа правового регулирования в Российской Федерации – Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституция – Основной Закон государства.

Предмет регулирования Конституции:

права и свободы человека;

организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей;

устройство государственного механизма;

политико-территориальное устройство;

форма правления;

форма государственного устройства.

К основным направлениям реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение Конституции, относятся:

учредительная – так как именно Конституция придает законность государству, общественному строю, основам политической системы;

организаторская – потому что в Конституции установлен правовой порядок в стране;

идеологическая – так как выражает идеологическую основу проводимой государством политики;

информационная – так как является главным источником информации о стране, ее принявшей;

стабилизирующая – так как путем принятия устойчивых конституционных норм обеспечивается стабильное развитие страны в определенном направлении;

программная – так как она содержит ряд положений, реальность которых будет возможна в будущем, а также те положения, которые в момент ее принятия казались новыми, но со временем стали широко распространены.

Конституция как основа нормативно-правовых отношений и как нормативно-правовой акт обладает следующими свойствами:

основополагающий характер – она регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство Федерации);

нормативность;

высшая юридическая сила – ее нормы по правовой силе превышают иные законы;

особый порядок ее принятия и изменения – отличный от принятия федеральных законов;

учредительность.

Конституция РФ непосредственно порождает права и обязанности всех субъектов правоотношений. Конституция РФ:

1) называет носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации многонациональный народ (п. 1 ст. 3 Конституции РФ). Государственная власть целостна. Полномочия, предоставленные Конституцией РФ народу страны, не могут быть переданы кому-либо другому;

2) закрепляет принцип, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3 Конституции РФ), при этом высшим непосредственным выражением власти народа называется референдум и свободные выборы (п. 3 ст. 3 Конституции РФ);

3) устанавливает принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).

Конституция современного демократического государства должна обла­дать одним важным свойством: она должна быть актом прямого действия.

Практическое значение прямодействия конституции состоит в том, что у гражданина непосредственно на основе конституционных норм возникают права, за защитой которых он имеет право обратиться в суд, ссылаясь исклю­чительно на статью конституции, а суд не вправе отказать в рассмотрении де­ла, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов. Таким образом, прямодействие конституции означает, что органы государства обязаны рассматривать нормы конституции в качест­ве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел.

Нормативным актом прямого действия является и Конституция Россий­ской Федерации, принятая путем референдума в декабре 1993 г. Часть 1 ст. 15 в ней гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридиче­скую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». В предыдущих конституциях России такой записи не было. Она означает, что новая Конституция Российской Федерации - не торжественная декларация, а полноценно действующий нормативно-правовой акт, нормы которого можно использовать для решения конкретных споров, рассмотре­ния жалоб и заявлений граждан, то есть для разрешения дел по существу.

Прямое действие Конституции - большое завоевание демократической России, не менее важное, чем, например, частная собственность или свобода массовой информации. При этом, конечно, нужно понимать, что прямое действие Конституции - это не просто изменение принципа действия Основ­ного Закона путем росчерка пера законодателя, а следствие глубоких соци­ально-экономических преобразований, становления гражданского общества.

В ст. 18 Конституции сказано: «Права и свободы человека и гражданина яв­ляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В то же время прямодействие Конституции, обязывающее органы государства использовать ее нормы в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения, имеет отношение не только к правам граждан, но и означает, что государство получает возможность непосредственно на основе норм Конституции в рамках применения права предпринимать властно-принудительные действия в целях восстановления конституционного порядка, сохранения своей целостности, ликвидации незаконных вооруженных формирований и т.п. Проф. А.Б. Венгеров справедливо замечает, что государственный орган, используя свойство не­посредственного действия конституционной нормы, может на ее основе запус­тить соответствующий принудительный механизм, в том числе и «силовой».

Указание в Конституции на то, что она является актом прямого действия, дает основание сделать следующие выводы:

1. Все нормы Конституции должны рассматриваться как нормы прямого действия: непрямое действие той или иной конституционной нормы должно рассматриваться как исключение и быть специально оговорено в самой Кон­ституции. Как это сделано, например, в ч. 2 ст. 47: «Обвиняемый в соверше­нии преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом».

2. Прямое действие Конституции не означает, что не должны принимать­ся конкретизирующие ее нормы и процедурные акты, необходимые для эф­фективной реализации ее норм. Напротив, все это предполагает сама приро­да Основного Закона. Другое дело, что отсутствие такого рода актов не должно объявляться причиной неприменения конституционных норм.

Обеспечение прямого действия Конституции - одна из главных задач орга­нов правосудия. Непосредственное применение конституционных норм в об­ласти прав и свобод граждан начал обеспечивать Конституционный Суд Рос­сийской Федерации. Пленум Верховного Суда в ряде постановлений дал разъяснения, основанные на приоритете конституционных норм, и ориенти­ровал суды на применение Конституции Российской Федерации как акта пря­мого действия при рассмотрении гражданских и уголовных дел. Так, 31 октяб­ря 1995 г. Пленум Верховного Суда принял Постановление «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуще­ствлении правосудия», в котором подчеркнул, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходи­мых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве ак­та прямого действия.

Проф. А.Б. Венгеров называет формы, в которых органы государства, в том числе и органы правосудия, могут применять непосредственно Конституцию:

а) обособленно от других нормативных актов, со ссылкой на статьи Кон­ституции;

б) совместно с другими нормами иных нормативных актов;

в) для мотивировки своих решений, приговоров, когда им надо придать важное социальное звучание, объяснить цель своих конкретных актов право­применения.

9. Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды

Признаками подзаконных нормативных актов, которые отличают их от законов, является то, что они:

издаются в соответствии с законом;

регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Таким образом, подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

на указы и распоряжения Президента РФ;

акты Правительства РФ;

акты федеральных министерств и ведомств;

акты исполнительной власти субъектов РФ;

акты органов местного самоуправления;

локальные акты.

Рассмотрим их подробнее.

Указы и распоряжения Президента России

В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».

В советское время указы издавали Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:

не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;

содержат нормы права;

регулируют разнообразные сферы общественной жизни;

имеют общеобязательный характер.

Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:

Наши рекомендации