Оценивание творческого экзамена по журналистике
Программа творческого конкурса по эссе
для поступающих по направлению 42.03.02 «Журналистика»
Пояснения для абитуриентов
Вступительный творческий экзамен по журналистике в БГУ на специальность «Журналистика» проходит в форме сочинения. Абитуриенту предлагается написать сочинение в виде эссе по одной из трех предложенных тем.
Эти темы расположены в строгом порядке, например:
1. Человек и Байкал: проблемы экологии
2. О криминале в России и Бурятии
3. об одной экранизации произведения русской литературы
Первая тема соответствует общей журналистской проблематике. Обращаясь к такой теме, абитуриент должен иметь хорошие знания по ней, почерпнутые из публикаций как республиканских, так и федеральных СМИ. Важно уделить внимание источникам, на которые опирается автор, по возможности указать их. Умение работать с фактической информацией является важнейшим умением абитуриента.
Вторая тема соответствует оперативной журналистской проблематике. Здесь абитуриенту предлагается обратиться к событиям недавнего времени, которые нашли отражение в федеральных и региональных СМИ. Умение выразить свою позицию по этим проблемам является основным творческим требованием к поступающим.
Третья тема соответствует культурологической проблематике. Это поле позволяет абитуриенту выразиться личностно, показать глубину анализа и художественного проживания того или иного феномена, о котором будет рассуждать автор. Требования по раскрытию данной темы наиболее близки к требованиям, которые выдвигаются к школьному сочинению.
Темы эссе для вступительного творческого экзамена по журналистике
- О проблеме объективности журналиста
2. Освещение в СМИ проблемы присоединения Крыма к России
- О массовой культуре
Оценивание творческого экзамена по журналистике
Оценивание эссе производится по 4 критериям: «Орфографическая и пунктуационная грамотность»; «Раскрытие темы»; «Работа с фактическим материалом»; «Идейная наполненность».
Критерии:Орфографическая и пунктуационная грамотность (максимум 27 баллов) | |||
№ | Уровень | Баллы | Балл эксп |
Допускается наличие 1-2 орфографических и пунктуационных ошибок. | 21-27 | ||
Допускаются 1-2 неточности по содержанию, не более 2 речевых недочетов, 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок. | 19-20 | ||
Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3-4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочеты. | 14-18 | ||
Имеется более 8-9 орфографических и пунктуационных ошибок. | 0-13 | ||
Критерии: Раскрытие темы (максимум 27 баллов) | |||
№ | Уровень | Баллы | Балл эксп |
Эссе, глубоко и аргументировано раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание событий, отражавшихся в СМИ, построенное логично и последовательно с точки зрения изложения мыслей, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Фактические ошибки отсутствуют. | 21-27 | ||
Эссе, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание публицистического материала, хорошо выстроенное композиционно, логичное и последовательное по изложению, выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей. | 19-20 | ||
Ставится за эссе, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность ее раскрытия или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала. Может отмечаться слабость аргументирования. | 14-18 | ||
Ставится за эссе, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание фактического материала, которое не позволяет автору подняться до необходимого уровня обобщений. Нарушается последовательность изложения мыслей. | 0-13 | ||
Критерии: Работа с фактическим материалом (максимум 14 баллов) | |||
№ | Уровень | Баллы | Балл эксп |
Автор привлекает источники СМИ, обнаруживает точное знание фактов, правильно использует фактические данные для обоснования своей точки зрения. | 8-14 | ||
Автор может не привлекать источники СМИ, обнаруживает знание фактов, возможно незначительное отклонение от точных данных. При этом подобное отклонение не должно противоречить тезису, который в результате обосновывается. | 6-7 | ||
Автор может не привлекать источники СМИ, обнаруживает общее знание фактов. | 4-5 | ||
Автор не опирается на источники СМИ, искажает факты, либо не умеет работать с фактами, делает на их основе неверные умозаключения. | 0-3 | ||
Критерии: Идейная наполненность (максимум 32 балла) | |||
№ | Уровень | Баллы | Балл эксп |
Автор обнаруживает понимание специфики эссе: в результате он либо дает выход из проблемной ситуации, либо ставит проблему так, что ее можно расценить как оригинальную точку зрения. Эссе должно включать рассматриваемое событие (явление) в ряд общественных событий, которое позволяет видеть ясную логику рассуждения и ощущать эмоциональную убедительность. | 21-27 | ||
Автор отвечает на поставленный вопрос, ограничиваясь минимальным событийным контекстом. | 19-20 | ||
Автор отвечает на центральный вопрос поверхностно или без привлечения событийного контекста или/и допускает 2-3 фактические ошибки | 14-18 | ||
Автор не отвечает на вопрос или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей | 0-13 | ||
Критерии: Уровень представления работы: структура и оформление (максимум 5 баллов) | |||
№ | Уровень | Баллы | Балл эксп |
Композиция эссе содержит все составные части (эпиграф (необязательно), вступление (завязка), развитие темы, кульминация, предложенное решение (развязка), выводы (перспективы), эпилог). | 0-3 | ||
Работа качественно оформлена (единый размер шрифта у текста-корпуса, выделение текста подзаголовками, наличие лида и т.д.) | 0-2 | ||
Общий балл |